Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"
производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате
взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и

Оглавление

1. Сущность и механизм действия закона конкуренции
1.1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке
1.2. Совершенная конкуренция и ее особенности

1.3. Виды несовершенной конкуренции и их характеристика

1.4. Современные особенности проявления закона конкуренции 11-20

2. Правовая база развития конкуренции на примере Республики
Казахстан
3. Анализ текущей ситуации конкурентоспособности
казахстанского рынка

Файлы: 1 файл

курсовая по эк. теории.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

                                                                                           

                Факультет «Техники, бизнеса и права» 
                 

                                                 

                                КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

                                                    По дисциплине:

                                            Экономическая теория

 
        Тема:     Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнила: Студентка 1 курса 
                                                                       Группа №   09-501 Уз                                                                    

                                                                       Шиллинг А.В.

               Проверил:  Каримбаева Г.Ж.

                                         
 

                                    

                                                  Усть-Каменогорск 2009г. 
 

               СОДЕРЖАНИЕ 
           
           

     Введение                                                                                                  3 

      1. Сущность и механизм действия закона конкуренции   4-10

                                       

      1.1. Трактовка понятия конкуренция в экономической науке  4-6 

      1.2. Совершенная конкуренция и ее особенности    6-8

     

     1.3. Виды несовершенной конкуренции и их характеристика  8-11

                                                                             

       1.4. Современные особенности проявления закона конкуренции 11-20

                                                                                  

        2. Правовая база развития конкуренции на примере Республики

    Казахстан          20-22

        3. Анализ текущей ситуации конкурентоспособности

           казахстанского рынка        23-25

                                                 

        Заключение          25-27

                                                                       

        Литература          28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

    Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур,  взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.

    По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются"

производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате

взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

    Ключевым понятием, выражающим сущность  рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями, как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

      В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций

на рынке  компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное

обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей и информацию через рекламу. 

1. Сущность и механизм действия закона конкуренции.

1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке.

     Термин  «конкуренция» вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение»,

«состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом:

 «конкуренция  — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

     Толкование  понятия конкуренции в экономической науке  прошло  несколько

стадий.  Классической  экономической  теории  был  характерен  поведенческий

подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции  как  совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.

     Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным  объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для

неоклассической политической экономии. Однако неоклассики  связывали

конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги

потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании,

означает, что количества благ недостаточно в  сравнении с потребностями

людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в

экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция

конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее  авторов были

 Ф.  Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в

современной западной экономической науке столь  сильны, что сам термин

«конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно  повлиять  на  цену товара путем изменения объема продаж.

     Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые

господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю. Юданов, «в центре внимания

оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того,

кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».

     Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее

определения в классической теории, не проводившей  различия между

конкуренцией  и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, невозможна монополия.

     Позднее список рыночных структур был расширен, и появилась

необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и

«соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция», в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

     Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в

экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

     Функциональный  подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию, как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

     Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает» какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

1.2. Совершенная конкуренция и ее особенности.

     Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на

цену  товара, здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в

соответствие с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют

«рынок  свободной конкуренции».

     Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные

продавцы, и придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить

который вне он не может, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент

Информация о работе Конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях