Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:50, курс лекций
1 Предмет и функции «Экономической теории».
Предмет эк. теории как самост науки обособился около 300 лет назад. За это время менялись подходы к определению предмета эк. Теории: 1) в начале - меркант-ты, – наука, основной задачей кот. явл-ся выявление источников богатства общества.
2) классики и марксистское направление – эт в работах представлена в виде исследования объективных по своей природе соц-эк отношений.
Селективные методы, например метод «дружеского убеждения», т.е. политического заявления, открытого призыва к тому, чтобы не допустить издишнего расширения или сокращения банковского кредита.
Политика дешевых
денег понижает процентную
Административные методы: лицензирование, предоставление отчётности
(баланс каждый день), ведение временного
управления, квотирование отдельных видов
операций, ограничение на открытие филиалов
и представительств, отзыв лицензии.
21 Закон спроса и предложения.
Спрос – кол-во продукта, кот потребители хотят и могут купить по некоторой цене из возможных в течение определенного п-да времени. Спрос – это платежеспособная потребность. Между спросом и ценой существует обратная связь. Закон: при прочих равных условиях чем больше цена, тем меньше спрос. Вид кривой спроса объясняется 3 эффектами: насыщения – последняя единица товара приносит меньшую полезность, чем предыдущая; дохода – если цена на товар упадет, то потребитель сможет купить его больше, оставив потребление всех др. товаров на прежнем уровне; замены – из набора аналогичных благ выбирает более дешевый, значит, снижение цены стимулирует потребление товара.
Изменение цены, когда все ост факторы неизменны – движение по кривой спроса (предложения) – изменение величины спроса (предл).
Неценовые факторы, влияющие на спрос (предл) – изменение спроса (предл) – смещение кривой вправо (увеличение), влево (снижение).
Предложение - это количество продукта, которое производитель хочет, может произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цен из ряда возможных, в течение определенного времени. Закон: при прочих равных условиях чем больше цена, тем больше предложение.
Неценовые факторы:
1. Цены на ресурсы. если цены на ресурсы возрастут, то возрастут издержки и производители сократят объем производства.
2. Технология производства. Внедрение новых технологий приводит к снижению издержек и росту предложения.
3. Налоги и дотации. Рост налогов увеличивает издержки, а увеличение дотаций приводит к обратному процессу.
4. Ожидание изменения цен. ожидание роста цен сокращает текущее предложение.
5.Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов, тем больше предложение.
Цена равновесия-это цена при кот кол- во товара, кот потребители могут и хотят купить равно кол-ву, кот производители могут и хотят предложить к продаже. Она находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. При более высокой цене предложение превышает спрос, при низкой цене - спрос превышает предложение. В первом случае создается избыток, во втором - дефицит продукции. Избыток вызывает конкурентное сбивание цены продавцами, при дефиците пок-ли конкурируя м-ду собой повыся т цену до равновесного уровня.
Способность конкурентных сил спроса и предложения уст-ть цену на равновесном уровне наз-ся уравновешивающей ф-ей цен.
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.
Цена предложения превышает цену спроса (Ps > PD) В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса, а объем предложения не соответствовать объему спроса.
В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
22 Классиф-я рын структур. Признаки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и чистой монополии
Различают 4 модели рынка: 1) чистая (совершенная) конкуренция (с/х). Признаки: - большое число продавцов, предлагающих продукцию на высокоорганизованном рынке; - стандартизованная (однородная) продукция, а значит отсутствие неценовой конкуренции на базе различий в качестве прод-и, рекламе; - нет влияния на цены=фирма – ценополучатель; - свободное вступление и выход из отрасли, сводный доступ к ресурсам и информации.
2) чистая монополия – одна фирма, производит уникальный товар, имеет значительный контроль над ценой, вступление в отрасль блокировано, нецен конкур – реклама, доступ к информации ограничен, к ресурсам – может быть полный.
3) монополистическая конкуренция (розничная торговля, пр-во одежды, обуви) – много продавцов, тип продукта дифференцированный, контроль над ценой – некоторый, но в довольно узких рамках, присутствует неценовая конкуренция, вступить на рынок довольно легко, между фирмами практически не возможен тайный сговор, трудно предсказать действия остальных участников конкуренции. Широко представлена в отраслях произв предметы потребления. Однако легкое вст-е в отрасль не означ, что отсутств ограничение для вступления (лицензии, патенты)
4) олигополия (пр-во авто, бытовых
приборов)– несколько
На совершенно конкурентном рынке все фирмы заняты выпуском одинаковой продукции. Отдельно взятая фирма настолько мала по отношению к размерам рынка, т.е. к рыночному объему производства, что принимаемые ею решения об изменении объема производства не оказывают абсолютно никакого влияния на рыночную цену. Вновь созданные фирмы имеют свободный вход в отрасль, если они прогнозируют получение прибыли.
Наиболее характерной чертой данного рынка является большое количество экономических субъектов: как производителей, так и потребителей. В этих условиях каждый субъект из-за того, что экономически он ничтожно мал относительно масштабов рынка, не в состоянии оказать сколько-нибудь заметного влияния на формирование рыночной цены.
Продукция, реализуемая на рынке, носит однородный характер. Это следует понимать так, что в представлении потребителей все единицы продукции одинаковы. То есть каждый производитель предлагает продукт, не отличимый от продукта других производителей. Отсюда исчезают основания для неценовой конкуренции.
Барьеры, препятствующие вступлению на рынок или выходу из него (финансовые, юридические и пр.), отсутствуют. Не существует каких-либо серьезных препятствий, которые могли бы помешать возникновению новых фирм на рынке или действующим на нем фирмам покинуть его. Свободное вхождение в рынок и выход из него обеспечиваются мобильностью производственных ресурсов, их способностью беспроблемно перераспределяться в более выгодные на данный момент отрасли.
Государство не вмешивается в отношения между экономическими субъектами. Не существует жесткой привязки производителей и потребителей друг к другу.
Информация о состоянии рыночной конъюнктуры доступна для всех экономических субъектов. Каждый производитель или потребитель владеет полной информацией о цене, количестве продукта, затратах на него и т.д. Знания о параметрах рынка мгновенно распространяются между субъектами рынка, и это им ничего не стоит.
Рассмотрение экономической природы рынка совершенной конкуренции требует исследования спроса, с которым сталкивается на рынке конкурентная фирма. Приведенные нами характеристики данного рынка являются основанием для утверждения о том, что рыночная цена — это результат согласованного взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Каждая отдельная фирма воспринимает ее как заданную извне, и любой объем производства данной фирмы не в состоянии изменить ситуацию на рынке.
Следовательно, кривая спроса для отдельной фирмы конкурентного рынка представляет собой горизонтальную линию именно потому, что объем производства данной фирмы никак не может повлиять на рыночную цену и изменить ее. Цена являет собой результат согласованного взаимодействия всех фирм-производителей и всех потребителей на рынке.
Для последующего анализа примем следующие условные обозначения: Р — цена; q — объем производства конкурентной фирмы; Q — объем рыночного производства; d — спрос для отдельной конкурентной фирмы; D — рыночный спрос; S — рыночное предложение; Е — рыночное равновесие, характеризующееся рыночной равновесной ценой РЕ и рыночным равновесным объемом продаж QE.
23 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ
ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Признаки: 1) единственный продавец, 2) нет близких заменителей товара, 3) диктует цену, контролирует объём предложения, 4) барьеры для вступления в отрасль.
Формы барьеров для вступления в отрасль: 1) большие издержки, 2) предприятия общественного пользования (естественные монополии), 3) легальные барьеры (патенты, лицензии), 4) собственность на важнейшие виды сырья (земля с полезными ископаемыми, профессиональные спортивные клубы), 5) нечестная конкуренция - сговор конкурентов (давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен).
Монополист назначает цену, а конкурирующая фирма «соглашается» с ней и каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять постоянную величину - свою цену - к валовому доходу фирмы. Предельный доход для конкурирующего продавца является постоянным и равным цене продукции (предельный доход - изменения в валовом доходе). Кривая спроса не является совершенно эластичной, является нисходящей.
Следствия нисходящей кривой спроса: 1) цена превышает предельный доход. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначив более низкую цену на единицу своей продукции.
2) поскольку кривая спроса
1. Монополист не назначает «
При одних и тех же издержках чистый монополист сочтёт выгодным ограничить объём производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение вызывает нерациональное использование ресурсов (цена превышает предельные издержки). Но издержки монополиста и конкурирующей фирмы могут быть неодинаковы: 1) эффект масштаба может сделать более низкими издержки монополиста, но недоступными для конкурирующих фирм. 2) Х-неэффективность - неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов - более свойственна для монополистов, они могут производить значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии, предоставленные государством. Монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов (собственность на акционерный капитал принадлежит группе.
Монополист, занимающийся ценовой дискриминацией,
получает большую прибыль и производит
больший объём продукции, чем не занимающийся
ей монополист, при условии, что ему удастся
выделить покупателей на основе различной эластичности спроса и продукт
или услуга не могут легко быть перемещены
между изолированными рынками. Ценовая
дискриминация - это, когда продукт продаётся по более
чем одной цене и эти ценовые различия
не оправдываются различиями в издержках.
Регулирование цен может улучшить социальные
последствия естественной монополии.
Общественно оптимальная цена (P=MC, пересечение
кривой спроса и предельных издержек)
вызовет эффективное распределение ресурсов,
но повлечёт за собой убытки и поэтому
потребует постоянных государственных
субсидий. Цена, «обеспечивающая справедливую
прибыль» (P=AC, пересечение кривой спроса
и средних издержек) позволит монополисту
безубыточно вести дело, но не исправит
полностью ситуацию недораспределения
ресурсов.