Международное движение капиталов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ – первом десятилетии XXI вв. связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику XXI века. Для собирательного обозначения всех этих процессов применяется термин “глобализация”.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные понятия, формы, причины, преимущества и отрицательные
последствия международного движения капитала
1.1. Международное движение капитала: понятие и сущность. 7
1.2. Основные причины международного капитала. 11
1.3. Положительные и отрицательные последствия международного
движения капитала. 13
1.4. Основные формы международного движения капитала. 15
Глава 2. Роль России в международном движении капитала 19
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая экономическая теория.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

    Масштабы  участия иностранного сектора в  российской экономике в среднем  на порядок меньше, чем в других странах, то есть по этому критерию Россия выбывает из общемировой тенденции. Россия фактически остается в числе рекордсменов по степени закрытости своей экономики для иностранного капитала, отставая от большинства стран мира, по крайней мере, на 10-15 лет.

    Столь небольшие объемы иностранных инвестиций можно объяснить плохим инвестиционным климатом, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.

    Но  в России, как и в других государствах, прямые инвестиции содействуют преодолению структурного застоя и стимулируют развитие национальной экономики. Иностранный сектор обеспечивает доступ к широкому кругу технологических и организационных инноваций, выступает в качестве эффективного механизма интеграции в мировую экономику. Политика, направленная на стимулирование прямых иностранных инвестиций и наращивание масштабов участия иностранного сектора в хозяйственной жизни, на данном этапе отвечает долгосрочным национальным интересам России. Поэтому целесообразно задействовать все доступные макроэкономические и административно-правовые инструменты для активации потока прямых иностранных инвестиций.

   По  состоянию на конец марта 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 221 млрд.долларов США, что на 45,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 48,8% (на конец марта 2007г. - 50%), доля прямых инвестиций составила 48,2% (48,2%), портфельных - 3% (1,8%).

     В Россию в 2006 году поступили инвестиции из 98 стран. Основными инвесторами в рассматриваемом периоде выступали Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария, США. На долю этих стран приходилось 84,8% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 85,8% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

   Совместные  и иностранные предприятия создаются  в основном в сфере общественного питания. Затем идет промышленность, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное обслуживание, транспорт и связь.

   По  данным экономической комиссии ООН  для Европы, российские компании, получившие финансовую поддержку из-за рубежа, смогли в пять раз увеличить число служащих, заработная плата которых на 50% выше средней по стране. Обрабатывающее производство и торговля в общем объеме составляет наибольший удельный вес (51,7 %).

   Важное  место в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции. По данным Госкомстата РФ, в 2006 году в акции российских приватизированных предприятий иностранными инвесторами вложено 2,8 млн. долл. В России обосновалось около 20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских акций.

   Из  российских регионов у западных инвесторов наибольшей популярностью пользуются Москва, Санкт-Петербург, а также  Архангельская, Тюменская, Магаданская области и Приморский край.

   Одним из механизмов привлечения иностранных  инвестиции в экономику России стало создание особых экономических зон.

   Осо́бая экономи́ческая зо́на — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

   В России существуют особые экономические  зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

   22 декабря 2005г. постановлением Правительства  РФ в России организовано шесть  особых экономических зон:

   - четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах Дубна, Зеленоград, Томск, поселке Стрельна под С.-Петербургом.

   - две промышленно-производственные зоны в городах Елабуга (ОЭЗ «Алабуга») и Липецк (ОЭЗ «Липецк).

   3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа – в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Алтайском крае, в Краснодарском крае, в Ставропольском крае, в Иркутской области, в Калининградской области.

   На  конец 2009 года всего на территории ОЭЗ  России зарегистрировано 207 резидентов.

   Кроме того, в Калининградской области  с 1991 года действует особая экономическая зона, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе №16 ФЗ от 10.01.2006. Ее функционирование имеет особенность: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области. На конец 2009 г. данная ОЭЗ привлекла 67 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций около 35 млрд. руб.

   В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с  ФЗ от 31 мая 1999 г. С помощью правового  режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

   30 декабря 2009 года подписано постановление  Правительства РФ № 1163 «О создании  на территории Ульяновской области  портовой особой экономической  зоны». По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она базируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», построенного в 80-е годы. Аэропорт обладает уникальной взлётно-посадочной полосой, которая способна принимать любые виды воздушные судов.

   Постановлением  Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185 портовая особая экономическая зона создана на территории Хабаровского края. Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае.

   Создание  на территории России особых экономических  зон имеет следующие цели:

     - привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны;

     - создание новых рабочих мест  для высококвалифицированного персонала;

     - развитие экспортной базы;

     - импортозамещение;

     - апробация новых методов менеджмента и организации труда.

   Новым явлением для российской экономики  стал приток инвестиций из азиатских НИС. По некоторым оценкам, общий объем инвестиций азиатских “новых индустриальных стран” в Россию к концу 2008 г. составил 800 млн. долл. США. Из них на южно-корейские и сингапурские инвестиции пришлось около 300 млн. долл. Инвестиции Тайваня, Гонконга составили примерно по 100 млн. долл. Основные интересы азиатских инвесторов, включая Японию, связаны с развитием Дальнего Востока. По мнению ряда специалистов, объем инвестиций в российскую экономику из стран юго-восточной Азии может расти в ближайшие годы более высокими темпами, чем из развитых стран, т.к. НИС Юго-Восточной Азии накопили за последние годы значительный капитал, имеют опыт работы в переходной экономике и меньше боятся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Странам Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона нужны российское топливо и сырье; они готовы также вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты, поддерживая российскую обрабатывающую промышленность.

   Предприятия с участием иностранного капитала составляют весьма динамичную часть в российской экономике, однако роль их невелика, так как они дают лишь 3% валового национального продукта страны. Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в российскую экономику не в интересах западных государств и международных корпораций. Более важно для них - оставить Россию на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок для них - это, главным образом, и, прежде всего, - огромный спрос; им не нужны новые конкуренты.

   Характеризуя  общую ситуацию с привлечением иностранных  инвестиций, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате несовершенства и непоследовательности государственной политики по привлечению иностранного капитала. В результате иностранные компании при оценке привлекательности размещения инвестиций на территории России закладывают в экономическую модель высокие риски, которые увеличивают расчетные сроки окупаемости проектов, снижают NPV проекта.

   Такие барьеры, как коррупция чиновников всех уровней (особенно в российских регионах), законодательные ограничения при оформлении в собственность земельных участков, бюрократия (большое количество проверяющих органов, длительность согласований)  и др., общеизвестны и постоянно обсуждаются на всех уровнях.

   Однако  существует проблема, которая оказывает  огромное отрицательное влияние на внутреннее промышленное производство и привлекательность иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику, но при этом замалчивается официальными органами власти и СМИ. Это проблема завышенного курса рубля (если сравнивать по паритету покупательной способности с главными конвертируемыми валютами – долларом и евро).

   Так, например, в начале 2000 г. курс евро по отношению к рублю составлял  около 35 руб. При этом средняя инфляция в 2000 – 2009 гг. в еврозоне составила около 3 %, а в России – около 11 % (по официальным данным). Таким образом, за 10 лет стоимость корзины товаров в еврозоне выросла на 1,0310= 35%, а в России 1,1110= 184 % (т.е. в 2,8 раза). А если учитывать рост стоимости товаров и услуг российских естественных монополий (до 30 – 50 % ежегодно!), разница оказывается еще больше.

     Курс евро по отношению к  рублю в марте 2010г. составил 40 руб (а в октябре 2008г, до кризиса, составлял 34,5 руб.). Представим теперь, что некая корзина товаров стоила в 2000 г. 1 евро в ЕС и 35 руб. (1 евро) в России. К началу 2010 г. эта корзина товаров, произведенных в ЕС, достигла стоимости 1,35 евро, а корзина товаров, произведенных в России – 35*2,8=98 руб., т.е. 98/40 = 2,45 евро. Следовательно, стоимость товаров, произведенных в России, возросла по сравнению с товарами, произведенными в ЕС, в 2,45/1,35 = 1,81 раза.

   Таким образом, если в начале 2000 г. в Россию было невыгодно импортировать целый  ряд товаров (которые стоили в  России до 1,5 - 2 раз меньше, чем в  ЕС) и одновременно выгодно было размещать производство на территории России (экспортировать капитал, а не товары), то теперь целый ряд товаров (главным образом, в пищевой и обрабатывающей промышленности, многих сельскохозяйственных товаров) стало дешевле импортировать, чем производить внутри России. То же самое касается экспорта российских товаров – т.к. себестоимость отечественных товаров с каждым годом увеличивается минимум на 10%, а зарубежных – не более чем на 3%, - экспортировать их становится все менее выгодно. Валютный курс, который, по теории, должен изменяться в соответствии с разницей в уровнях инфляции соответствующих стран, в России установлен примерно на одном уровне (за исключением резкой вынужденной девальвации в конце 2008 – начале 2009гг.). В результате закрепляется преимущественно сырьевая ориентация российской экономики.

   До  середины 2008 г. влияние указанного фактора  сдерживалось тем, что после девальвации  рубля в 1998 – 1999гг. появился определенный диспаритет цен российских и зарубежных товаров. Однако к 2005 – 2006 гг. этот диспаритет был, в основном, преодолен, и стал нарастать уже диспаритет с противоположным знаком – превышение себестоимости отечественных товаров над зарубежными, который охватывал все новые и новые отрасли.

   Таким образом, приведенный выше расчет показывает, что неправильный курс рубля стал одним из самых значительных факторов начала кризиса 2008-2009 гг. Учитывая, что с начала 2010 г. курс евро и доллара имеет четкую тенденцию к снижению, а уровень инфляции в России продолжает превышать ее уровень в Европе и США, перспективы привлечения иностранных инвестиций в российскую обрабатывающую промышленность становятся все менее определенными.

     Кризис 2008 – 2009 гг., спровоцированный резким оттоком  иностранного капитала из России, нанес огромный вред экономике и снизил ее привлекательность для иностранных инвестиций. Последовавшая вслед за кризисом резкая девальвация рубля, как отмечалось выше, привела к большому количеству банкротств отечественных компаний, что повысило риски прямых и портфельных инвестиций в российскую промышленность в глазах иностранных инвесторов. Резкое ухудшение доступа к дешевым иностранным кредитам, одновременное резкое увеличение ставок по кредитам в отечественных банках снизило возможности российских компаний для рефинансирования долгов (преимущественно долларовых). В 2008 – 2009 гг. российское правительство потратило значительную часть стабилизационного фонда на помощь отечественным банкам и предприятиям, что, в целом, принесло положительный эффект. Однако нужно отметить, что значительная часть средств, выделенная банкам для кредитования промышленности, ушла не по назначению (например, спекуляции с валютой приносили банкам более высокий доход, поэтому у банков не было стимула вкладывать деньги в промышленность). Кроме того, государственные меры не смогли серьезно повлиять на уровень банковских ставок по кредитам, которые в кризис взлетели более чем в 2 раза.

Информация о работе Международное движение капиталов