Классификация экономических учений по исторической хронологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:21, реферат

Краткое описание

Экономическая теория — одна из самых древних наук, где всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 основных этапа:
1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономические мысли выражали философы и религиозные деятели..
2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века. Появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
3. Период развития учения о регулировании рыночной экономики 30-х гг. 20 века. Появилась антимонопольная концепция и идеи социального контроля общества над экономикой.Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

 

при отклонении возникают силы, возвращающие к равновесию (война, болезни)

 

цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения

 

скорость роста населения больше чем предметов потребления

 

2) регулирование  роста населения через изменение зарплаты

 

важное значение имеет не номинальная зарплата, а реальная определяемая ценой потребляемой пищи

 

против уравновешивания доходов

 

средний класс – основа общества

 

Жанн Батист Сей

 

Французский экономист.

 

политэкономию разделил на три самостоятельные части:

 

производство

 

распределение

 

потребление

 

противопоставил трудовой теории стоимости "теорию полезности"

 

стоимость отождествлялась с потребительной стоимостью

 

три фактора участвующих в процессе производства и три основных дохода:

 

земля – земельная рента

 

труд – заработная плата

 

капитал – процент

 

главный интерес производителей состоит в обмене одних продуктов на другие, деньги играют роль посредника

 

сделал неверный вывод: каждый продавец является в то же время и покупателем

 

в масштабе общества предложение и спрос уравновешиваются и общее перепроизводство становится невозможным

 

заинтересованность каждого производителя в благополучии всех других

 

Джон Стюарт Милль (1806-1873)

 

попытка "примирить непримиримое" – интересы труда и капитала

 

законы производства неизменны и заданы техническими условиями (имеют характер "свойственный естественным наукам")

 

законы распределения являются управляемыми "человеческой интуицией"

 

теория производительного труда (только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство) новое – труд на охрану собственности и приобретение квалификации

 

заработная плата – плата за труд зависит от спроса и предложения на рабочую силу

 

заработная плата при прочих равных условиях ниже, если труд менее привлекателен

 

теория ренты – "компенсация уплачиваемая за пользованием землей"

 

теория народонаселения – единственное средство для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численности населения

 

стоимость - понятие относительное

 

- создание  стоимости трудом, требующимся для  производства товарных благ (именно  количество труда имеет первостепенное  значение для изменения стоимости)

 

"меновая  стоимость, потребительная стоимость, стоимость"

 

изменение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров (количественная теория денег)

 

суждения и трактовки о социалистическом устройстве общества (преодоление злоупотреблений с правами собственности)

 

важную роль в социально-экономическом развитии общества отводилась государству

 

7.Историческая  школа германии

 

Фридриха Листа (1789 -1846 гг.)

 

"Национальная  система политической экономии"(1842 г.).(хозяйство каждой конкретной  страны развивается по собственным  законам)

 

считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у "классиков".

 

Интересным направлением исследований исторической школы стали более или менее удачные варианты периодизации всеобщей экономической истории. Так, Ф. Лист выделял в ней пять стадий: дикости, пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную, земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

 

В 1ые указали на существенные различия экономических систем, хотя отрицали ее как науку, ибо стремились не к объяснению и предвидению тенденций хозяйственного развития (как классики), а лишь к добросовестному описанию, накоплению фактов, предоставив делать выводы истории.

 

8.Марксистская  экономическая теория

 

Основоположник международного коммунизма исследовал реалии современного ему общества

 

совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественном производстве составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка

 

капитализм отрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет место эксплуатация одного класса другим

 

неизбежный крах капитализма, потому что не обеспечивается полная занятость

 

идеалом считает коммунистическое общество, состоящее из двух фаз:

 

низшей – социализма

 

высшей – коммунизма

 

в этом обществе средства производства не станут более объектом индивидуального присвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу

 

в центре своей теории он поставил борьбу классов; в первоначальном варианте "Капитала" нет и намека на революцию, а речь идет о развитии науки и техники

 

ключевой теорией является теория прибавочной стоимости

 

рабочая сила как товар продается по стоимости

 

источником прибавочной стоимости является "неоплаченный труд" рабочих, продающих свою рабочую силу

 

рабочий день делится на "необходимое время" и "прибавочное время" (создается прибавочная стоимость)

 

капитал – средство эксплуатации рабочего и установления власти над рабочей силой

 

постоянный (часть капитала, которая воплощена в средствах производства)

 

переменный (часть, которая воплощена в рабочей силе)

 

трудовая теория стоимости (стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем)

 

законы рыночной экономики (обмен в любом обществе должен осуществляться с соблюдением закона стоимости – связь между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров)

 

заработная плата – вознаграждение рабочего за его труд как результат обмена с капиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд

 

теория ренты – помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную со специфически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и с монополией частной собственности на землю

 

теория воспроизводства (экономический цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупного спроса с целью накопления ради максимизации прибыли капиталистов и заканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляется накопление

 

причина кризисов – бедность и ограниченность потреблений масс, которая противодействует стремлению капиталистического производства развивать производительные силы

 

9.Новая  Историческая Школа Германии

 

-накопить  как можно больше фактов для  создания будующей теоpии.Если  стаpая истоpическая школа боpолась  с классиками, то новая боpется с маpксизмом.

 

Общая хаpактеpистика школы:

 

1. Hет опpеделенных  истоpических законов. Hет тpадиций, обычаев в экономике и повтоpяющихся  связей.

 

2. Попытка  найти локальные чеpты pазвития. Hовая  истоpическая школа имеет два  напpавления.В 1872 году в Геpмании был создан "союз социальной политики". Главную задачу и пpедпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp. Ставится задача pефоpмиpовать стpой. Пpавое кpыло пpедставлено Шмоллеpом. Власть госудаpсва, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудpым и твеpдым пpавительством. Следовательно нужно сохранить монаpхию.

 

10. Маржинализм

 

использование предельных величин в анализе экономических процессов.

 

Методология маржинализма включает:

 

1. Субъективно-психологический  подход к экономическим явлениям. Главное не сами экономические явления, а их субъективная оценка со стороны человека.

 

2. Принцип  рационального поведения человека. Исследуется субъект наделенный  рациональным стремлением к максимизации  собственной прибыли.

 

3. Принцип  главенства распределения на производстве. (Сначала распределение, потом создание). Главное для характеристики распределения продукта- интенсивность индивидуального потребления.

 

4. Принцип  редкости. Допускается ограниченность, фиксированность наличия определенных  благ. (Каждое благо конечно).

 

Маржинализм имеет три основных течения:

 

Австрийская школа предельной полезности

 

Лозаннская школа

 

Английская школа

 

11. Неоклассическая  экономическая теория

 

Неоклассики развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятие предельной полезности, практически одновременно открытое У. Джевонсом, К. Менгером и Л. Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической экономики. Они подчеркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения (заданных) ресурсов.При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального выбора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной интенсивности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно.В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка — закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей.

 

Главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия. Тем не менее в целом для Н. т. э. характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям, в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход.Неоклассики заложили базу для более поздних экономических концепций, таких, как теория экономики благосостояния, теория экономического роста. Эти концепции иногда называют современной неоклассической школой. Ряд экономистов недавнего времени попытались также соединить некоторые положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства — это течение получило название неоклассического синтеза.

 

Идеи Н. т. э. наиболее полно были изложены в “Принципах экономической теории” А. Маршалла, которые “... должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг в истории экономической науки: это единственный трактат XIX в. по экономической теории, который все еще продается сотнями каждый год и который все еще с большой пользой может быть прочитан современным читателем.

 

12.Кейнсианство

 

Основная идея – система рыночных и экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой и максимально возможную занятость, и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономические процессы.

 

Новое:

 

макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории

 

с ростом доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает

 

присущая человеку склонность сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема инвестиций

 

поставил проблему спроса в центр исследований (экономическая теория спроса)

 

вынужденная безработица (заработная плата зависит от спроса на труд, а он ограничен – уровень занятости)

 

обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всех сбережений в реальные капиталовложения (инвестиции = сбережениям)

 

реальный размер инвестиций зависит от:

 

ожидаемого дохода капиталовложений или их предельной эффективности

 

нормы процента

 

мультипликатор – увеличение инвестиций в одной отрасли вызывает увеличение потребления и дохода, как в данной отрасли, так и в сопряженных отраслях

 

чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, что в свою очередь расширяет границы занятости.

 

13. Институциально-Социальное  Направление

 

Институционализм выступает как эволюционное направление. Его представители акцентируют внимание на социально-экономические изменения и стремятся к динамическому анализу. Институционалисты констатируют противоречия между постоянно изменяющейся средой и обладающей значительной инерцией, консервативной институциональной структурой общества, сформированной в результате развития в условиях прошлого.

 

Основу методологии институционализма составляет расширенная трактовка предмета политэкономии, использование большого количества неэкономических факторов. Идея синтеза экономического и социального анализа, "междисциплинарного подхода", является определяющей для теоретиков современного институционализма. Они включают в экономические теории, человеческое поведение, политику и многие другие факторы, но специфика и примат экономических отношений при этом практически ликвидируются. Институционалисты не считают человеческие отношения базисными, определяющими. В их идеалистической трактовке решающими оказываются правовые отношения, психология людей и другие надстроечные элементы.

 

Представители современного институционализма стремятся дать определенные оценки и прогнозы будущему развитию капиталистического общества. Они разработали разнообразные "сценарии будущего".. Все эти сценарии имеют общую основу - технологический детерминизм; все они предполагают "трансформацию" капитализма, а с точки зрения идеологической роли представляют как альтернативу социализму.

Информация о работе Классификация экономических учений по исторической хронологии