Курсовая работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения курсового проекта – обобщить и систематизировать знания по экономической теории, а также научиться применять их на практике.
Для достижения цели поставлена задача: выбрать любой конкретный товар или услугу, который можно производить и определить объем его производства и цену реализации, для чего выполнить определенную последовательность действий.
Предметом исследования для данного курсового проекта был выбран следующий товар – ржаной хлеб.

Оглавление

Введение. Постановка задачи. Выбрать любой конкретный товар или услугу, который вы будете производить и продавать. Задача определить объем производства и цену реализации (цифры условно)………………………………. 5
1.Построить кривую спроса на этот товар……………………………..…………7
2.Объяснить какие неценовые факторы могут повлиять на изменение спроса на ваш товар………………………………………………………………………….7
3.Объяснить эластичность кривой спроса, используя коэффициент эластичности (что дает понятие эластичности предпринимателю)……………...9
4.Определить тип рынка, на котором реализуется товар. Дать общую характеристику этого типа рынка и объяснить особенности ваших действий как продавца на этом рынке. Подсчитать внутренние и внешние издержки на производство этого товара по конкретным статьям расходов…………………..11
5.Определить постоянные, переменные и общие издержки, изобразить их на графике……………………………………………………………………………..15
6.Объяснить какое ваше производство: трудоемкое, капитало- или материалоемкое…………………………………………………………………….17
7.На графике построить изокванту (производственную функцию) вашего товара. Объяснить, на какой точке изокванты остановились и почему. Объяснить, нужно ли использовать рекламу для успешной реализации вашего товара. Если да, то какую форму рекламы вы предпочитаете (как подсчитать эффективность рекламы?)…………………………………………………………17
8.Определить средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки вашего товара. Изобразить их на графике. Используя предыдущие графики и кривую спроса, подсчитать и изобразить графически в виде кривой предельный доход и предельные издержки………………………………………19
9.Получив необходимые вам данные, объяснить, какой объем продукции и по какой цене вы будете производить, преследуя цель максимизации прибыли (или минимизации убытков). Подсчитать размер возможных прибылей или убытков……………………………………………………………………………...20
10. Объяснить ваши действия по производству этого товара на перспективу (длительный период)……………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….23

Список использованных источников……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра ______________________

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

 на тему: ____________________________________

 

 

 

Студента 

(подпись)

 

факультета заочного обучения, 5 курса, 229хх группы,

тел.: 290-89-87

(дата)

 

Иванова  
Петра Федоровича

     

Руководитель,

(подпись)

оценка

канд.эк.наук, доцент,

(дата)

Петров  
Михаил Анатольевич


 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

Содержание

 

Введение. Постановка задачи. Выбрать любой конкретный товар или услугу, который вы будете производить и продавать. Задача определить объем производства и цену реализации (цифры условно)………………………………. 5

  1. Построить кривую спроса на этот товар……………………………..…………7
  2. Объяснить какие неценовые факторы могут повлиять на изменение спроса на ваш товар………………………………………………………………………….7
  3. Объяснить эластичность кривой спроса, используя коэффициент эластичности (что дает понятие эластичности предпринимателю)……………...9
  4. Определить тип рынка, на котором реализуется товар. Дать общую характеристику этого типа рынка и объяснить особенности ваших действий как продавца на этом рынке. Подсчитать внутренние и внешние издержки на производство этого товара по конкретным статьям расходов…………………..11
  5. Определить постоянные, переменные и общие издержки, изобразить их на графике……………………………………………………………………………..15
  6. Объяснить какое ваше производство: трудоемкое, капитало- или материалоемкое…………………………………………………………………….17
  7. На графике построить изокванту (производственную функцию) вашего товара. Объяснить, на какой точке изокванты остановились и почему. Объяснить, нужно ли использовать рекламу для успешной реализации вашего товара. Если да, то какую форму рекламы вы предпочитаете (как подсчитать эффективность рекламы?)…………………………………………………………17
  8. Определить средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки вашего товара. Изобразить их на графике. Используя предыдущие графики и кривую спроса, подсчитать и изобразить графически в виде кривой предельный доход и предельные издержки………………………………………19
  9. Получив необходимые вам данные, объяснить, какой объем продукции и по какой цене вы будете производить, преследуя цель максимизации прибыли (или минимизации убытков). Подсчитать размер возможных прибылей или убытков……………………………………………………………………………...20
  10. Объяснить ваши действия по производству этого товара на перспективу (длительный период)……………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….23

Список использованных источников……………………………………………...26

 

 

Введение

 

 

Основной проблемой  человеческой цивилизации является противоречие между постоянно растущими потребностями и ограниченными ресурсами. Поэтому, в условиях ограниченности ресурсов, перед обществом возникает проблема выбора: что, как и для кого производить? Ответы на эти вопросы дает экономическая теория.

Коротко говоря, экономическая теория - совокупность разделов экономической науки, исследующая экономическую сферу жизни общества, абстрагируясь от конкретных условий экономической практики. То есть, экономическая теория изучает поведение различных экономических субъектов, их взаимодействие, его непосредственные и отдаленные результаты, а также связанные с этим взаимодействием системные эффекты.

Экономическая теория изучает, в первую очередь, принципы поведения  людей, которые вступают в экономические отношения как потребители, как производители или как собственники факторов производства. Также изучаются базовые принципы, на которых основывается процесс принятия экономических решений этими людьми. На основании знания базовых принципов экономического поведения экономическая теория строит теорию рынков различных товаров, услуг и ресурсов; а также теорию ценообразования на этих рынках.

 Цель выполнения курсового проекта – обобщить и систематизировать знания по экономической теории, а также научиться применять их на практике.

Для достижения цели поставлена задача: выбрать любой конкретный товар или услугу, который можно производить и определить объем его производства и цену реализации, для чего выполнить определенную последовательность действий.

Предметом исследования для данного курсового проекта  был выбран следующий товар – ржаной хлеб.

Хлеб является товаром первой необходимости. Покупка хлеба относится к простому типу принятия решений, т.е. решение простой привычной, легко решаемой проблемы, не требующей затрат большого количества времени на принятия решения. Потребитель может запомнить удовлетворение, доставленное определенным сортом хлеба, и автоматически покупать его снова и снова.

Покупка хлеба, во–первых характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя, выбор хлеба происходит по небольшому числу критериев таких как: свежесть хлеба и вкусовых предпочтений потребителя. Хлеб является товаром неэластичного спроса, поэтому уровень цены влияет на выбор потребителей незначительно.

Во-вторых, покупка хлеба характеризуется привычным поиском. При этом размах поиска минимальный, большинство людей берут давно знакомую им марку. Последовательность поиска для простого решения, такого как покупка хлеба, может включать в себя только внутренний поиск информации.

Потребление хлеба связано, в первую очередь, с уровнем благосостояния населения, с ростом которого потребитель  переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам. В структуре потребительских  расходов домашних хозяйств в Республике Беларусь хлеб занимает второе место (17,3%), а спад среднегодового потребления хлеба, обусловлен уменьшением численности населения государства.

Товар будем продавать. Стоимость товара – 3500 рублей. Объемы продаж за месяц – 30000 батонов хлеба. В стоимостном выражении объем продаж составит: 3500 * 30000 = 105000 тыс.руб.

 

 

 

1. Построить кривую спроса  на товар или услугу

 

 

Спрос – это потребность  в товаре или услуге, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран, то есть реальный объем товара, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен [5, с. 205]. Кривая спроса на ржаной хлеб имеет следующий вид (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Кривая спроса на хлеб

 

 

2. Объяснить,  какие неценовые факторы могут  повлиять на изменение спроса  на товар или услугу

 

Если происходит изменение каких-нибудь других факторов, кроме уровня цен, то происходит изменение уровня совокупного  спроса.

К неценовым факторам относят:

- Изменения в потребительских расходах - изменение одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

- Изменение в инвестиционных расходах - инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов: процентные ставки, ожидания инвестиционной прибыли, налогов с предприятия, уровня используемых технологий и наличия у предприятия избыточных мощностей.

- Изменения в государственных расходах - стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

- Изменения в расходах на чистый экспорт - последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Здесь  мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Одним из основных неценовых факторов увеличения спроса на хлеб, может являться рост реальных доходов населения. В результате роста реальных доходов населения удельный вес затрат на приобретение данного товара в бюджете потребителя значительно сократится.

Вторым неценовым фактором является рекламная компания фирмы-производителя, поставщика, продавца направленная на увеличение спроса данного товара.

Уменьшить спрос на данный товар может сокращение реальных доходов населения, в результате чего доля данного товара в бюджете потребителя начнет занимать слишком много.

Вторым фактором можно  считать более агрессивная рекламная  компания товаров-субститутов, в результате чего спрос перейдет на них. Основной  товар-субститут для ржаного хлеба – это самый близкий по свойствам пшеничный хлеб.

Третьим фактором может  быть спад качества предлагаемого товара, что повлечет за собой недовольство потребителя и потерю доверия к товару.

 

 

3. Объяснить  эластичность кривой спроса, используя  коэффициент эластичности спроса (что дает понятие эластичности предпринимателю)

 

 

Эластичность — это  мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены). Эластичность выражает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

В настоящем исследовании мы можем проследить только ценовую  эластичность, так как невозможно учесть все факторы, влияющие на спрос.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Е, вычисленного по формуле [10, с. 256]:

 

    

Процентные изменения  вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции  на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

 Поскольку цена и спрос изменяются в противоположном направлении, то ценовая эластичность спроса представляет отрицательную величину. Поэтому, если ер > 1,0, спрос эластичен, если ер < 1, спрос неэластичен.

По оценкам специалистов компании СООО «Пита-сервис», одного из крупнейших частных производителей хлеба в г. Минске, повышение цен на хлеб на 15% влечет за собой спад покупательского спроса на 6%.

Таким образом, по вышеприведенной  формуле можно определить степень  ценовой эластичности по вышеприведенной  формуле:

 

Е = 6 / 15 = 0,4

 

Таким образом, ржаной хлеб можно отнести к товарам низкоэластичного спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы. Спрос и цена меняются разнонаправлено, причем на каждый процент изменения цены приходится менее одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к снижению выручки, а повышение цены к повышению выручки.

 

 

4. Определить  тип рынка, на котором реализуется  товар. Дать общую характеристику  этого рынка и объяснить особенности  действий продавца на этом  рынке

 

 

Тип рыночной структуры  определяется факторами:

   1) количество фирм-производителей, действующих на данном рынке (конкуренты);

Информация о работе Курсовая работа по "Экономической теории"