Экономические блага и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами»[2] Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом.

Файлы: 1 файл

Экономические блага и их классификация.docx

— 15.85 Кб (Скачать)

Экономические блага и их классификация.

 

Благо - это средство для  удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами»[2] Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно-необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при  средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности  труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности  и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При  этом предполагается, что любая потребность  может быть удовлетворена несколькими  благами, а любое экономическое  благо может использоваться для  удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2...,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а p1,p2...,pn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана, как S piqi , где i = 1,...n.

Для получения недостающих  потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические  блага - ресурсы. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.

Блага можно подразделить на следующие  разделы:

1. Долговременные блага  - обладающие способностью возобновляться

2. Недолговременные блага  - полностью потребляемые блага

3. Взаимозаменяемые (субституты)

4. Взаимодополняемые (комплиментарные)

5. Настоящие - находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

6. Будущие - создание которых ожидается.

7. Прямые - непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.

8. Косвенные или производительные - удовлетворяющие какую либо  потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование  и т.д.)

Блага – предмет или  явл удовлетворяющие какую-либо потребность или соответствует целям данной потребности. Любое благо хар-ся полезностью.

 

 

Существует определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:

1) недолговременные, иначе  говоря, это блага, которые являются  разовыми в потреблении, например  продукты питания;

2) долговременные блага,  которые применяются и используются  многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в  течение длительного периода  времени;

3) настоящие блага, т.  е. имеющиеся на данный момент  времени;

4) будущие, или ожидаемые,  блага в дальнейшем периоде;

5) прямые, т. е. блага,  предназначенные для потребления;

6) косвенные блага, созданные  с производственной целью;

5) взаимозаменяемые, т. е.  блага, которые представлены не  только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися  в производстве;

6) взаимодополняемые блага.

Для того чтобы создать  экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые  используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

 

ПОЛНЫЕ И ЧАСТИЧНЫЕ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕЩЕНИЕ БЛАГ

 

 Одним из определяющих  факторов изменения спроса потребителя  на рынке являются в экономической  теории фактическое присутствие  или отсутствие взаимодополняемых и взаимозамещаемых благ.

Взаимодополняемость представляет собой определенное свойство благ, способное удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом. Такое определение взаимодополняемости благ присуще не только потребительским товарам, но и ресурсам, использующимся в производстве, т. е. земля, труд, капитал и т. д. В экономической теории принято называть взаимодополняемые блага комплементами, или комплементарными товарами.

Различают следующую взаимодополняемость:

 

1) полную:

а) абсолютную;

б) жесткую;

в) совершенную;

2) частичную, включающую  относительную взаимодополняемость.

 

Полные комплементарные товары – это постоянно используемые в потреблении товары в определенном соотношении. Иначе говоря, данные товары дополняют друг друга (например, пара носков).

Выполнение функции полезности для комплементарных товаров имеет следующий вид:

U (X,Y) = min {aX, bY},

где а и b – числа положительные, которые отражают соотношения пропорции потребления товаров. Снижение стоимости аналогичных товаров, а именно одного из пары в результате приводит к тому, что спрос на него возрастает. Иначе говоря, сокращение стоимости одного из благ комплементарных товаров способствует увеличению спроса и росту цен на другой товар, и наоборот. Таким образом, наблюдается обратная связь между спросом на любой другой товар и стоимостью одного из взаимодополняемых благ. Уровень чувствительного реагирования спроса на одно благо при условии изменения стоимости любого другого товара характеризует коэффициент перекрестной эластичности.

 

Взаимозаменяемость представляет собой определенную способность благ удовлетворять потребности людей путем использования других различных благ. Данное определение присуще как потребительским товарам и услугам, так и производственным ресурсам. В экономической теории принято называть взаимозаменяемые блага товарами—субститутами.

Виды взаимозаменяемости благ могут быть такими же как виды взаимодополняемости товаров. При полных товарах—субститутах каждый человек может произвести в постоянном соотношении заменяемость благ.

Выполнение функции полезности для совершенных товаров—субститутов  на основании вышеприведенных обозначений  представлено следующим видом:

U (X,Y) = aX + bY.

На практике в основном занимает место частичная взаимозамещаемость товаров, т. к. приобретенное определенное благо, возможно, будет замещено в какой—либо степени другим благом. Увеличение стоимости на один из товаров—субститутов приводит к снижению спроса на него. Следовательно, наблюдается существование прямой связи между изменением спроса и стоимостью одного товара—субститута.

Коэффициент перекрестной эластичности, его значение для данных благ положителен. Существует особенность этого коэффициента, проявляющаяся в том, что он может  только оценить взаимозамещае—мость и взаимодополняемость лишь при малых стоимостных изменениях, т. к. основные изменения стоимости приводят к увеличению или уменьшению спроса на все блага (товары) посредством действия эффекта обратной взаимосвязи.

Точное значение дополняемости или заменяемости товаров можно определить по оценке перекрестной эластичности путем исключения эффекта дохода, который образует асимметрию перекрестного эффекта стоимости, а также по отсутствию взаимосвязанной с ней определенности включения благ в полные субституты товаров или полные комплементарные товары.


Информация о работе Экономические блага и их классификация