Коммерческий банк как элемент рыночной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть деятельность коммерческих банков в рыночной инфраструктуре.
В ходе работы решались следующие задачи: раскрыть сущность и функции коммерческих банков; рассмотреть основные операции банков; охарактеризовать ликвидность коммерческого банка

Оглавление

Введение……………………………………………………….3

Глава I. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы

1.1 Коммерческий банк как элемент банковской системы ………………………………………………………………5

1.2 Сущность и функции коммерческих банков в рыночной экономике…………………………………………………...10

1.3 Классификация банков………………………………….15

1.4 Организационная структура коммерческого банка…...21

Глава II Операции банков и их финансовое состояние

2.1 Основные операции банков …………………...………27

2.2 Ликвидность коммерческого банка……………………33

Заключение………………………………………………….41

Список использованной литературы………………………42

Файлы: 1 файл

Идеальный.docx

— 235.57 Кб (Скачать)

В банковской системе действуют  также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).

Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных  программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют  и другие операции, определяемые их статусом как банка.

Некоторые кредитные организации  не имеют статуса банка, они совершают  лишь отдельные операции, в связи  с чем не получают от центрального банка лицензию на осуществление  совокупной банковской деятельности.8

К элементам организационного блока банковской системы относят  и банковскую инфраструктуру. В нее  входят различного рода предприятия, агентства  и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

Начнем с информационного  обеспечения. В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в обширной и оперативной информации о состоянии  экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими продуктами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются  в подробной информации.

При сильной конкуренции, а также экономическом кризисе, нестабильности финансов государства  и предприятий информационное обеспечение  выступает естественным требованием  — не имея такого обеспечения, банки не могут без ущерба для своего капитала и капитала клиентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и ее анализ становятся обязательным атрибутом технологии предоставления банковских услуг.

Информация, требующаяся  банкам, обычно предоставляется специальными агентствами — кредит-бюро, в  ряде стран сведения, в которых  нуждаются банки, можно почерпнуть из многочисленных справочников (торговых и промышленных регистров), журналов, специальных оперативных изданий, а также запросить в центральном  банке, где ведется картотека  клиентов.

Необходимым компонентом  банковской инфраструктуры выступает методическое обеспечение.

В переходный период, когда  старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений  и методических указаний еще не был  укомплектован.

Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они  зачастую осуществляют операции на базе своих собственных методик и  положений.

Не до конца оформившимся блоком банковской инфраструктуры является научное обеспечение. Это касается как функционирования банковской системы  в целом, так и отдельных банков.

Пока в России не было создано достаточно представительных научных центров, деятельность научных  работников не скоординирована. Не в  каждом коммерческом банке есть аналитическое  подразделение, осуществляющее исследование рынка банковских услуг, эффективности  банковских операций. Важнейшим элементом  банковской инфраструктуры выступает  кадровое обеспечение.

 

1.4 Организационная структура коммерческого банка

Организационная структура  коммерческого банка, как и любого предприятия, зависит от множества  факторов, главным из которых выступает  обеспечение экономической эффективности. Поэтому вполне естественно, что  в небольшом городе банк имеет  одну структуру, а в крупном финансовом центре, таком как Москва, совершенно иную. Структура банка с большим  числом отделений имеет мало общего со структурой банка без отделений. Невозможно найти два банка, которые  имели бы одинаковую структуру. Кроме  того, с течением времени происходит изменение структуры банка, которая  также может значительно отличаться от той, которая, например, была лет  десять назад.

Так как движение — это  жизнь, а банк можно представить  неким сложным организмом, то здесь  постоянно происходит изменение  набора отделов и комитетов, состав руководящих органов в соответствии с требованиями работы банка, новыми задачами и целями банка и т. д. В то же время, несмотря на постоянные изменения, структура банка должна ориентироваться на некоторые основные принципы, которые позволяют достичь устойчивости и стабильности работы.

В структуре банка обычно выделяют два типа отделов: линейные и штабные. В линейных отделах  занимаются выполнением операционной работы, а именно: принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т. д. Свое название «линейные» эти отделы получили по характеру  функций, которые делегируются с  высших эшелонов управленческой структуры  на более низкие и которые образуют непрерывную связь по вертикали. Штабные отделы выполняют функции  обслуживания линейных с целью повышения  эффективности деятельности последних. К штабным относят такие отделы, как отдел кадров, планирования, юридический, статистический и т. д.

Выделяют следующие основные принципы построения структур банка: пирамидальный, географический, функциональный, специализированных профит-центров, холдинг-компании.

Пирамидальный принцип построения структур банка характеризуется  предельной простотой вертикальных связей, прямым и непосредственным подчинением отделов высшему  руководству банка.

При данной структуре управления в банке, как правило, имеется 6-8 отделов, которые охватывают основной круг операций: ссудные, инвестиционные, кассовые, депозитные, трастовые, административный и ревизионный  отделы, отдел маркетинга (см. табл. 1).

Таблица 1. Структура управления, построенная по пирамидальному принципу

Особенностью географического  принципа является то, что происходит разделение реализации стратегических и тактических задач (см. табл. 2). Так, если стратегические проблемы решаются в головном представительстве банка, то решение тактических вопросов передается по месту расположения региональных филиалов банка. Благодаря этому происходит расширение ареала банковской деятельности.

Таблица 2. Структура  управления, построенная по географическому  принципу

 

При функциональном принципе построения структура управления организована на четком разделении функций аккумуляции  ресурсов и способов их использования (см. табл. 3).


 

Таблица 3. Структура управления банком по функциональному принципу

В коммерческих банках, построенных  по принципу профит-центров, создаются  специализированные профит-центры, предоставляющие  клиентам набор определенных финансовых операций и услуг, имеющих свои службы, аппарат управления, смету, калькуляцию  издержек и полученной прибыли (см. табл. 4).

Специализированный профит-центр  может быть создан, например, на основе трастового отдела банка, функции которого в значительной мере обособлены, что  и позволяет достаточно четко  оценить затраты и результаты работы данного отдела.

Таблица 4. Структура управления банка по  принципу профит – центров

 

В банковской холдинг-компании достигается очень высокая степень  специализации. Здесь филиалы холдинга обладают статусом юридических лиц  в отличие от предыдущих схем. Банковский холдинг в соответствии с особенностями  акционерного капитала в состоянии  контролировать небанковские учреждения, которые тесно связаны с банковской деятельностью, а именно: финансовые, ипотечные, лизинговые, факторинговые  компании, трастовые и инвестиционные фонды, фирмы по выпуску дорожных чеков и кредитных карточек, вычислительные центры по обработке информации, аудиторские фирмы и т.д. (см. табл. 5). То есть холдинг-компания в данном случае является владельцем контрольного пакета акций других компаний и посредством этого контролирует их деятельность.

Таблица 5. Структура банковской холдинг-компании

 

В России чаще всего структура  управления коммерческих банков построена  по функциональному признаку и выглядит следующим образом:

  1. Главная бухгалтерия:

— отдел расчетно-ссудных  операций;

— отдел внешних экономических  связей.

2. Валютное управление:

— отдел клиентского обслуживания;

— отдел пластиковых карточек;

— отдел конверсионных  операций;

— отдел международных  расчетов.

3. Управление по ресурсам, ценным бумагам, корреспондентским  отношениям, забалансовым и трастовым  операциям:

— отдел ресурсов;

— отдел межбанковских  расчетов;

— отдел забалансовых и  трастовых операций;

— отдел ценных бумаг;

— отдел маркетинга, планирования и анализа.

4. Кредитный отдел.

5. Инновационный отдел.

6. Отдел по работе с  филиалами.

7. Договорно-правовой отдел.

8. Консультационный отдел.

9. Отдел программного  и информационного обеспечения.

10. Сектор развития телекоммуникации  и сетей.

11. Отдел кассовых операций  и операций с ценностями.

12. Отдел инкассации.

13. Отдел кадров.

14. Общий отдел.

15. Рекламный отдел.

16. Отдел по работе с  клиентами.

17. Административно-хозяйственный  отдел.

18. Департамент образования.9

 

 

Глава II Операции банков и их финансовое состояние

2.1 Основные операции банков

Банки осуществляют пассивные  и активные операции. С помощью  пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.

Ресурсы банка формируются  за счет собственных, привлеченных и  эмитированных средств. К собственным  средствам относятся акционерный  и резервный капитал, а также  нераспределенная прибыль. Собственные  средства составляют незначительную часть  ресурсов современного банка. Соотношение  между собственными и заемными средствами может колебаться в пределах от 1 к 10 до 1 к 100.

Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных  и корреспондентских счетов.

Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Депозиты бывают двух видов: счета до востребования и срочные счета. Вклады до востребования - это средства на текущих счетах, они могут быть востребованы в любой момент. Это же относится и к контокоррентным счетам. По вкладам до востребования выплачивается низкий процент. В отдельных странах начисление процента по этим видам вкладов запрещено законом. Вклады до востребования в основном предназначены для текущих расчетов. Открыв этот счет, клиент передает банку техническое ведение своих платежных операций. Например, по счету предприятия банком ежедневно делается множество бухгалтерских проводок. Осуществляемые при этом затраты банка возмещаются за счет того, что клиент не полностью использует имеющиеся на счете денежные средства. Образуется так называемый твердый кассовый остаток, который банк может использовать в качестве ссуды на депозитные и контокоррентные счета. С депозитного счета клиент может снять сумму в пределах фактического остатка на нем. Иными словами, он может располагать только собственным вкладом. Контокоррентный счет дает возможность клиенту осуществлять свои финансовые операции не только в пределах размера своего вклада в банке, но и за счет кредита, который банк ему предоставляет, исходя из установленного лимита кредитования. Лимит кредитования зависит как от финансовых возможностей банка, так и от прочности связей клиента с банком. Поэтому на контокоррентном счете возможно образование как положительного, так и отрицательного остатка.

Банк может расширить  свою ресурсную базу путем не только использования средств в виде твердого кассового остатка, но и  создания дополнительных денежных средств  на основе системы контокоррентных  счетов. Технически это выглядит следующим  образом. Так как банк не держит против пассива равные ему наличные резервы (их величина устанавливается исходя из нормы обязательных резервов), то размер ссуды, которую банк может  предоставить на основе вклада, будет  равен сумме актива за вычетом  наличных резервов. Если норма обязательных резервов равна 10%, а сумма вклада 1000.0, то в балансе это будет отражено следующим образом:10

            Таблица 1

 

 

 

Таблица 2

 

 

где, n — дополнительный вклад в банк первой ступени.

 

Вторую форму депозитов  составляют срочные вклады. Коммерческие банки принимают собственно срочные  вклады и вклады с предварительным  уведомлением об изъятии. Эти вклады в отличие от текущих вносятся на более длительные сроки. Вкладчику  выплачивается в этом случае более  высокий процент, банк же может располагать  этими средствами более длительное время, увеличив доходы от процентов  за счет ссуд, выданных под эти вклады.

Срочные вклады являются промежуточными между текущими и сберегательными. Их отличие от сберегательных депозитов  состоит в том, что они имеют  строго обусловленный небольшой  срок. Особенностью сберегательного  вклада является свидетельство о  наличии вклада - сберегательная книжка. Сберегательные операции ранее проводились сберегательными кассами (банками). Привлечение сбережений населения сейчас стало одним из важнейших видов операций не только сберегательных касс. Средства, мобилизуемые с помощью этих операций, используются для финансирования отраслей народного хозяйства, а также государства.

К пассивным операциям  относятся кредиты, полученные от других банков, — привлеченные средства. Кредитные  операции можно классифицировать по ряду признаков. По срокам, на которые предоставляется кредит, он подразделяется на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и онкольные ссуды. В зависимости от обеспечения ссуды бывают бланковые (без обеспечения) и обеспеченные. Последние бывают вексельными (выдаваемые в виде покупки векселя или под его залог), под товарные, под ценные бумаги. По характеру погашения ссуды делятся на погашаемые в рассрочку и погашаемые единовременно. Исходя из вида кредитора, выделяют банковский, государственный, коммерческий кредиты и кредит страховых обществ. Кредит классифицируется также по методу взимания процента, который может удерживаться в момент предоставления ссуды или в момент погашения кредита. В зависимости от размеров кредит подразделяется на мелкий, средний и крупный.

Информация о работе Коммерческий банк как элемент рыночной инфраструктуры