Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
Введение.......................................................................................................................2
1. Основные понятия кредитно-денежной системы.................................................4
2.Инструменты кредитно-денежной политики.........................................................9
2.1.Основные инструменты кредитно-денежной политики....................................9
2.2. Сравнительная значимость……………………………………………………17
2.3. Функции ЦБР и ФРС США...…………………………………………………19
2.4.Дополнительные инструменты кредитно-денежной политики…….……….21
2.5.Дополнительные инструменты кредитно-денежной политики ФРС США...25
3.Механизм и результат реализации кредитно-денежной политики.…………. 28
3.1.Основные типы кредитно-денежной политики.…………………………...…28 3.2.Кредитный кризис 2008 года: антикризисные меры…………………………29
3.3. Эффективность кредитно-денежной политики……………………………...31
Заключение.................................................................................................................34
Список используемой литературы… ......................................................................35
Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с
обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким образом, операции на открытом рынке,
как метод денежно-кредитного регулирования,
значительно отличаются от двух предыдущих.
Главное отличие - это использование более
гибкого регулирования, поскольку объем
покупки ценных бумаг, а также используемая
при этом процентная ставка могут изменяться
ежедневно в соответствии с направлением
политики центрального банка. Коммерческие
банки, учитывая указанную особенность
данного метода, должны внимательно следить
за своим финансовым положением, не допуская
при этом ухудшения ликвидности
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты),
которые коммерческие банки
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При
нарушении коммерческими
Очевидно,
что использование
2.2. Сравнительная
значимость
Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются, конечно, операции на открытом рынке.
Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, величина резервов коммерческих банков, получаемых путем займа у центральных банков, обычно очень мала. В среднем лишь 2-3% банков резервов приобретаются таким путем. На самом деле нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке. В той мере, в какой продажа облигаций центральным банком порождает временную нехватку резервов у коммерческих банков, последние испытывают потребность в займах у центрального банка. Коммерческие банки берут кредиты у центрального банка в большинстве случаев скорее в ответ на операции на открытом рынке, чем на изменение процентной ставки. Во-вторых, манипулирование резервами коммерческих банков через операции на открытом рынке и изменение резервных требований осуществляется по инициативе центрального банка, тогда как эффективность воздействия учетной ставки ( на займы) зависит от инициативы коммерческих банков. Например, если учетная ставка понижается в то время, когда немногие банки стараются получить заем в центральном банке, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо не повлияет на банковские резервы и предложение денег.
Тем не менее некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки имеет важный «информационный эффект»,то есть может служить ясным и понятным способом оповещать финансистов и экономики в целом о намеченном курсе кредитно-денежной политики. Другие экономисты сомневаются в этом, утверждая, что изменения учетной ставки часто носит « пассивный » характер, в том смысле, что ставка изменяется скорее с целью привидения ее в соответствии с другими краткосрочными процентными ставками, чем с целью вызвать перемены в политике.
Ограниченное применение этой меры (изменения резервной нормы), несомненно,объясняется тем фактом,что находящиеся в резерве деньги не приносят процентов,а следовательно, повышение и снижение резервных требований могут оказать существенное воздействие на банковские прибыли.
Но существуют более веские основания считать операции на открытом рынке главным инструментом кредитно-денежной политики. Этот механизм денежного контроля обладает важным преимуществом - гибкостью, то есть государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах; к тому же его применение сказывается на резервах банка без промедления. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке обладают более тонким косвенным воздействием. Потенциальная способность центральных банков влиять на резервы коммерческих банков через продажу и покупку облигаций в количественном плане не вызывает сомнения.
Обладая
такими ресурсами, которыми не в состоянии
обладать ни один коммерческий банк, центральные
банки выполняют большое
-
монопольно осуществляет
-
является для коммерческих
-
от имени правительства
-
наряду с коммерческими
- является банком банков. Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.
При этом отмечается, что важнейшей из функций Центрального банка России являются разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.3
Федеральная
резервная система США
-
хранит вклады банков и
-
обеспечивает механизм
-
выступает в роли фискального
агента федерального
-
наряду с Федеральной
-
несет ответственность в
Сравнивая эти два списка функций центрального банка государства, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями ЦБР и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство по сути является для него одним из клиентов), а ЦБР контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.
Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому ЦБР не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБР.
Но
основной функцией и ФРС США и
ЦБР является регулирование денежного
обращения в соответствии с потребностями
экономики, т.е. осуществление кредитно-
- изменение учетной ставки;
- операции на открытом рынке;
-
изменение нормы
При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.
2.4. Дополнительные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР
Эффективной
системой валютного регулирования
является валютная интервенция. Она
заключается в том, что ЦБР
вмешивается в операции на валютном
рынке с целью воздействия
на курс рубля путем купли или
продажи иностранной валюты: для
повышения его курса ЦБР
Информация о работе Механизм и результат реализации кредитно-денежной политики