Экономическое учение Адама Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Адам Смит (1723-1790) является для экономической науки примерно тем же, кем для геометрии является Евклид, для физики - Ньютон. Это "крестный отец" науки, который сформулировал фундаментальные положения и заложил основу для развития этой науки на многие годы.
Но также существует мнение, что Адам Смит был неостроумным эклектиком, которому удалось увидеть мельком невидимые силы, формирующие человеческое поведение и унифицирующие драму общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Основная часть:
1) Анкетные данные……………………………………………...4
2)Основные работы и идеи………………………………………5
3) Теория нравственных чувств: основные положения……….11
4) Богатство народов: основные положения………………….13
Заключение…………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат Адам Смит.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

Университет

 

Кафедра Экономической теории

 

Дисциплина: Экономика

 

 

 

 

Реферат

 

Экономическое учение Адама  Смита

 

 

 

 

                                                                                                         Студентка группы 2-РРАН-IV

                                                                                 М. А. Левченко

                                                                               Руководитель:

                                                                                              канд. ист. наук, доцент 

                                                                             А. М. Чибинев

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Основная часть:

1) Анкетные данные……………………………………………...4

2)Основные работы и идеи………………………………………5

3) Теория нравственных чувств: основные положения……….11

4) Богатство народов: основные положения………………….13

Заключение…………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Адам Смит (1723-1790) является для экономической науки примерно тем же, кем для геометрии является Евклид, для физики - Ньютон. Это "крестный отец" науки, который сформулировал фундаментальные положения и заложил основу для развития этой науки на многие годы.

Но также существует мнение, что Адам Смит был неостроумным эклектиком, которому удалось увидеть мельком невидимые силы, формирующие человеческое поведение и унифицирующие драму общества.

Дети противников Смита  его прославляют, потомки его  сторонников насмехаются над  ним и чуть ли не презирают.

Противоречивые мнения и оценки еще больше подогревают  интерес к этой выдающейся исторической фигуре, ставшей символом экономистов классической политической экономии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1) Анкетные данные

Как заметил английский историк экономической мысли Александр Грей: «Адам Смит был столь явно одним из выдающихся умов XVIII в. и имел такое огромное влияние в XIX в. в своей собственной стране и во всем мире, что кажется несколько странной наша плохая осведомленность о подробностях его жизни... Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени».

- Ада́м Смит (англ. Adam Smith) родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф в семье таможенного чиновника.

- в возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где изучал: этические основы философии, логику, нравственную философию, древние языки (особенно древнегреческий), математику, астрономию, имел репутацию странного, но умного человека.

- В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «В Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

- в 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге по английской литературе, естественному праву. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

- В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго.

- В Глазго Смит жил 13 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). В доме соблюдались шотландские обычаи.

- В 1763-66 годах Смит прожил  во Франции, будучи воспитателем  герцога Баклю. Данное наставничество  сильно улучшило его положение:  он должен был получать не  только жалованье, но и пенсию, что в дальнейшем позволило  ему не возвращаться в Глазговский университет и работать над книгой. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» герцога Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов.

- 1767 г. Смит назначен  неофициальным  экспертом при министре финансов  в Лондоне.

- В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга. Вёл скромный образ жизни в съёмной квартире, тратил деньги на благотворительность; единственной его ценностью была его библиотека. В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей.

-  17 июля 1790 года в Эдинбурге Смит умер после продолжительной болезни.

 

2) Основные работы и идеи

Основные работы:

-Лекции по риторике и написанию писем (1748 год)

-Теория нравственных чувств (1759 год)

-Лекции по риторике и написанию писем (1762—1763)

-Лекции по юриспруденции (1766 год)

-Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 год)

-Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777 год)

-Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778 год)

-Эссе на философские темы (1785 год)

-Система двойного вложения (1784 год)

Развитие промышленного  производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.[12]

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Теория ценности

Теория ценности занимается определением величины ценности конкретного блага для конкретного человека (существование рынка и хозяйства вообще не имеет к этой проблеме никакого отношения). Согласно Смиту, "действительная цена любой вещи - чего реально стоит человеку всякую вещь, которую ему хочется добыть, - это телесные и душевные тяготы, связанные с ее добыванием". То есть, если для того, чтобы получить шляпу, человеку нужно в течение трех часов работать, ценность шляпы для него составляет три часа его рабочего времени.

Заметим, что это рассуждение  хотя и соответствует здравому смыслу, но находится в противоречии с  современной теорией альтернативных затрат. Согласно последней приобретение любого блага стоит отказа от приобретения другого блага. Современный экономист перефразировал бы высказывание Смита следующим образом: "действительная цена любой вещи - это то, от чего нужно отказаться для приобретения этой вещи". И ценность шляпы из приведенного выше примера равна не трем часам рабочего времени, а другому благу, которое мы могли бы произвести за эти три часа.

Но концепция альтернативных затрат появится только через 100 лет. А  в своей теории Смит заложил так  называемое "затратное" определение ценности, которое.

А как быть, если человек  это благо не производил - предположим, что он нашел на дороге шляпу, производство которой обходится в три часа? Затраты на приобретение этого блага  равны нулю, но ценность его явно больше нуля! В этом случае ценность блага для человека определяется несколько иначе. "Она равноценна телесным и душевным тяготам, от которых она может его избавить, возлагая таковые на других людей...". Человек мог бы обменять эту шляпу на другое благо и получить результат трехчасового труда другого производителя, что даст ему возможность сэкономить три часа собственного труда. Следовательно, ценность найденной шляпы также составляет три часа.

Это утверждение не совсем корректно даже с точки зрения теории разделения труда. Предположим, что мясник может обменять фунт мяса на десять булочек, которые булочник выпекает за час. Означает ли это, что мясник экономит час, так как ему не надо печь булочки самому? Конечно, нет, так как экономит он намного больше (отсюда и выгоды разделения труда). Смит исходит из неявного предположения, что все люди должны заплатить одним и тем же количеством труда за любой продукт.

 

Теория цены

Далее Смит незаметно  для читателя переходит уже к  обсуждению теории цены, которая опирается  на изложенную выше "трудовую теорию ценности". Поскольку ценность для отдельного человека определяется через затраты, то ценность любого продукта для всех людей оказывается одинакова. Таким образом люди будут обмениваться благами пропорционально затратам труда, и, можно сказать, что цена будет равна затратам труда.

Заметим, что подобное объяснение не является доказательством  того, что цены будут пропорциональны  затратам. Приводит ли Смит какие-либо доказательство этого положения? В  данной главе - нет, но в последующих главах у него можно обнаружить идею перелива ресурсов, существование которого действительно приводит к установлению цен на уровне затрат.

Далее Смит продолжает изложение  своей теории цены в главе 6 "О  составных частях товаров". В этой главе Смит показывает, как менялись факторы, определяющие цены товаров с развитием хозяйства.

В примитивном обществе норма обмена, согласно Смиту, объясняется  исключительно соотношением затрат труда, необходимых для приобретения различных благ.

"В том раннем  и примитивном состоянии общества, которое предшествовало накоплению капиталов и частному присвоению земли, соотношение между количествами труда, необходимыми для приобретения различных предметов, было, по-видимому, единственным обстоятельством, которое могло давать какое-либо руководство для их взаимообмена. Так, например, если у народа охотников убить бобра обычно стоит вдвое большего труда, чем убить оленя, один бобр должен был бы естественно обмениваться на двух оленей, или быть равноценным двум оленям".

Не трудно заметить, что и в этом знаменитом примере совершенно отсутствуют какие-либо доказательства соответствия нормы обмена затратам труда. Загадочное упоминание "руководства для взаимообмена" лишь вносит путаницу.

К этому утверждения  Смит сразу же делает две поправки. Во-первых, разные виды труда имеют различную тягость и, следовательно, "продукт часа труда одного вида может нередко обмениваться на продукт двух часов другого". Во-вторых, разные виды труда требуют разных умений. Поэтому в оплате более профессиональных видов труда есть надбавка за обучение ("вполне разумное возмещение тех времени и труда, которые нужно затратить на овладение ими").

Но с развитием хозяйства  происходят две вещи, которые изменяют эту теорию цены.

С одной стороны, " в  руках отдельных лиц начинают скапливаться капиталы... [и эти лица] стремятся использовать их для того, чтобы занять работой умелых и трудоспособных людей". При этом, когда продукт работы этих людей продается на рынке "еще что-то должно быть дано для прибыли предпринимателя". Иначе у предпринимателя не будет никакого интереса нанимать рабочих. С другой стороны, в обществе появляется собственность на природные ресурсы, и владельцы ресурсов требуют плату за их использование.

"С тех пор, как вся земля  в той или иной стране превратилась в частную собственность, владельцы земли любят пожинать там, где они не сеяли, и требуют ренту даже за естественный ее продукт... все природные плоды земли, которые прежде стоили работнику только хлопот собрать их, теперь даже для него стали обладать добавочной ценой... Он теперь должен платить за разрешение собирать их...".

В результате влияния этих двух факторов (накопления капитала и присвоения ресурсов) цена складывается не из одних  затрат труда, а еще из прибыли  и ренты. При этом существуют исключения, когда цена складывается из двух или только из одного элемента, но они весьма немногочисленны. Кроме того, в некоторых случаях все три элемента смешиваются (если, например, работник является и собственником капитала и природных ресурсов).

 

Рыночная и естественная цена

Продолжение теории цены содержится в следующей главе 7 "О естественной и рыночной цене товаров", которая  имеет также значительную важность для истории экономической мысли. В этой главе Смит в неявном  виде вводит фундаментальные для  современной экономической теории понятия короткого и длительного периода. Делает он это следующим образом.

Смит замечает, что в каждой местности  существуют "обычные или средние" нормы заработной платы, прибыли  и ренты. Эти нормы можно назвать "естественными" для этого места и времени. Опираясь на эти понятия, Смит определяет понятие естественной цены: "Если цена какого-либо товара не больше и не меньше того, что достаточно для оплаты - в соответствии с и естественными нормами - земельной ренты, вознаграждения за труд и прибыли на капитал... он продается, можно сказать, по своей естественной цене". Таким образом, естественная цена равна сумме затрат производства (включая "естественную" прибыль предпринимателя).

Информация о работе Экономическое учение Адама Смита