Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:05, курсовая работа
Цель выполнения курсового проекта – обобщить и систематизировать знания по экономической теории, а также научиться применять их на практике.
Для достижения цели поставлена задача: выбрать любой конкретный товар или услугу, который можно производить и определить объем его производства и цену реализации, для чего выполнить определенную последовательность действий.
Предметом исследования для данного курсового проекта был выбран следующий товар – ржаной хлеб.
Введение. Постановка задачи. Выбрать любой конкретный товар или услугу, который вы будете производить и продавать. Задача определить объем производства и цену реализации (цифры условно)………………………………. 5
1.Построить кривую спроса на этот товар……………………………..…………7
2.Объяснить какие неценовые факторы могут повлиять на изменение спроса на ваш товар………………………………………………………………………….7
3.Объяснить эластичность кривой спроса, используя коэффициент эластичности (что дает понятие эластичности предпринимателю)……………...9
4.Определить тип рынка, на котором реализуется товар. Дать общую характеристику этого типа рынка и объяснить особенности ваших действий как продавца на этом рынке. Подсчитать внутренние и внешние издержки на производство этого товара по конкретным статьям расходов…………………..11
5.Определить постоянные, переменные и общие издержки, изобразить их на графике……………………………………………………………………………..15
6.Объяснить какое ваше производство: трудоемкое, капитало- или материалоемкое…………………………………………………………………….17
7.На графике построить изокванту (производственную функцию) вашего товара. Объяснить, на какой точке изокванты остановились и почему. Объяснить, нужно ли использовать рекламу для успешной реализации вашего товара. Если да, то какую форму рекламы вы предпочитаете (как подсчитать эффективность рекламы?)…………………………………………………………17
8.Определить средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки вашего товара. Изобразить их на графике. Используя предыдущие графики и кривую спроса, подсчитать и изобразить графически в виде кривой предельный доход и предельные издержки………………………………………19
9.Получив необходимые вам данные, объяснить, какой объем продукции и по какой цене вы будете производить, преследуя цель максимизации прибыли (или минимизации убытков). Подсчитать размер возможных прибылей или убытков……………………………………………………………………………...20
10. Объяснить ваши действия по производству этого товара на перспективу (длительный период)……………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...26
2) тип продукта;
3) контроль над ценами, и кем он осуществляется;
4) возможность входа и выхода, условия;
5) действие неценовых факторов конкуренции.
Типы рынка:
1) совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая
конкуренция);
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополия;
4) чистая монополия (монопольный рынок);
5) монопсония (1 потребитель и много изготовителей). [14, с. 115]
В соответствии с характеристиками рыночных структур, представленными в таблице 1, определим тип рынка, на котором действует наша фирма-производитель хлеба.
Таблица 1 - Характеристики рыночных структур
Характеристики |
Свободная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
1. Количество фирм |
множество фирм (в зависимости от отрасли) |
достаточно много фирм (СК>МК) |
несколько крупных фирм |
одна фирма |
2. Тип продукта |
однородный (стандартный продукт) |
дифференцированный продукт, т.е. отличающийся от конкурентов |
и стандартный, и дифференцированный |
уникальный продукт (нигде никем другим не выпускается) |
3. Контроль над ценами |
отсутствует контроль со стороны отдельного производителя (цена равновесия) |
существует некоторый контроль (но в малом сегменте) |
ограничен контроль взаимной зависимости фирм |
полный контроль монополиста (он определяет P и Q) |
4. Условия входа и выхода |
довольно легко (препятствия отсутствуют) |
сравнительно легко |
существенные ограничения |
вход и выход контролируется монополистом |
5. Неценовые факторы конкуренции
|
практически отсутствуют |
очень сильны (особенно в розничной торговле) |
есть, и на рекламу тратятся большие деньги |
в основном, факторы не нужны |
1. Количество фирм на рынке – достаточно много;
2. Тип продукта однородный (стандартный продукт);
3. Контроль над ценами – отсутствует контроль отдельного производителя (цена равновесия);
4. Условия входа и выхода - довольно легко;
5. Неценовые факторы конкуренции (реклама и маркетинг) – практически отсутствуют.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на рынке реализации хлеба действует совершенная конкуренция.
Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы, цены должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для производства любого данного объема продукции зависят отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.
Издержки — это внутренняя оценка тех затрат, которые фирма должна сделать, чтобы отвлечь необходимые ей факторы трансформации от альтернативного применения. Эти затраты могут быть как внешними, так и внутренними [16, с. 239].
Издержки, связанные с
упущенными возможностями иного
использования благоприобретённ
Внутренние издержки организации на единицу продукции представлены в таблице 2.
Внешние издержки (неявные, имплицитные), к их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме).
Таблица 2 – Издержки на производство 1 батона ржаного хлеба
Ржаной хлеб | |
Сырье и материалы |
2284 |
Эл/энергия, топливо на производственные нужды |
144 |
З/плата производственных рабочих |
7 |
Отчисления на социальные нужды |
2 |
Амортизация основных фондов |
40 |
Отчисления и затраты на ремонт основных средств |
15 |
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
5 |
Расходы на рекламу |
20 |
Прочие расходы |
7 |
Итого производственная себестоимость |
2524 |
НДС, 20% |
505 |
Итого себестоимость |
3029 |
Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Примером неявных издержек может быть заработная плата собственника предприятия производства или торговли, зачастую на предприятиях не учитывается машинное время работы на ПЭВМ, к неявным издержкам можно отнести фонд материального поощрения предприятия, которое формируется за счет прибыли, однако относится к неявным издержкам. Сумма неявных издержек может составлять около 80 руб.
5. Определить постоянные, переменные и общие издержки. Отобразить их в таблице и показать на графике
Постоянные издержки (fixed cost, FC) - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства.
Переменные издержки (variable cost, VC) - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства.
Общие издержки (total cost, TC) - сумма постоянных и переменных затрат фирмы, производящей определенный объем выпуска в краткосрочном периоде.
Постоянные издержки на производство хлеба:
1. Амортизация основных средств – 40 руб.
2. Отчисления и затраты на ремонт основных средств – 15 руб.
3. Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов – 5 руб.
4. Расходы на топливо, электроэнергию для производственных нужд – 144 руб.
5. Расходы на торговую рекламу – 20 руб.
6. Прочие расходы – 7 руб.
Итого постоянные расходы: 231 руб.
Переменные:
1. Сырье и материалы – 2284 руб.
2. Расходы на оплату труда – 7 руб.
3. Отчисления на социальные нужды - 2
4. НДС – 505 руб.
Итого переменных расходов: 2798 руб.
Объем постоянных и переменных издержек на планируемый объем выпуска отражен в Таблице 3.
На рисунке 2 представлен график зависимости затрат организации от объемов продаж.
Рисунок 2 - Затраты организации в зависимости от объемов производства хлеба
Таблица 3 - Постоянные и переменные издержки при объеме производства в 30000 штук, тыс. руб.
Расходы |
Переменные |
Постоянные |
Сырье и материалы |
68520 |
|
Эл/энергия, топливо на производственные нужды |
4320 | |
З/плата производственных рабочих |
210 |
|
Отчисления на социальные нужды |
60 |
|
Амортизация основных фондов |
1200 | |
Отчисления и затраты на ремонт основных средств |
450 | |
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов |
150 | |
Расходы на рекламу |
810 | |
НДС, 20% |
15150 |
|
Итого |
83940 |
6930 |
6. Какое ваше производство: трудоемкое, капиталоемкое, материалоемкое
В связи с тем, что в настоящее время производство хлеба осуществляется на практически полностью автоматизированных производственных линиях, производство можно назвать капиталоемким.
7. На графике построить изокванту (производственную функцию) товара. Объяснить, на какой точке изокванты вы остановились и почему
Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде:
Q = Y (L,K)
где Q - объем выпуска продукции;
L - количество используемого труда;
К - объем капитала (технических средств) фирмы [20, с. 329].
Это простая производственная функция, обычно используемая в экономической теории. Наиболее известным примером может служить производственная функция Кобба-Дугласа, которая задает выпуск (Y) в виде следующей функции от затрат капитала (К) и труда (L):
Y = A Ka Lb
где А, а и b - это положительные константы [20, с. 329].
Производственная функция изображается графически с помощью изоквант. Изокванта — линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции. Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства (капитала и труда) и выбрать оптимальный, отвечающий возможностям фирмы в данный момент.
Для нашего случая изокванта представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Производственная функция
Все точки, лежащие на графике, соответствуют технически эффективным вариантам. Для выбора наиболее оптимальной позиции фирмы необходимо рассмотреть понятие изокосты.
Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.
Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосту, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объема продукта (рисунок 4).
Рисунок 4 – Определение оптимального положения фирмы-производителя
Для реализации любого товара следует использовать рекламу. Иначе про товар не будут знать, а, соответственно, не сформируется спрос.
Об активной рекламной компании предприятию производящему хлеб говорить не стоит, однако некоторые меры принять можно. Наиболее целесообразно размещать рекламные плакаты в местах продаж товара. Т.к. покупку определенного сорта хлеба покупатели не планируют, а замеченный в торговой точке плакат будет стимулировать желание попробовать рекламируемый продукт.
8. Определите среднепостоянные, среднепеременные и среднеобщие издержки и изобразите их на графике
Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма издержек производимых им товаров или услуг, но и средние издержки, т.е. издержки фирмы на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с ценой. Средние издержки подразделяются на средние постоянные, средние переменные и средние общие.
Для определения данных затрат следует объем затрат разделить на объем продаж в натуральном выражении.
Среднепостоянные = постоянные / объем продаж в н.в.
Среднепостоянные = 6930000 / 30000 = 231 руб.
Среднепеременные = переменные / объем продаж в н.в.
Среднепеременные = 83940000 / 30000 = 2798 руб.
Среднеобщие = общие / объем продаж в н.в.
Среднеобщие = 90870000 / 30000 = 3029 руб.
Рисунок 5 - Изменение средних затрат при росте объемов продаж
Чтобы понять, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, необходимо сравнить между собой последовавшее бы за этим изменение дохода с предельными издержками производства.
Предельные издержки (МС, marginal costs) — это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.
Иначе говоря, предельные издержки представляют собой увеличение ТС, на которое должна пойти фирма ради производства еще одной единицы продукции:
МС = Изменения в ТС / Изменения в Q (МС = DTC/DQ) [2, с. 356].
Концепция предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку она позволяет определить издержки, величину которых фирма может контролировать непосредственно. Точнее говоря, МС показывают издержки, которые фирме придется понести в случае производства последней единицы продукции, и одновременно — издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу.
Таблица 4 - Предельные издержки и предельный доход
Объем продукции Q, тыс. штук |
Постоянные затраты FC, тыс.руб. |
Переменные затраты VC, тыс. руб. |
Общие затраты TC, тыс. руб. |
Валовой доход РQ, тыс. руб. |
Предельный доход MR, тыс. руб. |
Предельные затраты MC, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
0 |
6930 |
0 |
6930 |
-6930 |
||
10 |
6930 |
27980 |
34910 |
90 |
702 |
2798 |
20 |
6930 |
55960 |
62890 |
7110 |
351 |
1399 |
30 |
6930 |
83940 |
90870 |
14130 |
234 |
933 |
40 |
6930 |
111920 |
118850 |
21150 |
176 |
700 |
50 |
6930 |
118850 |
125780 |
49220 |
561 |
139 |
Информация о работе Курсовая работа по "Экономической теории"