Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"
производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате
взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и

Оглавление

1. Сущность и механизм действия закона конкуренции
1.1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке
1.2. Совершенная конкуренция и ее особенности

1.3. Виды несовершенной конкуренции и их характеристика

1.4. Современные особенности проявления закона конкуренции 11-20

2. Правовая база развития конкуренции на примере Республики
Казахстан
3. Анализ текущей ситуации конкурентоспособности
казахстанского рынка

Файлы: 1 файл

курсовая по эк. теории.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     О недостаточности принимаемых мер  по защите конкуренции свидетельствует  положение Казахстана в рейтинге Глобальной конкурентноспособности Всемирного экономического форума 2007 – 2008 годы,  по которому в 2007 году занял 81 место по субиндексу «эффективность антимонопольной политики», 74 место по субиндексу «интенсивность местной конкуренции» по компоненту «эффективность товарных рынков».

      На  сегодняшний день отсутствует эффективная  система информирования участников рынка, государственных органов, общества в целом вопросов защиты конкуренции (адвокатирование конкуренции). Эффективная защита и пропаганда конкуренции невозможна там, где нет всеобщего понимания целей и выгод конкуренции. Хотя деятельность антимонопольного органа Казахстана довольно часто освещается в прессе, это освещение имеет тенденцию быть кратким и часто ограничивается просто сообщением о предпринятом действии или принятом решении. Следствием низкой информированности общества по вопросам конкуренции может являться рост нарушений антимонопольного законодательства.

     Не  на должном уровне находится антимонопольная  нормативная правовая база. Отсутствует  система подготовки и переподготовки кадров для антимонопольного ведомства.

     В настоящее время для выявления  и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может выявлять лишь небольшую часть указанных нарушений. Охват анализом групп товарных рынков в 2007 году составил около 3%.

     Указанные факты требуют применения новых подходов в предупреждении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства, повышении качества работы.  

     При этом пресечение правонарушений антимонопольного законодательства невозможно без информационного  содействия других государственных органов. Необходимая для проведения расследований и анализов товарных рынков информация, имеющаяся в распоряжении других государственных органов, не всегда предоставляется в антимонопольный орган.

      Своевременный и оперативный анализ товарных рынков является необходимым условием эффективного контроля концентрации и своевременного выявления нарушений с антимонопольного законодательства.

      По  результатам проводимых анализов выявляются барьеры для «входа» на рынок  новых компаний, к которым можно отнести государственное регулирование цен, неразвитость передающих сетей и аффилиированность субъектов, действующих на том или ином рынке.

      Развитию  добросовестной конкуренции и ограничению  монополистической деятельности препятствует должное взаимодействие между центральными и местными исполнительными органами. Опасными для конкуренции являются внутренние действия государственных центральных и местных исполнительных органов, носящие селективный характер. Органы государственной власти могут наносить серьезный ущерб конкуренции, создавая для определенных предприятий различные барьеры доступа на рынок, дискриминационные или, наоборот, льготные условия деятельности компаний, предоставляя необоснованные эксклюзивные права или поддерживая неэффективные предприятия.

     В связи с изложенным, Агентство  стратегическим направлением для себя определяет создание условия для  развития конкуренции.  
 

      Заключение 

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     На  мой взгляд, полезно время от времени  проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других

основных моделей  рынка: чистой монополией, монополистической  конкуренцией и олигополией.

     Мы  выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободный вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей.

     Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим

требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае,

когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный

конкурент не может  воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и

услуг.

     На  несовершенно конкурентных рынках, в  противоположность совершенно конкурентным, продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

     Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования,

относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно-полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенной конкуренции фирма обладает известным

контролем. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что, все-таки, пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т. е. эти два явления связаны между собой. Нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на свою эффективность, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия,

т. к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

     Также мы выяснили, что конкурентоспособность казахстанской экономики находится на низком уровне, нашли причины сложившейся ситуации и возможные варианты решения этой проблемы.

     Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях  свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его. 
 
 
 
 

     Список  литературы

Экономика/ Учебник под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко,

А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.

Юданов  А.Ю./ «Конкуренция: теория и практика». 2-е издание.  М., 1998. - с. 40.

Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998. – С. 66

А. Резникович/ Монополистическое отечество в опасности / Коммерсантъ-Деньги №13 за 1999, стр. 31.

А.Резникович /Монополистическое отечество в опасности / Коммерсантъ-Деньги №13 за 1999, стр. 32.

В. Кондрашев/ Анализ проблем конкурентоспособности / Экономист №12 за 1999, стр.86.

В. Кондрашев  Анализ проблем конкурентоспособности / Экономист №12 за 1999, стр.87.

Htpp://ru.government.kz/docs/strateg_plan.ppt

Htpp://www.economyclub.info

Htpp://www.stat.kz 
 

Информация о работе Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях