Наряду
с валютной интервенцией ЦБР принимает
ряд административных мер, которые
являются инструментами регулирования
валютного курса в направлении,
отвечающему укреплению денежного
обращения и повышению эффективности
межгосударственных экономических
отношений. К таким мерам, в частности,
относятся:
-
решение об обязательной продаже
части экспортной выручки. Ее
осуществляют на валютных биржах
экспортеры через уполномоченные
коммерческие банки;
-
лимитирование операций коммерческих
банков по купле-продаже иностранной
валюты на валютном рынке. Для
этого банкам, имеющим валютную
лицензию, устанавливается так называемая
“открытая позиция”. Она определяется
для банка как разница между
суммой иностранной валюты, купленной
им за свой счет с 1 января отчетного года,
и суммой иностранной валюты, проданной
банком за тот же период времени;
-
учитывая, что значительная часть
валюты в результате экспорта
оседала в иностранных банках,
ЦБР совместно с Государственным
таможенным комитетом Российской
Федерации разработали систему,
предусматривающую методы экономического
и административного воздействия
на экспортеров, задерживающих
возврат валюты в отечественные
банки;
-
как временную меру валютного
регулирования ЦБР установил
верхний и нижний предел колебания
курса рубля при операциях
на валютном рынке - так называемый
“валютный коридор”. Установление
“валютного коридора” является
шагом по введению регулируемого
валютного курса, поскольку нерегулируемая
динамика валютного курса оказывает
негативное влияние на развитие
внутреннего денежного обращения,
на финансовое положение банков
и предприятий, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность.
Благодаря
валютной интервенции в рамках «валютного
коридора» ЦБР имеет возможность
обеспечить равномерную и
предсказуемую динамику валютного
курса, увязанную с другими макроэкономическими
показателями, в том числе и
в первую очередь с темпами
инфляции и процессом сближения
уровня внутренних цен с уровнем
мировых цен.
Регулирование
обращения наличных денег, эмиссия,
организация их обращения и изъятия
из обращения осуществляются исключительно
ЦБР. В условиях, когда в России
по сути был только один банк - Государственный,
для его филиалов не существовало
проблемы кредитных ресурсов, так
как они создавались автоматически
благодаря функционированию т.н. межфилиальных
оборотов. В этот период правительство
планировало и строго лимитировало
процесс превращения депозитной
эмиссии в банкнотную, то есть процесс
превращения безналичных денег
в наличные, ибо в России бытовало
мнение, что в денежном обращении
циркулируют только наличные деньги,
а движение денег по банковским счетам
- это лишь обращение банковских
записей, а не денег. В США и в других
капиталистических странах в начале XX
столетия экономисты также считали деньгами
лишь банкноты и металлические монеты.
В последующие годы в этих странах уже
не проводилось экономического различия
между наличными и безналичными деньгами.
Различия сводились к техническим особенностям
тех и других и связанных с этим издержками
обращения. Объективные условия перехода
России к рыночным отношениям и создание
соответствующих коммерческих банков
стимулировали идентичный с другими развитыми
странами подход к оценке компонентов
денежной массы в обращении. Вместе
с тем необходимо иметь в виду, что в развитых
капиталистических странах доля наличных
денег в общей денежной массе находится
на уровне 5-10 процентов. В России же удельный
вес наличных денег в их общей сумме пока
неуклонно возрастает. Так, на 1 января
1992 года в обращении находилось 166 млрд.
наличных рублей, или 17 процентов всей
денежной массы. По данным баланса ЦБР
по состоянию на 1 октября 1994 года налично-денежная
масса достигла 36 трлн. рублей.4 Это
связано с крайне низким по сравнению
с другими странами уровнем развития системы
безналичных платежей. В 1995 году
в целях сокращения объемов наличной денежной
массы ЦБР и коммерческие банки произвели
крупные капитальные вложения как со стороны
ЦБР, так и со стороны коммерческих банков
в создание материально-технической базы
для существенного расширения системы
безналичных расчетов, в том числе и с
населением. В настоящее время ЦБР производит
прогнозные расчеты кассовых оборотов,
целью которых является определение потребности
в наличных деньгах по стране в целом,
по регионам и по банкам. В таких расчетах
определяются объем и источники поступления
наличных денег в кассы коммерческих банков
и в оборотные кассы ЦБР, размеры и основные
направления по выдаче наличных денег
предприятиям, организациям, учреждениям
и гражданам, а также налично-денежный
эмиссионный результат, то есть сумма
выпуска или изъятия наличных денег из
обращения. ЦБР утвердил положение,
регулирующее операции с наличными деньгами,
которое, в частности, предусматривает
установление для каждой организации
лимитов наличных денег в кассах. Запрещается
оплачивать наличными деньгами сделки
на сумму более установленных ЦБР лимитов.
Все расчеты между юридическими лицами
сверх этой суммы должны производиться
только в безналичном порядке. Деятельность
ЦБР в области регулирования денежного
обращения и использования его в качестве
инструмента стабилизации экономики непосредственно
связана с процессом вхождения России
в международное экономическое сообщество,
оказывающее содействие развитию российской
экономики.
2.5.Дополнительные
инструменты денежно-кредитной политики
ФРС США
Три основных инструмента кредитно-денежной
политики периодически дополняются некоторыми
менее важными средствами контроля в форме
селективного регулирования, которое
касается фондовой биржи, регулирования
процентных ставок по депозитам, покупок
в рассрочку и увещевания.
-Предписываемая законом
маржа. Урок великого "краха" фондовой
биржи в 1929 г. состоит в том, что безудержная
спекуляция может доставить экономике
серьезные проблемы. Например, падение
курса акций может уничтожить состояния
частных лиц или предприятий, имеющих
значительное количество акций. Это вынуждает
их урезать свои потребительские и инвестиционные
расходы и толкает экономику к спаду, или
депрессии. Аналогичным образом предприятие,
желающее расшириться, обнаружит, что
упавшие цены акций затрудняют получение
необходимых средств. В качестве меры
против излишней спекуляции на фондовой
бирже и возможности краха Совет управляющих
Федеральной резервной системы имеет
право устанавливать предписываемую законом
маржу, или минимальный процент первоначального
взноса, который должен сделать покупатель
акции. Так, нынешняя предписываемая законом
маржа в 50% означает, что лишь 50% покупной
цены ценной бумаги могут быть оплачены
заемными средствами, за оставшиеся 50%
следует “выложить деньги на бочку”.
Эта норма может повышаться, когда считается
желательным ограничить спекулятивную
скупку акций, и понижаться - для оживления
вялого рынка.
-Регулирование
процентных ставок по депозитам со стороны
Федеральной резервной системы (так называемая
инструкция “Q”) возникло в финансово-экономической
практике США в 1933 году. Согласно принятому
тогда постановлению устанавливались
верхние нормы процента, которые могли
выплачиваться по сбережениям (сберегательным
вкладам) и срочным вкладам, размещенным
в коммерческих банках. В то время казалось,
что подобные мероприятия ограничат межбанковскую
конкуренцию за привлечение вкладов и
предупредят вложение коммерческими банками
средств в очень рискованные активы (ссуды
и инвестиции). Сегодня вряд ли найдется
хотя бы один здравомыслящий экономист,
который предложит бороться с конкуренцией
и попытается оградить банки от чрезмерно
рискованных проектов таким способом.
Естественно, что установление верхних
пределов процентных ставок по вкладам
не мешает банкам предоставлять ссуды
либо проводить инвестиции, ориентируясь
на более высокие нормы процента, и максимизировать
тем самым свою прибыль.
-Время
от времени конгресс наделяет Совет управляющих
полномочиями накладывать определенные
ограничения на потребительский кредит.
Например, используя имеющуюся у него
законодательную власть, президент Картер
весной 1980 г. приказал Федеральной резервной
системе ввести новые ограничения на получение
займов потребителями, что было частью
его антиинфляционной программы. А
именно: кредиторы обязывались делать
“специальные вклады” в федеральные
резервные банки, равные 15% любого увеличения
общего количества кредита, выданного
в форме покупки кредитных карточек или
необеспеченных займов частным лицам.
Поскольку эти специальные вклады не приносили
процента, они увеличивали издержки кредиторов
и отбивали охоту к дальнейшему расширению
потребительского кредита.
Руководящие
кредитно-денежные учреждения иногда,
используют менее осязаемый прием
убеждения для воздействия на
кредитную политику коммерческих банков.
Увещевание попросту означает использование
руководящими кредитно-денежными учреждениями
“дружеского убеждения” - политического
заявления, общественного решения,
открытого призыва к тому, чтобы
не допустить излишнего расширения
или сокращения банковского кредита,
которое может иметь серьезные
последствия для банковской системы
и экономики в целом. Например,
чтобы способствовать борьбе с инфляцией,
Федеральная резервная система
в марте 1980 г. “настоятельно рекомендовала”
банкам ограничить ежегодное расширение
кредита до 6-8%, что значительно
ниже предполагавшегося 20-процентного
роста.
В
последние годы значение таких методов
контроля и регулирования денежно-кредитных
отношений резко снизилось, так
как подобные механизмы регулирования
очень сложны в реализации на практике.
Кроме того, эти мероприятия носят
локальный характер и проигрывают
в этом смысле более мощным и всеобъемлющим
инструментам контроля за денежно-кредитными
отношениями, рассмотренным ранее.
Таким
образом, ЦБР и ФРС США как
центральные банки государств играют
чрезвычайно важную роль в процессах
регулирования денежного обращения,
являются главным звеном денежно-кредитных
систем стран; среди функций ЦБР
и ФРС США есть общие функции
(и механизмы их реализации) центральных
банков, но есть и специфические, связанные
с различием экономической и
политической ситуации в странах, с
их историческим развитием.
3.Механизм
и результат реализации денежно-кредитной
политики
3.1. Основные
типы денежно-кредитной политики
Выше
уже были упомянуты политика дорогих
денег (рестрикционная) и политика дешевых
денег (экспансионистская). В этом разделе
мы увидим, в чем она заключается и каков
механизм реализации той или иной.
Пусть
экономика столкнулась с безработицей
и со снижением цен. Следовательно,
необходимо увеличить предложение денег.
Для достижения данной цели применяют
политику дешевых денег, которая заключается
в следующих мерах. Во-первых, центральный
банк должен совершить покупку ценных
бумаг на открытом рынке у населения и
у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо
провести понижение учетной ставки и,
в-третьих, нужно нормативы по резервным
отчислениям. В результате проведенных
мер увеличатся избыточные резервы системы
коммерческих банков. Так как избыточные
резервы являются основой увеличения
денежного предложения коммерческими
банками путем кредитования, то можно
ожидать, что предложение денег в стране
возрастет. Увеличение денежного предложения
понизит процентную ставку, вызывая рост
инвестиций и увеличение равновесного
чистого национального продукта. Из вышесказанного
можно заключить, что в задачу данной политики
входит сделать кредит дешевым и
легко
доступным с тем , чтобы увеличить
объем совокупных расходов и занятость.
В
ситуации, когда экономика сталкивается
с излишними расходами, что порождает
инфляционные процессы, центральный банк
должен попытаться понизить общие расходы
путем ограничения или сокращения предложения
денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо
понизить резервы коммерческих банков.
Это осуществляется следующим образом.
Центральный банк должен продавать государственные
облигации на открытом рынке для того,
чтобы урезать резервы коммерческих банков.
Затем необходимо увеличить резервную
норму, что автоматически освобождает
коммерческие банки от избыточных резервов.
Третья мера заключается в поднятии
учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих
резервов
посредством заимствования у
центрального банка. Приведенную выше
систему мер называют политикой дорогих
денег. В результате ее проведения банки
обнаруживают, что их резервы слишком
малы, чтобы удовлетворить предписываемой
законом резервной норме, то есть их текущий
счет слишком велик по отношению к их резервам.
Поэтому, чтобы выполнить требование резервной
нормы при недостаточных резервах, банкам
следует сохранить свои текущие счета,
воздержавшись от выдачи новых ссуд, после
того как старые выплачены. Вследствие
этого денежное предложение сократится,
вызывая повышение нормы процента, а рост
процентной ставки сократит инвестиции,
уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается в
ограничении предложения денег, то есть
снижения доступности кредита и увеличения
его издержек для того, чтобы понизить
расходы и сдержать инфляционное давление.
3.2.Кредитный
кризис 2008 года: антикризисные меры
Кредитный
кризис не был ни неожиданным, ни непредвиденным;
он явился логическим следствием накопившихся
негативных событий и недостатка
регулирования финансовых рынков. По
сути, проблемы сектора низкокачественных
ипотечных кредитов стали спусковым
крючком накопленных диспропорций
в глобальной экономике. Одним из
основных макроэкономических факторов
кризиса стала денежно-кредитная
политика, проводимая в США, начиная
с 2001 года. Период "дешевых" денег
и избыточной ликвидности был
достаточно длительным в силу исключительной
роли доллара США как мировой
валюты. Так же, как центральные
банки других стран, Федеральная
резервная система (ФРС) контролирует
совокупное денежное предложение путем
снижения или увеличения объема финансовых
ресурсов, доступных коммерческим банкам
через операции на открытом рынке
и кредиты, которые ФРС представляет
банкам и сберегательным учреждениям.
В 2001-2004 ФРС значительно снизила краткосрочные
процентные ставки (минимум был достигнут
на уровне в 1% в 2003), уменьшив тем самым
стоимость фондирования для банков, сберегательных
и несберегательных финансовых институтов
с высокой долей заемного капитала. В свою
очередь, финансовый сектор стал активно
наращивать кредитную массу и покупать
долговые и производные инструменты. Снижение
ставок также повлияло на соответствующее
снижение доходности государственных
облигаций и других долговых финансовых
инструментов.
Кредитный
кризис показал, что регуляторам
нужно пересмотреть общие подходы
к государственным и корпоративным
финансам, скорректировать регулирование
отдельных групп участников рынка
(инвестиционных компаний, банков, рейтинговых
агентств и прочих) в соответствии со спецификой
их деятельности, пересмотреть раскрытие
информации о сложных финансовых инструментах
, и взглянуть на экономику через призму
недавних событий. Антикризисные
меры в России были направлены на предотвращение
резкой девальвации рубля, обеспечение
ликвидностью банковского сектора, спасение
банков-банкротов и помощь крупным корпорациям
в погашении иностранных кредитов. Представители
Министерства финансов, ЦБ и Правительства
своими выступлениями старались предотвратить
массовую панику и приостановить отток
вкладов населения из банковской системы.
Проводя в жизнь антикризисную политику,
правительства активно тратило деньги
налогоплательщиков и направляло их на
спасение неликвидных финансовых институтов.
С одной стороны, такие меры были направлены
на восстановление финансовой стабильности
и предотвращение распространения проблем
на другие финансовые институты и сектора
экономики. С другой стороны, налогоплательщики
фактически расплачивались за высокорискованные
спекулятивные операции с производными
инструментами, недостатки существующей
системы регулирования, мошенничества
финансовых посредников и другие операции
рыночных игроков.