Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:02, реферат
Адам Смит (1723-1790) является для экономической науки примерно тем же, кем для геометрии является Евклид, для физики - Ньютон. Это "крестный отец" науки, который сформулировал фундаментальные положения и заложил основу для развития этой науки на многие годы.
Но также существует мнение, что Адам Смит был неостроумным эклектиком, которому удалось увидеть мельком невидимые силы, формирующие человеческое поведение и унифицирующие драму общества.
Введение………………………………………………………………3
Основная часть:
1) Анкетные данные……………………………………………...4
2)Основные работы и идеи………………………………………5
3) Теория нравственных чувств: основные положения……….11
4) Богатство народов: основные положения………………….13
Заключение…………………………………………………………...16
-ТНЧ знаменует собой начало отхода от натурализма, попытку придать теории морали социологическое измерение. Само понятие теории симпатия трактуется как «общественное чувство». Однако исследование продолжает оставаться сугубо абстрактным, интроспективным, а не экстраспективным. Преодоление абстрактного подхода к изучению природы человека могло привести Смита к другим результатам. Он, например, писал: «Повествование о войнах, интригах, партиях и революциях не что иное, как собрание опытов, с помощью которого политик или представители моральной философии устанавливают принципы своей науки».
4) Богатство народов: основные положения
- «парадокс человеческой деятельности». Человек преследует определенные цели, но результаты его деятельности оказываются совсем другими. Главное: стремление человека к улучшению собственного положения, преследование частного интереса способствует общественному благу, «невидимая рука» приводит человека к цели, о которой он и не помышлял. Безусловная свобода предпринимательской деятельности, которую восхваляет Смит, однако уже в его время сыграла злую шутку с буржуазией. Когда в середине XVIII столетия был открыт дешевый способ перегонки спирта, ничем не ограниченная его продажа довела страну до повального пьянства. В одном Лондоне смертность в два раза превысила рождаемость. Кошмарная фантасмагория, в которой участвовали все: мужчины, женщины, дети и старики, запечатлена Хогартом в его «Улице Джина». Вот почему Смит решается на некоторое ограничение принципа. Хотя он и признает, что препятствовать фермеру отправлять его товар в любое время на наиболее выгодный для него рынок является нарушением обычных законов справедливости, он допускает подобное из соображений государственной пользы в случае крайней необходимости.
Установление буржуазных отношений, которое Смит называет революцией величайшей важности для общественного блага, «постепенно совершилось двумя различными классами людей» — землевладельцами и торговцами с ремесленниками, «точнее безумием первых и трудолюбием вторых».
- Одним из замечательных достижений Смита в книгe является обоснование трудовой теории стоимости. Смит различает производительный (увеличивающий стоимость предмета) и непроизводительный труд, не производящий такого действия. Оспаривая «догму» физиократов о том, что производительным трудом является только сельскохозяйственная деятельность, Смит дает общее определение производительного труда как любого труда, обмениваемого на капитал, а непроизводительного как любого труда, обмениваемого па доход. На этом основании Смит решительно относит к непроизводительному классу государя со всеми судебными чиновниками и офицерами, всю армию и флот, а также священников, юристов, врачей, писателей всякого рода, актеров, паяцев, музыкантов, оперных певцов и танцовщиков.
Труд и вообще профессиональная деятельность человека во многом формирует его духовный облик. Умственные занятия и развитие большей части людей необходимо складываются в соответствии с их обычными занятиями. Вот как, например, Смит описывает влияние труда на формирование личности пахаря и городского работника. Ремесло фермера требует больше искусства и опыта, чем большинство механических ремесел, И простой пахарь, хотя его обычно считают образцом глупости и невежества, обладает рассудительностью, недоступной городскому рабочему. «В умственном отношении низшие слои народа в деревне превосходят городское простонародье». Смит подробно анализирует распространение образования, возможности получения знаний в зависимости от социального положения граждан.
Более того. Изучение влияния социальной структуры общества позволяет Смиту внести в понимание морали новый момент, В IV книге Богатства народов Смит пишет: в любом цивилизованном обществе, где уже вполне установилось разделение на классы, всегда существовали одновременно две схемы или системы нравственности... Первая обычно принимается и почитается простонародьем, вторая — так называемым обществом, людьми воспитанными и светскими. Выяснение зависимости содержания нравственных ценностей, норм от социального статуса субъекта морали — весьма плодотворный путь объяснения нравственности как таковой, не найденный Хатчесоном и по существу игнорируемый Юмом.
Столь же глубоко и
плодотворно объяснение упадка влияния
католичества на общественную жизнь Европы. Устройство
католической церкви, по мнению Смита,
можно считать самой страшной силой, которая
когда-либо была объединена и сосредоточена
против власти и прочности гражданского
правительства, а также против свободы
и разума и счастья человечества... Сила
католичества в том, что самые грубые заблуждения
суеверия питались и поддерживались частными
интересами столь большого числа людей,
что это ограждало их от всех нападений
человеческого разума. Разум, хотя и мог
разоблачить даже в глазах простого народа
те или иные «фокусы» духовенства, тем
не менее со своими «слабыми усилиями»
не смог бы даже серьезно поколебать здание,
выстроенное, казалось бы, на вечные времена.
Постепенное развитие ремесел, мануфактур
и торговли - вот, по Смиту, причина, уничтожившая
власть крупных баронов, с одной стороны,
и светскую власть духовенства в большей
части Европы - с другой.
-Важнейший аспект книги Смита состоит в теоретическом анализе наблюдаемых явлений, фактов, социальных, экономических отношений. Можно ли ограничиваться дескриптивным эмпиризмом, усвоенным Смитом у его старшего друга Д. Юма, который тот реализовал в Истории Англии? Погружение в исследование экономических отношений требовало решения вопроса об эвристической силе абстракции. В вопросе об абстракции, как было выяснено ранее, Юм стоял на позициях крайнего номинализма и свой анализ общих понятий обычно сводил к выяснению их фиктивности.
В своих ранних философских работах Смит также критиковал гипостазирование общих идей у Платона, хотя вынужден признать, что создать учение о происхождении общих идей даже сегодня является величайшей трудностью. Далее Смит критикует теорию абстракции Мальбранша и Локка. Но, видимо, Смита не устраивала и позиция крайнего номинализма Беркли и Юма, поскольку в противном случае он не преминул бы ее противопоставить критикуемым теориям абстракции. В политэкономических исследованиях Богатства народов Смит получил полную возможность проя-вить свое отношение к данному вопросу, а уже в начале работы Смит вводит понятие потребительной и меновой стоимости. Первая обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Именно при определении меновой стоимости Смит вынужден использовать абстрагирование.
Заключение
Современный исследователь Д. Р.Лингрен называет мнение об Адаме Смите как о неостроумном эклектике - мифом. Этот миф, говорит он, имеет лишь поверхностное сходство с глубоко человечным философом, который дал исходный импульс тому, что стало в руках менее проницательных людей экономикой. Смит писал книги, увеличившие духовное богатство народов, как бы их ни толковали за 225-летнюю историю.
В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг.
В Великобритании Смит был увековечен на банкнотах фунтов стерлингов и облигациях, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте.
Имя великого шотландца Адама Смита чтится всеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не придерживались.
Список использованной литературы
Абрамов М. А. Два Адама: Классики политической мысли. М.: ИФ РАН, 2008. 195 с.
Владимирский Е. А., Павлова И. П. Основы экономической теории. Учебное пособие. СПб, 1995. 250 с.
Аникин А. В. Жизнь замечательных людей.Адам Смит. М.: "Молодая гвардия" (1968), 1968. 256 с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://gallery.economicus.ru/