Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:16, реферат
Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.
Содержание
Введение.
Актуальность курсовой работы. Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.
Однако
процесс интеграции России в мировое
хозяйство сдерживают стратегические
слабости российской экономики. К данным
слабостям следует отнести: отсутствие
полноценной системы
Для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо: установление стабильного политического режима; совершенствование рыночного механизма хозяйствования; всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производств с импортозамещением; стимулирование экономического развития по пути НТП; вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.
На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Одной из главных целей реформ ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа. Особая роль в этом процессе принадлежит международным экономическим организациям. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные
экономические организации
На
современном этапе
Актуальность проблематики обусловила ЦЕЛЬ курсовой работы выявить проблемы и пути совершенствования деятельности международных экономических организаций и рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.
Цель работы предопределила решение следующих задач.
1.Определить
понятие международных
2.Показать
эволюцию развития
3.Выявить
особенности участия России в
системе международных
4.Рассмотреть процесс глобализации как результат деятельности международных организаций, выявить положительное и отрицательное влияние данного процесса на страны.
Теоретической
и информационной
базой работы послужили труды зарубежных
и отечественных ученых по проблемам международной
экономики и международного права, в том
числе по вопросам участия России в системе
международных экономических организаций,
материалы периодической печати, научные
доклады и материалы научно-практических
конференций, данные Госкомстата РФ и
Минэкономразвития, международные нормативные
акты, законодательные и нормативные акты
РФ и другие источники.
Глава 1. Общая характеристика системы международных экономических организаций.
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные1) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям.1 Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.
И.И.Лукашук,
определяя понятие
Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).
Для
классификации международных
Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.3
Наиболее известны и авторитетны следующие международные организации:
Международные политические и экономические организации общей компетенции:
Организация объединенных наций – ООН
Большая восьмерка – G 8
ОЭСР
Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:
ЮНИДО
ПРООН
ЮНКТАД
ВТО
Международные финансовые институты:
Группа Всемирного банка
Европейский банк реконструкции и развития
Региональные организации экономического сотрудничества
Европейский союз – ЕС
Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества - АРЕС
Специализированные межправительственные и неправительственные организации в области ИКТ:
ЮНЕСКО
Международный союз электросвязи – ITU
Международные организации являются итогом интеграционных процессов, происходящих во времени.
Таблица 1.
Формы и этапы интеграционных процессов.
Тип интеграции | Признаки | |
1 | Зона свободной торговли | Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам – у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС |
2 | Таможенный союз | Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьёзные внутренние противоречия. Примером может служить ЕС на современном этапе развития. |
3 | Общий рынок | Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы,как: полное согласование экономической политики и т. д., выравнивание экономических показателей. |
4.1 | Экономический союз | Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная( или единая) экономическая политика, и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах |
4.2 | Валютный союз | Форма и одновременно
крупная составляющая экономического
союза. Характерные черты валютного союза:
В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения |
5 | Полная экономическая интеграция | Единая экономическая
политика, унификация законодательной
базы. Условия:
|
1.2 Цели и функции, роль международных организаций.
В настоящее время международные организации прочно вошли в структуру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях, международные организации в то же время оказывают существенное влияние на проявление и развитие закономерностей межгосударственных отношений, таких, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств и др., создавая благоприятные условия для их реализации за счет использования специфических институционных форм, дающих членам международных организаций дополнительные возможности для многосторонних и двусторонних переговоров, проведения совместных поисков решений и т.п.
Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение.
Большая восьмерка (G8). Совещания руководителей индустриально развитых стран мира ежегодно проводятся с 1975 г. Решение об их проведении было принято в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам. Изначально эти встречи были задуманы как консультации лидеров шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и Италии. Затем к ним присоединилась Канада, а с начала 1990-х годов во встречах принимает участие Россия.
Совещания руководителей ведущих стран мира не имеют статуса международной организации, не основаны на каком-либо договоре и, таким образом, не располагают ни постоянным секретариатом, ни другими над национальными органами. Скорее их можно назвать «привилегированным клубом», члены которого наделены практически неограниченными полномочиями и, конечно, несут огромную ответственность. По традиции все решения на совещаниях принимаются единогласно.
Довольно
известной экономической
ОЭСР была создана в 1961 г. и являлась в политическом, организационном и юридическом отношении преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), представлявшей первую попытку послевоенного «объединения Европы».
Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике