Международное движение капиталов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ – первом десятилетии XXI вв. связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику XXI века. Для собирательного обозначения всех этих процессов применяется термин “глобализация”.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные понятия, формы, причины, преимущества и отрицательные
последствия международного движения капитала
1.1. Международное движение капитала: понятие и сущность. 7
1.2. Основные причины международного капитала. 11
1.3. Положительные и отрицательные последствия международного
движения капитала. 13
1.4. Основные формы международного движения капитала. 15
Глава 2. Роль России в международном движении капитала 19
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая экономическая теория.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

   В переговорах с Россией участвуют 64 члена ВТО или 78 государств. Переговоры по доступу на российский рынок товаров ведутся с 52 членами ВТО, по доступу на российский рынок поставщиков услуг – с 28 членами, по сельскому хозяйству – с около 50 членами ВТО.

   Требования  ВТО учтены в законах о специальных  защитных антидемпинговых и компенсационных мерах, о валютном, техническом регулировании, а также в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и в Таможенном кодексе РФ. Российское законодательство сегодня практически соответствует всем требованиям торговой организации.

   Вступление  России имеет несколько аспектов, в том числе и политических.

   «Чем дольше мы будем оттягивать вступление России в ВТО, тем сложнее нам будет отстаивать наши интересы», – Г. Греф. Чем больше стран вступает в ВТО, тем сложнее России вести переговоры – ведь с каждым новым членом приходится договариваться заново. Члены ВТО заинтересованы в том, что бы закрепить в процессе переговоров подчиненное экономическое и политическое положение России, в которое она попала в переходный период реформ. Даже Грузия и Украина поторопились вступить ВТО, чтобы воспользоваться этим рычагом и закрепить максимально благоприятные условия на поставки газа.

   Вступление  в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости, в первую очередь, за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей.

   Опыт  стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО.

   Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий. В то время как развитые страны стремятся навязать России дискриминационные условия вступления в ВТО, в т.ч. такие, выполнение которых не являлось обязательным при вступлении других стран в эту организацию

  России  предъявляются такие условия, которые и вовсе не регулируются ВТО, - например, соотношение внутренних и экспортных цен на энергоносители; транссибирские перелеты; отмена экспортных пошлин; принципы взимания налога на добавленную стоимость на экспорт нефти и газа.

  Особую  угрозу для российской экономики  представляет требование выровнять внутренние и внешние цены на энергоносители, прежде всего, на природный газ. Если мы примем это требование, то внутренние цены значительно вырастут, что равнозначно добровольному отказу от одного из наших естественных конкурентных преимуществ. По сути, такой шаг поставил бы реформу российского энергосектора под международный контроль. Характерно, что в большинстве ведущих западных стран энергетические рынки ввиду их стратегической важности для экономики регулируются на основе тех же принципов, что и в России.

  В целом, на инвестиционный климат в России неблагоприятно влияют несовершенство нормативно-законодательной базы привлечения инвестиций, методик переоценки основных фондов, неразвитость рыночной инфраструктуры, неурегулированность прав собственности на землю и недвижимость, высокий удельный вес убыточных и бесприбыльных предприятий, масштабность «теневого» сектора экономики, нестабильность проводимой финансовой и валютной политики, экономическая и личная незащищенность представителей мелкого и среднего бизнеса, распространение коррупции в органах власти различных уровней и регионов, очень высокий уровень бюрократии.

   Проблемы  улучшения инвестиционного климата  в России обусловлены состоянием рынка ценных бумаг и банковской системы, т.е. уровнем развития механизмов трансформации финансовых ресурсов в инвестиции. Реально этот рынок обслуживает в основном государство для погашения дефицита федерального бюджета, обеспечивая размещение государственных ценных бумаг. В настоящее время наибольшую ценность и ликвидность имеют акции базовых, инфраструктурных и экспортоориентированных производств, т.е. потенциальных «точек роста» современной промышленности. Это предприятия электроэнергетики, нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности, металлургии, транспорта и связи. Практика показывает, что результатом дальнейшего развития рынка ценных бумаг будет рост привлекательности вложений средств в акции предприятий не только для юридических, но и для многих физических лиц.

   Потенциальная российская экономика обладает рядом  привлекательных особенностей для капитала. Среди них – весьма емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие свободных производственных мощностей. Использование всех этих факторов и проведение соответствующей экономической политики, которая должна отвечать требованиям и условиям, призванным заложить основу устойчивого притока капитала, будет способствовать привлечению инвестиций в экономику нашей страны.

   Наряду  с созданием организационно-правовых условий и другими мерами государственной поддержки, комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

   Интересы  инвесторов предполагается учитывать  при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

   В отношении защиты собственности  инвесторов желательно разработать  единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

   Необходимо  совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

   Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

   Под эти цели необходимо предусмотреть  материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

     Оценивая  сложившуюся в настоящее время  в России макроэкономическую ситуацию, следует отметить, что после кризиса 2008 – 2009 гг. многие иностранные инвесторы высказывают сдержанные опасения по отношению к инвестициям в российскую промышленность. Главное требование к российскому правительству, которое они выдвигают – стабильность.

   В целях обеспечения притока иностранных  инвестиций необходимы:

    - главенство законов и возможность отстаивать свои права в суде, которые с одинаковой степенью лояльности подходил бы к российским и иностранным компаниям;

    - открытость экономики и внедрение международных стандартов бухучета;

    - борьба с коррупцией на всех уровнях власти;

    - ограничение инфляции на российском рынке, в т.ч. ограничение роста цен на услуги естественных монополий;

    - предсказуемость регулирования валютного курса, движение которого должно отражать разность уровня инфляции в России и соответствующих странах; избежание резких скачков курса рубля, ориентацию на плавное движение курса на основе паритета покупательной способности валют;

   - реформирование налоговой системы;

   - укрепление институтов собственности;

   - формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;

   - создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;

   - развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями;

   - совершенствование государственной статистики, создание и развитие банков данных различной статистической и маркетинговой информации.

   Только  тогда Россия сможет выдержать конкуренцию  с другими инвестиционными рынками. В странах восточной Европы, бывших советских республик, азиатских государств зачастую созданы более привлекательные условия для инвесторов, чем в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   В работе были последовательно рассмотрены сущность и основные формы движения капитала, роль международного движения капитала в экономическом росте и модернизации экономики развитых и развивающихся стран, положительные и отрицательные стороны миграции капиталов между странами.

   Определены  основные проблемы в привлечении  иностранного капитала в российскую экономику, среди которых основными являются:

   - проблема несовершенства законодательства  и коррупции;

   - проблема сырьевой ориентации  российской экономики и невысокая  привлекательность инвестиций в обрабатывающую промышленность;

   - проблема завышенного курса рубля  по отношению к основным иностранным валютам и продолжающееся его укрепление, если считать по паритету покупательной способности;

   - проблема вступления России в  ВТО

   - проблема роста цен на товары  и услуги естественных монополий

   - проблема раздела некогда единой  энергетической системы страны, в результате чего повышается вероятность быстрого роста цен на электроэнергию, старения основных фондов, невозможности образовавшихся более мелких компаний сектора вкладывать средства в обновление фондов и наращивание производства и, как следствие, - вероятность существенного увеличения удельной энергоемкости всей российской экономики;

   - проблема организации инфраструктуры  для привлечения инвестиций;

   - проблема увеличения эффективности использования механизма особых экономических зон и многие другие.

   Рассмотрены основные законодательные акты, регулирующие иностранные инвестиции в России, основные направления стимулирования иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата в России. Сделаны выводы о явной недостаточности мер, принимающихся в этой сфере, и необходимости серьезной перестройки системы законодательного регулирования.

   Предложены  рекомендации по совершенствованию  государственной политики по привлечению инвестиций.

   Анализ  последних тенденций в российской экономике после кризиса 2008 – 2009 гг. показывает, что, несмотря на преодоление спада инвестиционной активности в целом по стране, положение дел в большинстве отраслей экономики остается сложным. Продолжающееся сокращение инвестиций на развитие отдельных отраслей экономики оказывает негативное влияние на развитие промышленности, в т.ч. наиболее передовых и наукоемких отраслей. Необходимо изыскивать инвестиции, стимулировать частных, в т.ч. иностранных, инвесторов, способствовать снижению стоимости заемных средств и увеличению их доступности для предприятий, развивать инфраструктуру в российских регионах. К настоящему времени пока нельзя говорить о полном преодолении спада в экономике, т.к. присутствуют признаки сохранения депрессивной ситуации. Проведенные за счет средств стабилизационного фонда мероприятия по предотвращению банкротств стратегически важных предприятий России в значительной степени достигли своего результата. Однако государственная политика почти не повлияла на стоимость банковского кредитования частного сектора, которая увеличилась в 2 раза во время кризиса, и не смогла восстановить нормальное функционирование кредитной системы страны.

Информация о работе Международное движение капиталов