Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:02, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"
производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате
взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и
1. Сущность и механизм действия закона конкуренции
1.1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке
1.2. Совершенная конкуренция и ее особенности
1.3. Виды несовершенной конкуренции и их характеристика
1.4. Современные особенности проявления закона конкуренции 11-20
2. Правовая база развития конкуренции на примере Республики
Казахстан
3. Анализ текущей ситуации конкурентоспособности
казахстанского рынка
- ложные предложения работы
намерения брать их на работу.
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное
наблюдение за интересующим
- использование профессиональных шпионов для получения информации;
- подкуп
сотрудников из основных
- внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента;
- подслушивание разговоров и т. д.;
- похищение чертежей, образцов, документов;
- шантаж и другие способы давления;
- получение информации от источников в государственных структурах;
- сбор
информации через зарубежные
филиалы и через общих
Еще одним из наиболее эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т. п.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основной идеей промышленного шпионажа для ТНК является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.
Промышленный
шпионаж и фальсификация
Частная собственность на изобретения устанавливается через
патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно
монополизации выгод, связанных с использованием запатентованного продукта.
В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет,
что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с
другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо
патентованное открытие непосредственно конкурентами, побуждает их к
ускоренной разработке каких-то новых технических приемов, технологий.
Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются,
чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.
Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности,
что конкурент не внедрит изобретение быстрее, чем сама корпорация, то
изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет
использовано конкурентом, его сразу же патентуют, и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного
срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит
мощным средством для контроля над рынком, т. к. его нарушение карается
конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и
уплатой нарушителем крупных штрафов. Патенты применяются, прежде всего,
для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические
последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к
производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т. к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Методы промышленного шпионажа
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, передаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла
могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства
восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники
обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т. д.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода
компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных
локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников
информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение, скажем в банковскую сеть, может привести к потере важной информации, к потере ее
секретности и, как следствие, использованию этой информации в каких-либо
корыстных целях.
Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т. к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. Такая группа есть и в Казахстане, но в результате недостаточного финансирования она не может развернуть свою деятельность как группа США.
2. Правовая база развития конкуренции на примере Республики Казахстан
2.1. Миссия и видение Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)
Защита конкуренции, ограничение монополистической деятельности, недопущение недобросовестной конкуренции и межотраслевая координация деятельности государственных органов по развитию конкуренции.
2.2. Нормативные правовые акты
Перечень программных и иных нормативно-правовых актов, на основе которых разработан Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) на 2009 – 2011 годы
1.
Конституция Республики
2.
Закон Республики Казахстан от
7 июля 2006 года «О конкуренции
и ограничении
3. Закон Республики Казахстан от 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции».
4. «Стратегия – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Послание Президента страны народу Казахстана 1997 год.
5. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», выступление Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. на совместном заседании палат Парламента от 18 января 2006 года.
6. «Новый Казахстан в новом мире». Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана» от 28 февраля 2007 года.
7. «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». Послание Президента РК народу Казахстана 6 февраля 2008 года.
8. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096.
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года № 1308 «Об утверждении Программы развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы».
10.
Постановление Правительства
Бюджетные программы
Для достижения целей стратегического плана Агентства на 2009 год потребуется 619 млн. тенге, 2010 году – 676 млн. тенге, 2011 году – 783 млн. тенге. Всего на три года – около 2 млрд. тенге.
В
соответствии со стратегическим планом
Агентства разработана
Отдельно выделено материально – техническое оснащение.
Таблица
перехода
Наименование бюджетной программы (подпрограммы) | ||||
№ п/п | Действующая редакция
(с указанием кода) |
№ п/п | Предлагаемая
редакция
(с указанием кода) | |
программа | тип программы | программа | ||
1. | 001 «Обеспечение
деятельности уполномоченного |
1. | услуги, предоставляемые госорганами | 001 «Услуги по защите конкуренции» |
2. | капитальные расходы | 002 «Материально – техническое оснащение» | ||
3. | услуги, предоставляемые госорганами | 003 «Создание интегрированной информационно – аналитической системы «Защита конкуренции» |
Приложения прилагаются.
3. Анализ текущей ситуации конкурентоспособности казахстанского рынка
Политика
содействия конкуренции и антимонопольное
регулирование экономических
В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира".
В настоящее время развитие государственной антимонопольной политики вступает в новый этап. По поручению Главы государства в октябре 2007 года создано Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.
Вместе с тем, в Республике Казахстан еще не созданы достаточные условия для развития конкуренции. Так, удельный вес монополистов в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке с долей доминирования от 70 до 100 процентов составляет 65 %.
Наиболее монополизированными являются топливно-энергетический комплекс, сфера транспорта и связи. Так, в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение, 182 субъекта ТЭК, 154 – в сфере транспорта и связи.
С каждым годом увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, в том числе злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений и согласованных действий, приводящих к ограничению конкуренции на товарных рынках. Так, в 2007 году антимонопольным ведомством к административной ответственности за различные нарушения было привлечено 205 субъектов рынка (5 в 2006 году), вынесено 485 (57) предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Взысканная сумма в бюджет государства за нарушение антимонопольного законодательства составила 106,1 млн. тенге (2,8 млн. тенге).
Информация о работе Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях