Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"
производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате
взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и

Оглавление

1. Сущность и механизм действия закона конкуренции
1.1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке
1.2. Совершенная конкуренция и ее особенности

1.3. Виды несовершенной конкуренции и их характеристика

1.4. Современные особенности проявления закона конкуренции 11-20

2. Правовая база развития конкуренции на примере Республики
Казахстан
3. Анализ текущей ситуации конкурентоспособности
казахстанского рынка

Файлы: 1 файл

курсовая по эк. теории.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

организации, управления и контроля формируются  самые разные формы

объединений.

     Трест - форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей,

при которой  входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется

централизованно.

     Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

     Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих

хозяйственную ответственность за результаты своей  деятельности.

     Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.

     Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

     Хозяйственная ассоциация - создаваемая на добровольной основе по

территориальному, отраслевому или иному признаку - объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.

     Высокая степень концентрации производства и возникающее в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценовой диктатуры. Усиливается  вероятность сговора между несколькими производителями. Это требует установления особого контроля за деятельностью объединений предприятий.

     В советской  экономике  объединения предприятий существовали в виде

производственных  и научно-производственных объединений. Поскольку в

основе  их образования лежали не общность экономических и финансовых

интересов участников, а потребности централизованного  управления

экономикой. С переходом к рыночной экономике они требуют серьезной

трансформации. Однако, учитывая характерные для них кооперационные  связи, было бы ошибкой ликвидировать их под флагом борьбы с монополизмом. При выборе способов реформирования этих объединений следует учесть, прежде всего, такие критерии, как изменение трансакционных издержек и влияние на уровень конкуренции.

Способы ведения конкурентной борьбы.

     Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за

наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция

выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом

производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т. д.

     Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен,

стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства

неэффективных предприятий, рациональному использованию  ресурсов,

предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к

потребителю.

     Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная  конкуренция

Основными методами являются:

  - повышение  качества продукции;

  - снижение  цен ("война цен");

  - реклама;

  - развитие  до- и послепродажного обслуживания;

  - создание  новых товаров и услуг с  использованием достижений НТР  и т. д. 
 
 

Недобросовестная конкуренция

Основными методами являются:

    - экономический (промышленный шпионаж);

    - подделка продукции конкурентов;

    - подкуп и шантаж;

    - обман потребителей;

    - махинации с деловой отчетностью;

    - валютные махинации;

    - сокрытие дефектов и т. д.

Теперь  подробнее рассмотрим некоторые  виды недобросовестной конкуренции:

1. Современный экономический шпионаж

Часто термины "промышленный" и "экономический" шпионаж используют как

синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе

промышленный  шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж помимо промышленного охватывает и такие сферы, как показатели ВВП - это:

- рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции

и услуг  за год;

- сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и

нематериальном  производстве и амортизационных отчислений, его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т. д.

     Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется

вышеперечисленными  показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электроники, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

     В принципе, в наше время, любое правительство  хорошо развитой страны

располагает крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом.

Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов

или не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов.

     Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются

патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек;

экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и

макроэкономические  показатели и включает в себя разведку природных

ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга

большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

     С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят технические центры, основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т. д.

     В целях повышения прибыли ТНК  стремятся к установлению истинной

ценности собственной продукции. Для этого производится детальный анализ

продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей

продукции.

     Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество,

производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией

конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат

собственных машин и аналогичной продукции  конкурентов, чтобы объективно

сравнить  их и выявить действительную ценность той или иной продукции.

Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все

лучшее  у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин,

механизмов  и конструкций, если при этом можно  обойти патентное

законодательство  или если это выгодно фирме.

     Недостатки  своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их

устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и, конечно, никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

     Существуют  различные способы получения  конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т. д.

     Основными законными способами сбора информации о конкурентах

являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения,

данные  публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые  отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

     Так как каждая ТНК знает о возможных действиях или исследованиях

против  нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах

каждая  ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и

финансовом  положении, о научно-исследовательских  работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.

     Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах

представляется высшим  руководителям ТНК, которые определяют политику и

стратегию корпорации.

     Другой  вариант отчета, из которого исключена  наиболее важная и

личная  информация, структура производственных издержек, предоставляется

руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

     Возможен  и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует

практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т. д.; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

     Но  конкурирующие фирмы, зная о возможных  способах сокрытия

информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими способами:

    - различного рода вопросы, задаваемые  специалистам конкурента;

    - приглашение на работу специалистов  конкурента;

Информация о работе Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях