Экономическое учение Адама Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Адам Смит (1723-1790) является для экономической науки примерно тем же, кем для геометрии является Евклид, для физики - Ньютон. Это "крестный отец" науки, который сформулировал фундаментальные положения и заложил основу для развития этой науки на многие годы.
Но также существует мнение, что Адам Смит был неостроумным эклектиком, которому удалось увидеть мельком невидимые силы, формирующие человеческое поведение и унифицирующие драму общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Основная часть:
1) Анкетные данные……………………………………………...4
2)Основные работы и идеи………………………………………5
3) Теория нравственных чувств: основные положения……….11
4) Богатство народов: основные положения………………….13
Заключение…………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат Адам Смит.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Но, в действительности, товары далеко не всегда продаются по своим естественным ценам. "Фактическая" или "рыночная" цена товара может быть выше или ниже рыночной цены.

"Рыночная цена каждого отдельного  товара определяется соотношением  между количеством фактически  доставленным на рынок и спросом  на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену... Эти лица могут быть названы действительными покупателями, а их спрос - действительным спросом... Когда количество доставленного на рынок товара не покрывает действительного спроса, согласные заплатить полную величину ренты, заработной платы и прибыли... не могут получить того количества товара, которое им нужно. В этом случае, не желая совсем остаться без товара, некоторые из таких лиц предпочитают заплатить за него несколько больше. Среди них сейчас же начинается конкуренция, и рыночная цена поднимется сравнительно с естественной ценой".

И соответственно наоборот, если количество доставленного товара превышает  действительный спрос, "некоторая  часть товара должна быть продана  тем, кто склонен заплатить меньше этой суммы", и это понизит рыночную цену.

Количество каждого  товара, поставляемого на рынок, приспосабливается  к действенному спросу, и поэтому  рыночная цена стремится к естественной.

И здесь Смит приводит доказательство теории, которого не было в предыдущей главе. Существует механизм перелива ресурсов, которые обеспечивает стремление рыночных цен к естественным. Если рыночная цена какого-либо товара выше естественной, владельцы земли, капитала и рабочие из других отраслей, будут изымать свои ресурсы и предлагать к продаже в этой отрасли. И наоборот.

Также Смит замечает, что различные  случайные обстоятельства могут  надолго отклонять рыночную цену от естественной. Например, колебания  производительности в сельском хозяйстве  или случайные изменения спроса ("государственный траур повышает цену черной материи... и понижает цены шелковых и шерстяных материй"). Рыночная цена может надолго оставаться выше естественной, если производители обладают каким-либо секретом производства или скрывают свою высокую прибыль от общественности. Далее, рыночная цена может в течение столетий превышать естественную цену, если какой-то ресурс, необходимый для производства этого блага, находятся в ограниченном количестве. В этом случае всю разницу между естественной и рыночной ценами поглощает рента. Препятствовать установлению рыночной цены на уровне естественной могут законы (например, "статуты об ученичестве и другие законы о корпорациях" ограничивают число производителей и препятствуют понижению цены).

А от чего зависят "естественные" уровни заработной платы, прибыли и  ренты?

 

Теория заработной платы

В "изначальном состоянии" (о  котором уже шла речь выше), работнику  принадлежит весь продукт его  труда. Поэтому заработная плата  растет в той же пропорции, что  и производительность труда. Но когда  земля оказывается в собственности лендлордов, работнику приходится делиться с ними частью продукта своего труда. А когда в хозяйстве начинает использоваться капитал, работнику приходится делиться и с капиталистом.

Здесь у Смита просматриваются  начала теории эксплуатации - исходя из его рассуждений, капиталист и лендлорд присваивают часть ценности, которую создает труд ("Хозяин [авансировавший материалы] получает долю продукта их труда или ценности, которую труд добавляет в обрабатываемому им материалу"). Однако сам автор не придает никакой этической окраски этим рассуждениям и не выводит никакой теории эксплуатации.

А от чего зависит уровень  заработной платы? Согласно Смиту, ее величина устанавливается путем договора между рабочими и владельцем капитала. Первые стремятся ее повысить, а  вторые ее понизить. Причем "при обычных  условиях" преимущество в этом споре  имеют хозяева: им легче сговориться и это не запрещает закон. В случае продолжительных переговоров им легче продержаться за счет своего капитала, а рабочие не проживут и неделю без заработной платы.

Существует минимальная  граница, ниже которой заработная плата  опуститься не может - это уровень, достаточный для существования рабочего и его семьи. Но ее существование не означает, что заработная плата всегда будет находиться на этом минимальном уровне. Ее величина зависит от спроса на труд. Если спрос на услуги рабочих растет, то "недостаток рабочих рук вызывает конкуренцию между хозяевами, которые предлагают один больше другого" и это повышает заработную плату.

Кроме того, "естественная" заработная плата у рабочих разных профессий различается. На величину заработной платы может влиять: 1) почет или унизительность занятия, 2) величина затрат на обучение, 3) постоянство или непостоянство занятости (существуют профессии, спрос на которые очень непостоянен, и заработная плата этих профессий несколько выше, так как обеспечивает потребление во время отсутствия работы), 4) доверие, которым обязан пользоваться работник (например, ювелиру доверяют драгоценные металлы, врачу - здоровье, адвокату -репутацию).

Отклонения от "естественной" заработной платы может происходить  при колебании спроса на продукцию отрасли, в которой занят работник.

 

Теория прибыли

Основной вопрос, на который отвечает теория прибыли, звучит следующим образом: "Чьим вознаграждением является прибыль и от чего зависит ее размер?".

К сожалению, в книге  Смита это одна из наименее понятных теорий. В одном месте Смит рассматривает прибыль как вознаграждение за риск ("еще что-то должно быть дано для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле"), но эта идея не только никак не развивается далее, но и вообще не появляется в других местах книги.

Затем Смит рассматривает  возможность того, что прибыль  является заработной платой за управление фирмой, но сам отвергает эту идею.

Не исключена мысль, что прибыль на капитал представляет собой лишь другое имя для вознаграждения особого вида труда, а именно туда по надзору и управлению. Однако эта прибыль совершенно не похожа на оплату труда, она устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количество, тяжестью и или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению.

По мнению Смита, прибыль  зависит от величины применяемого капитала и, следовательно, не является заработной платой. Тем более что на многих предприятиях труд по управлению доверен  главному служащему и в его заработной плате и выражается ценность его труда. А владелец капитала все равно хочет получить прибыль на свой капитал. Таким образом, вопрос о происхождении прибыли остается до конца не выясненным.

Что касается величины прибыли, то Смит пишет, что определить ее среднюю величину невозможно, так как сам предприниматель зачастую не может сказать, какова его прибыль. Но о величине прибыли можно судить по изменению рыночной ставки процента. Ведь вполне очевидно, что именно возможность получить прибыль порождает высокий спрос на заемные деньги. Таким образом, величина процента зависит от величины прибыли на капитал.

 

Теория ренты

В своей теории ренты  Смит исходил из того, что рента  является разновидностью монопольной  цены, которую устанавливает продавец, не имеющий конкурентов. А монопольная цена, по мнению Смита, представляет собой наивысшую цену из всех, которые только можно установить в данной ситуации.

Рента представляет собой  наивысшую сумму, какую в состоянии  уплатить арендатор при данном количестве земли. Устанавливая условия договора, землевладелец стремится оставить арендатору лишь такую долю продукта какая достаточна для поддержания капитала... оплаты труда, покупки и содержания скота и другого сельскохозяйственного инвентаря, а также обычную в данной местности прибыль на вложенный капитал.

При этом рента входит в состав цены несколько иначе, чем  заработная плата и прибыль. Высокая  или низкая заработная плата и  прибыль на капитал являются причиной высокой или низкой цены. Но больший  или меньший размер ренты является результатом последней.

Во всех трех теориях (заработной платы, прибыли и ренты) речь шла об объяснении "естественных" уровней этих видов дохода. Напомним, что для экономической науки  это разграничение на "естественные" и "рыночные" цены имело огромное значение, так как впервые в теории вводилось понятие равновесия и отклонения от него. Если быть более точным, то "естественные" цены - это цены длительного периода, а "рыночные" цены - цены короткого периода.

3) Теория нравственных чувств: основные положения

Первая книга Адама  Смита Теория нравственных чувств вышла в 1759 г.. 2-е пересмотренное издание – в 1761 г, 3-е (17670, 4-е (17740 и 5-е (1781) издания ТНЧ отличались от второго. однако 6-е издание, опубликованоое незадолго до его смерти в 1790 г., содержит весьма пространные добавления и другие значительные изменения.

Теория нравственных чувств имела большой успех на островах и на континенте. Сто лет спустя русский переводчик назовет книгу Смита лучшим из сочинений о нравственной природе человека. В наше время исследователи Уестермарк и Рафаел считают, что из всех британских мыслителей Смит внес крупнейший вклад в психологию морали.

-В Теории нравственных чувств предпринята попытка синтетического подхода к человеку как единству противоположных склонностей. Смит там пишет: «какую бы степень эгоизма мы не предполагали в человеке, природе его свойственно участие к тому, что случается с другим. Человек может существовать только в обществе... все члены человеческого общества нуждаются во взаимных услугах. Общество может поддерживаться при содействии корыстного обмена взаимных услуг, за которыми всеми признана известная ценность. Но Смит одновременно подчеркивает, что всякий человек, по внушению природы, заботится прежде всего о самом себе. Поэтому каждому из нас несравненно дороже наши собственные интересы, чем интересы прочих людей. Вместе с тем себялюбие и нравственность не релевантны: «любовь к самому себе ни в каком случае не может быть добродетелью, в какой бы степени она ни проявлялась и какое бы направление ни придавала она нашим поступкам».

 

-Смит начинает свое сочинение с обоснования нового понимания чувства симпатии. Это сопереживание с радостью и несчастьем других. Но о способностях других людей мы судим по нашим собственным способностям. «Я составляю себе понятия о вашем зрении на основании моего зрения, о вашем слухе — по моему слуху, о вашем рассудке — по моему рассудку, о вашей злобе - по моей собственной, о вашей любви — по той, которую сам ощущаю. Я не имею и не могу иметь другого средства судить о них». Так что симпатия оценивает о наблюдаемых индивидах сообразно с опытом собственного Я. Но, идя дальше, Смит пытается освободиться от субъективности чувства симпатии и определяет точный и неизменный закон, на основании которого мы судим о приличии или неприличии чувства, побуждающего нас к поступку; этот точный закон может заключаться в симпатетическом чувстве беспристрастного и просвещенного наблюдателя. Этот гипотетический наблюдатель (Фрейд мог бы назвать его Супер-эго) персонифицирует общественное мнение, которое по определению объективно, хотя и в особом смысле, каковой феноменолог может оспорить, поскольку наблюдателя примысливает все-таки сам субъект. Блюститель нравственности беспристрастный наблюдатель не мог бы появиться на необитаемом острове. Человек, выросший там, «вне всякого общения с людьми», не имел бы никакого понятия о приличии и неприличии своих поступков и чувствований, о достоинстве и недостатках своей мысли, как и о красоте или о безобразии своего лица. Только помещенный в общество человек обретает зеркало. Но, хотя субъект научен этическим и эстетическим оценкам обществом, в котором он вырос, ему принадлежит решающий выбор положительной или отрицательной оценки в каждом конкретном случае.

В ТНЧ моральный индивидуализм почти поглощен общественной нравственностью, но важно другое: субъект этики — человек моральный — не совпадает с экономическим человеком. Это две социальные ипостаси личности.

-Богачи, несмотря на свою алчность и на свой эгоизм, несмотря на то, что они преследуют одни только личные выгоды, несмотря на то, что они стараются удовлетворить только свои пустые и ненасытные желания, используя для этого труд тысяч, тем не менее, разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказанию. «По-видимому, какая-то невидимая рука, заставляет их принимать участие в таком же распределении предметов, Необходимых для жизни, какое существовало бы, если бы земля была распределена поровну между всеми населяющими ее». ...Таким образом, без всякого преднамеренного желания и вовсе того не подозревая, богатый служит общественным интересам и умножению человеческого рода. Провидение, разделив землю между небольшим числом знатных хозяев, не позабыло и о тех, кого оно только с виду лишило наследства, так что они получают свою долю из всего, что производится землей.

Вопрос: чья эта невидимая рука? остается открытым, но вот с видимой все достаточно ясно. Во второй главе 6 книги ТНЧ (переписанной заново в 1790 г.) мы находим такой пассаж: «Человек, пристрастный к системам, составляющий проект нового государственного устройства, полагает, что различными частями общественного организма можно располагать так же свободно, как фигурами на шахматной доске. При этом он забывает, что ходы фигур на шахматной доске зависят единственно от руки, переставляющей их, между тем как в великом движении человеческого общества каждая отдельная часть целого движется по свойственным ей законам, отличным от движения, сообщаемым ей законодателем. Несовпадение обоих движений приводит весь общественный механизм к совершенному расстройству». Тут уже видимая рука мешает естественному ходу вещей и может разрушить всю естественную систему. Единоличное желание организовать до малейших подробностей, несмотря ни на какие препятствия, все части целой государственной системы нередко оказывается безумной самонадеянностью. Именно поэтому самодержавные государи суть опаснейшие из всех политических мыслителей.

Все это похоже на зачатки  синергетического подхода, естественное самообразование социально-экономической системы оптимально; оптимум может нарушить и даже разрушить произвольное вмешательство государства или правителей в процесс возникновения и развития слаженной экономической машины.

-Теория нравственности чувств - это в первую очередь теория симпатии. Смит провозглашает мерилом оценки страстей не полезность, а симпатию или соответсвующее чувство беспристрастного наблюдателя, в котором Смит, с одной стороны, как бы персонифицирует нормы общественного мнения, а сдругой олицитворяет нашу внутреннюю совесть. 

Информация о работе Экономическое учение Адама Смита