Механизм и результат реализации кредитно-денежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................2
1. Основные понятия кредитно-денежной системы.................................................4
2.Инструменты кредитно-денежной политики.........................................................9
2.1.Основные инструменты кредитно-денежной политики....................................9
2.2. Сравнительная значимость……………………………………………………17
2.3. Функции ЦБР и ФРС США...…………………………………………………19
2.4.Дополнительные инструменты кредитно-денежной политики…….……….21
2.5.Дополнительные инструменты кредитно-денежной политики ФРС США...25
3.Механизм и результат реализации кредитно-денежной политики.…………. 28
3.1.Основные типы кредитно-денежной политики.…………………………...…28 3.2.Кредитный кризис 2008 года: антикризисные меры…………………………29
3.3. Эффективность кредитно-денежной политики……………………………...31
Заключение.................................................................................................................34
Список используемой литературы… ......................................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая кредитно ден политика.docx

— 115.94 Кб (Скачать)

    

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    2.Инструменты кредитно-денежной политики

2.1.Основные  инструменты кредитно-денежной политики

      Теперь  рассмотрим основные инструменты с  помощью которых центральный  банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам.

      К ним относятся:

-изменение норм обязательных резервов;

- изменение ставки рефинансирования;

-операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой;

-а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

      Политика  обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке.

      Повышение резервной нормы увеличивает  объем обязательных резервов, которые должны держать банки. В таком случае либо банк теряет избыточные резервы, что снижает их возможность создать деньги путем кредитования, либо же резервы кажутся недостаточными, что  вынуждает уменьшать чековые депозиты и тем самым денежное предложение. Снижение резервной нормы  переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кредитования.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных

учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

      Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты,

оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими

банками, располагающими большими ресурсами. 

      Рефинансирование коммерческих банков. Под рефинансированием понимается предоставление ЦБР кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставлении ломбардного кредита и переучета векселей.

       До 1994 года ЦБР предоставлял коммерческим  банкам кредиты в порядке централизованного  распределения. С помощью этих  кредитов ссудный фонд страны  направлялся на предприятия, в  отрасли и регионы без учета  экономической целесообразности  и реальных возможностей возврата. Такое кредитование не требовало  от коммерческих банков привлечения  депозитов. Они играли пассивную  роль финансовых посредников,  предоставляя заемщикам кредиты  по ставке, значительно ниже учетной  ставки ЦБР. Разница  покрывалась  из бюджета с учетом того, что  размер маржи составлял - независимо  от кредитоспособности заемщика - 3 процента. В 1995 году выдача централизованных  кредитов резко сократилась, хотя  и сохранилась для поддержки  некоторых отраслей. Теперь банки  могут рассчитывать на получение  кредитных ресурсов от ЦБР  на коммерческой основе путем  их покупки на кредитных аукционах.  Они проводятся  в форме удовлетворения  аукционных заявок коммерческих  банков с  частотой и   в сроки, определяемые ЦБР,  исходя из задач его кредитно-денежной  политики.

     Ломбардный  кредит - форма рефинансирования, при  которой ЦБР предоставляет ссуды  под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью (ипотека), ломбардные операции являются ссудами под залог движимого  объекта. Предметом залога становятся в первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды  выдаются в пределах суммы, не превышающей  определенной части их курсовой стоимости, поскольку возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами  в залог могут приниматься  векселя. Список ценных бумаг, принимаемых  к залогу, определяется ЦБР. Это, как  правило, государственные ценные бумаги, но в отдельных случаях могут  приниматься и корпоративные  ценные бумаги. ЦБР устанавливает  лимит выдачи ломбардного кредита  в целом по стране и  для каждого  Главного территориального управления (Национального банка). Ломбардный кредит предоставляется на основе ежегодно заключаемого генерального кредитного договора, в котором оговариваются принципиальные условия кредитования. Каждая ссуда предоставляется на срок до 50 дней и оформляется составлением отдельного кредитного соглашения. Одновременно коммерческий банк должен выдать обязательство о погашении ссуды в обусловленный срок и передать территориальному органу ЦБР доверенность на право реализации ценных бумаг, принятых в залог, если ссуда не будет возвращена в срок.  Ломбардный кредит предоставляется в размере до 75 процентов рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. Правом получения ломбардного кредита пользуются банки, которые отвечают определенным условиям. До обращения за кредитом они должны успешно функционировать не менее одного года, соблюдать установленные нормативы, своевременно перечислять деньги в резервные фонды ЦБР и представлять ему в срок и в полном объеме отчетность. Достоверность отчетности и соблюдения правил бухгалтерского учета подтверждается аудиторской организацией. На момент выдачи ломбардного кредита коммерческий банк не может иметь просроченную задолженность по ранее полученным от ЦБР ссудам. Главные территориальные управления ЦБР (Национальные банки) стали практиковать выдачу ломбардных кредитов только в 1995 году. 

     Следующий способ рефинансирования - переучет векселей -базируется на использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран как    инструмент оформления кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Преимущество его заключается в соединении двух важнейших функций - кредитной и расчетной. Как расчетный инструмент вексель может эффективно заменять в обороте деньги  благодаря возможности его передачи по индоссаменту. Важным преимуществом векселя является и то обстоятельство, что все лица, участвующие в процессе индоссаментов, несут перед последним его владельцем солидарную ответственность за погашение вексельного долга. Это сделало вексель привлекательным для коммерческих банков, практикующих покупку у своих клиентов векселей, основанных на реальных товарных сделках.  Распространение практики учета векселей коммерческими банками привело к развитию переучетных операций. С помощью механизма переучета векселей ЦБР осуществляет свою дисконтную политику, то есть определяет условия, на которых он покупает векселя и предоставляет коммерческим банкам кредиты в порядке рефинансирования. В частности, он устанавливает: 

     - цену предоставления кредита,  то есть величину переучетной  ставки; 

     - количественные рамки дисконтной  политики;

     - качественные требования к переучитываемым  векселям. 

     Определяя свою переучетную ставку, ЦБР косвенно воздействует на ставки коммерческих банков. Ограничения суммы при  переучете векселей означают, что  ЦБР установил лимит вексельного  переучетного кредитования для коммерческих банков. В зависимости от требований кредитной политики и состояния  коммерческого банка ЦБР может  снижать или увеличивать лимиты вексельного кредитования. Это в  конечном счете влияет на размеры  свободных ликвидных средств  банков.  Проведение операций по переучету  векселей предприятий является одним  из перспективных направлений деятельности ЦБР. Такой способ рефинансирования представляется наиболее надежным и  приемлемым для текущего кредитования промышленности и сельского хозяйства. Он способствует уменьшению потребности  предприятий в оборотных средствах  и ускорению их оборачиваемости, то есть к повышению эффективности  производства. В свою очередь ЦБР  получает инструмент экономического воздействия на денежно-кредитную политику

      Операции  на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Термином операции на открытом рынке обозначают куплю-продажу на открытом рынке государственных облигаций центральным банкам, то есть покупку облигаций у коммерческих банков и населения в целом и продажу им этих ценных бумаг.

      Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

      Покупка ценных бумаг центральным банком используют как средство воздействия  на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика « перегрета», то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы, и оказывают сдерживающее влияние на экономическую активность.

      Возможность проведения операций на открытом рынке  обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком выгодна коммерческим банкам и населению. Если центральный банк хочет уменьшить предложение денег, он начинает продавать государственные ценные бумаги. Предложение ценных бумаг увеличивается, и их цена падает. Низкие цены на государственные облигации делают их привлекательными для коммерческих банков и населения. Так наоборот, если центральный банк решает увеличить предложение денег, он начинает покупать государственные ценные бумаги, спрос  на них взрастает, поэтому цена увеличивается. Владельцы государственных облигаций (коммерческие банки и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку это позволяет получить доход за счет разницы между более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой облигация может быть продана центральному банку.

      Итак, инъекции в банковские резервы, как  результат покупки, и изъятия  из них, как результат продажи  центральным банком государственных  ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуя более тонко ,чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой более эффективный, оперативный и  гибкий способ воздействия  на величину предложения денег.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

      Гибкость  обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг.

Информация о работе Механизм и результат реализации кредитно-денежной политики