Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:50, курс лекций
1 Предмет и функции «Экономической теории».
Предмет эк. теории как самост науки обособился около 300 лет назад. За это время менялись подходы к определению предмета эк. Теории: 1) в начале - меркант-ты, – наука, основной задачей кот. явл-ся выявление источников богатства общества.
2) классики и марксистское направление – эт в работах представлена в виде исследования объективных по своей природе соц-эк отношений.
24. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.
Чистая (совершенная) конкуренция характеризуется следующими признаками: большое число продавцов, предлагающих продукцию на высокоорганизованном рынке; стандартизованная (однородная) продукция, а значит отсутствие неценовой конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе; нет влияния на цены = фирма – ценополучатель; свободное вступление и выход из отрасли, сводный доступ к ресурсам и информации.
Для определения объема производства в краткосрочном периоде фирма может выбрать один из путей:
1) фирма сравнивает полученный ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (TC), соответствующими каждому из возможных объемов (TR – TC = Прибыль = max).
2) Сравнение предельного дохода (MR) с предельными издержками (MC). Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), называется точкой оптимального выпуска.
Конечно, в течении короткого периода времени фирма в условиях совершенной конкуренции может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако, для длительного периода такая предпосылка не реальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. Совершенная конкуренция позволяет распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей.
В долгосрочной перспективе, когда могут изменяться все виды затрат, решение фирм об объеме выпуска продукции будет приниматься иное, поскольку могут изменяться все факторы, в том числе и размеры предприятия.
Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, то предложение на рынке сокращается, результатом чего при постоянном спросе будут повышение цены. Возрастающая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возрастающей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится, при совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена становится на уровне ATC = min и экономическая прибыль таким образом исчезнет, т.е. производится максимально возможный объем продукции при минимальных издержках.
Равновесие в долгосрочном периоде MR = MC = AC = P.
Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется не реальной, поскольку одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи – более квалифицированных работников, четвертые – наилучших менеджеров. Очевидно, что на фирмах использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. В ЭТ существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т.д.
Недостатки совершенной конкуренции – не гарантировано равенство результатов; при большом количестве фирм не всегда обеспечивается концентрация ресурсов для ускорения НТП; способствует унификации, стандартизации продукции.
25 Олигополия, модели ценообразования (без тайного сговора, картель, лидерство в ценах, «издержки плюс»).
Признаки олигополии: 1) немногочисленность фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка; 2) однородные или дифференцированные продукты. Она возникает благодаря слияниям и различным барьерам для вступления.
Барьеры: 1) эффект масштаба -эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Выгодное расширение до больших размеров неизбежно будет происходить за счёт конкурентов. 2) владение патентами и контроль над стратегическим сырьём, огромные расходы на рекламу.
Модели ценообразования:
1. Без тайного сговора. Характер кривых спроса и предельного дохода олигополиста, не участвующего в тайном сговоре, будут зависеть от того, станут ли его конкуренты выравнивать свои цены по его ценам (Д1 и МР1) или игнорировать (Д2 и МР2) любые изменения текущей цены Р, которые он может предпринять. По всей вероятности, конкуренты олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса олигополиста является ломаной и кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв.
2. Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, т.е. к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов.
Тайное соглашение может принимать ряд форм, наиболее простая из них - картель, который предполагает формальное письменное соглашение относительно цены и объёма производства (например, ОПЕК). Препятствия для тайного сговора: 1) различия в спросе и издержках, 2) число фирм - чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения, 3) мошенничество - некоторые фирмы могут заняться скрытым снижением цен, т.е. начать делать тайные ценовые скидки, с тем чтобы получить дополнительную прибыль, но этот обман легко обнаружить, т.к. покупатели могут обратиться и к конкурентам с требованием таких же скидок и от них. 4) спад деловой активности, т.к. внезапно и резко сокращающиеся рынки вызывают рост средних издержек. Когда кривые спроса и предельного дохода олигополистов сдвигаются влево, каждая фирма отодвигается на более высокую точку на своей кривой средних издержек. Фирма обнаруживает недогрузку производственных мощностей, сокращение продаж, рост издержек на единицу продукции, уменьшение прибылей. В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов. 5) возможное вступление - повысившиеся цены и прибыли будут способствовать привлечению новых фирм в отрасль, а это увеличило бы рыночное предложение и снизило бы цены и прибыли. Поэтому успешный тайный сговор требует того, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей. 6) антитрестовое законодательство - запрещает картели и тайные соглашения об установлении цен.
3. Лидерство в ценах - представляет собой менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Ценовой лидер не будет реагировать изменением своих цен на небольшие повседневные изменения в условиях издержек и спроса; он будет поднимать цены, если произойдёт повышение ЗП в отрасли, увеличение налогов или повышение цены основного ресурса. О надвигающихся пересмотрах цен он сообщает устами своих главных администраторов, которые дают интервью; т.о. он может добиться согласия среди своих конкурентов. Чтобы помешать новым конкурентам вступить в отрасль, фирмы могут уст-ть цену ниже максимизирующего прибыль уровня. Ценовой
3.«Издержки плюс» - олигополисты, для того, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определённого %-а. Затем комитет, определяющий ценовую политику олигополии, использует эту цену как базу для своего ценового решения, внося изменения в сторону повышения или понижения цен, чтобы учесть действительную или возможную конкуренцию, долгосрочные страт цели и др. факторы.
Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Ей они придают особое значение, т.к.: 1) конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменения продукта, 2) олигополисты имеют вполне достаточные финансовые ресурсы для того, чтобы финансировать неценовую конкурецию.
Олигополия способствует НТП и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы организация отрасли носила более конкурентный характер.
26 ЗП, сущность и факторы
ее определяющие. ЗП в условиях
совершенного конкурентного
Под ЗП в совр. эк. науке понимается цена, выплач. за использ. труда наемного раб-ка.
В з-ти от метода оценки труд затрат используют повременные, сдельные, аккордные и др виды оплаты. Иразлич номинальную и реальную ЗП. Номин – сумма денег, полученная наемн работником, реальная – сов-ть товаров и услуг, которые можно приобрести за эти деньги с учетом их покуп сп-ти
Гл фактором, вл на уровень ЗП, является эффективность исп-я труд рес-сов, измеряемая произ-тью труда
Р-р ЗП опр-ся в рез-те взаимодействия D и S на рынке труда. S и D на рынке труда формир-ся под влиянием рынков тов. и усл. D на труд является производным от D на продукт, кот. пр-ся при пом. данного вида труда.
ЗП является сложной экономической категорией, характеризующей отношения между предпринимателями и работниками по поводу использования рабочей силы, средств производства, величины получаемого дохода и его распределения. ЗП выполняет целый комплекс разнообразных функций: 1) учетная состоит в учете реально затраченного труда конкретного рабочего, 2) воспроизводственная – размер ЗП должен обеспечивать не только физическое выживание рабочего и восстановление и развитие его рабочей силы а также содержание нетрудоспособных членов семьи, 3) регулирующая состоит в регулирующем распределении трудовых ресурсов по отраслям, регионам, профессиям в зависимости от величины ЗП и возможности трудоустройства, 4) стимулирующая заключается в способности ЗП автоматически менять свою величину в зависимости от величины затрат труда и этим стимулировать более полное использование рабочим своего трудового потенциала, 5) дифференциальная – распределение рабочих по уровням оплаты труда в соответствии с их квалификацией сложностью интенсивностью труда, 6) компенсирующая – осуществление компенсаций за вредные условия труда и производства, неблагоприятные природно-климатические условия, 7) социальная - позволяет привлекать население к не престижным видам деятельности но которые нужны обществу.
Размер ЗП определяется в результате взаимодействия спроса (сумма кривых спроса на труд отдельных фирм) и предложения на рынке труда. Под размером ЗП будем понимать ставку ЗП.
На конк. рынке равновесная ставка ЗП и уровень занятости бу опр-ся пересеч. кривых спроса и предл. труда (рис). Та ЗП, которая установилась на рынке в рез-те взаимодействия рын. спроса и предл-я труда, отд. фирмой воспр-ся как данная. Поэтому кривая предл-я труда д/отд. фирмы абс. эластична (рис.). Все раб-ки данной профессии и квалификации, на кот. предъявляет спрос фирма, получ. равную ЗП. Согласно теории предельной производительности, рабочий получает полный продукт труда, т.е. уровень заработной платы в условиях совершенной конкуренции максимален. Для конкр. фирмы ее предельные затраты на на труд равны ЗП: MRC=w, где MRC- предельные издержки на ресурсы.
Итак, в условиях конкурентной фирмы уровень ЗП не связан с поведением фирмы, а кол-во нанимаемых раб-ков завис. от спроса фирмы на труд. Фирме выгодно нанимать доп. работников, если увел-е выручки превосх. рост издержек, и так до тех пор, пока пред. прод. тр. в ден. выр. (mrp) не станет равен пред. изд. на труд (mrc), т.е. ЗП (Wc): mrp=mrc=Wc.
При данном уровне спроса на труд со стороны конк. фирмы вел-на спроса на труд тем меньше, чем выше уровень ЗП на рынке.
27. Заработная плата: модель монопсонии. Профсоюзы и их роль в установлении ЗП.
Монопсония - наниматель обладает монополистической силой покупать (нанимать).
Ей присущи следующие характерные черты: 1) количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда; 2) данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию; 3) фирма «диктует ЗП» - ставка зп, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников.
В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (MRC) выше кривой предложения ресурса (S), т.к. монопсонист должен повышать ставки ЗП при найме дополнительных рабочих и платить эту повышенную ЗП всем работникам. Монопсонист будет нанимать меньше работников (Qm), чем в условиях конкуренции (Qc), чтобы добиться ставки ЗП (издержек) меньшей (Wm), чем конкурентная ставка (Wc), и тем самым получить больше прибыли.
Для защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы, которые обладают правом на ведение переговоров с предпринимателями, заботятся об увеличении заработной платы своих членов, условиях их работы, льготах и т.п. Профсоюзы могут повысить конкурентные ставки ЗП путём: а) увеличения спроса на труд; б) ограничения предложения труда (путем лицензирования профессий, ограничения исп-я детского и женского труда, труда эмигрантов, сокращения рабочей недели, заключения договора с фирмой о приеме на работу только членов профсоюза) в) непосредственного увеличения ставки ЗП выше равновесной с помощью открытых профсоюзов объединяющих практически всех рабочих данной отрасли.