Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:04, реферат
Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.
Современные службы
персонала ориентированы на реализациюинновационных функци
= определение потребности в персонале, как на текущий период, так и на перспективу;
= разработка
раздела «Персонал» бизнес-
= аттестации рабочих мест и разработки профессиограмм;
= разработка
систем проверки
= планирование кадрового резерва и карьеры работников;
= исследования
по выявлению мотивации
= развитию инновационного
поведения и творческого
= исследования в целях создания эффективных рабочих команд;
= анализ причин
и урегулирование трудовых
2.
Кадровая служба в системе
управления персоналом
Организационная структура службы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом — совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.
В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:
1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
2) технология
работ и тип совместной
3) особенности
персонала и корпоративной
4) прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:
- расчет числа у ровней управления;
- расчет численности персонала;
- типовые структуры управления.
При построении
организационной структуры
Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве.
Централизация. Заключается
в разумной централизации функций работников
отделах и службах предприятия с передачей
в нижнее звено функции оперативного управления.
Специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления.
Нормоуправляемость. Эго соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-10 чел,, нижнее звено (мастера, бригады) - 20-40 чел.
Единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находится в диалектическом единстве.
Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.
Экономичность. Характеризует
достижение минимально необходимых затрат
на
построение и содержание организационной
структуры управления.
Под организационной формой можно понимать сочетание двух важных понятий:
= организационно-правовая форма;
= параметры организационной структуры (тип структуры, мощность отдельных подразделений, особенности конфигурации структуры и т.п.).
Способность системы к реакции на окружение, определяемая как ее адаптация, должна учитываться при проектировании организационной структуры и осуществлении производственной, управленческой и иной деятельности.
Структура управления — это принятая форма разделения труда в системе управления персоналом, закрепляющая соответствующие управленческие функции за отдельными службами и работниками. Совокупность всех функций и органов управления определяет организационную структуру системы управления персоналом и производством.
Всякая организационная структура,
во-первых, включает количество и виды звеньев управления на каждом его уровне,
во-вторых, устанавливает взаимное расположение, связи и подчиненность этих звеньев,
в-третьих, определяет цели, задачи, права и обязанности каждого звена, перечень и объем выполняемых общих и специальных функций,
в-четвертых,
характеризует численность и профессионально-
В составе каждой
системы или подсистемы можно
выделить следующие взаимодействующие
между собой факторы или
= люди, работники, принимающие участие в осуществлении основных задач организации;
= средства, предметы труда, имеющиеся в распоряжении данного предприятия;
= информация, коммуникации, устанавливающие связи между людьми и предметами их деятельности.
Основные связи и отношения между элементами структуры управления между персоналом и руководителями служб могут быть двух типов: вертикальные — связи подчинения и руководства, горизонтальные — связи отношений и кооперации равноправных элементов. Вертикальные связи, в свою очередь, могут быть линейными и функциональными. Линейные связи предусматривают обязательное подчинение по всем вопросам управления, например директор — начальник цеха — мастер — рабочий, функциональные предполагают подчинение по определенной группе кадровых проблем, например подбор, обучение, расстановка, оценка, мотивация и др.
Важной характеристикой
основных связей является масштаб управляемости,
диапазон и сфера руководства, определяемые
количеством подчиненных
Последовательность проведения мероприятий по созданию службы персонала
В целях оптимизации финансовых и временных затрат при формированиислужбы персонала возможна следующая последовательность работы.
1. Провести общую
диагностику эффективности
2. На основе полученной информации сделать сопоставительный анализ реального состояния организационной культуры с имеющимся у руководства представлением о ее уровне, выработать план первоочередных и перспективных мероприятий по приведению в соответствие организационной культуры со стратегическими целями предприятия.
3. Осуществить
корректировку предложенной
4. Подобрать
дополнительный персонал для
службы и обучить специально
выделенных сотрудников (при
Формирование оргструктуры СУП включает следующие этапы:
= структуризация целей системы управления персоналом;
= определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы;
= формирование состава подсистем оргструктуры;
= установление связей между подсистемами оргструктуры;
= определение прав и ответственности подсистем;
= расчет трудоемкости функций и численности подсистем;
= построение конфигурации оргструктуры.
После определения функциональной структуры службы персонала, составляющих ее подразделений (отделов, бюро) решается вопрос о задачах каждого структурного подразделения, его функциях, численном составе и должностной структуре работников, их должностных обязанностях, а также о взаимоотношениях подразделений друг с другом в рамках службы персонала и с другими подразделениями предприятия и др.
Количественный состав службы управления персоналом определяется организационно-штатными структурами и Уставом организации. Учитываются такие факторы: общая численность работников организации; сфера деятельности организации, ее масштаб; социальная характеристика организации, структурный состав ее работников; техническое обеспечение управленческого труда. Квалификационным справочником установлены категории должностей и их названия.
Численность персонала
кадровых служб можно определить
на основенормативов
времени. Существуют разнообразные методы
расчета численности специалистов кадро
Нормативная численность работников (Ч), необходимых для выполнения всех работ по комплектованию и учету кадров, определяется по формуле:
Ч = Ti х Ki : Фn
где Ti - суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал);
Ki - численность персонала;
Фn - фонд оплаты труда.
Вне зависимости от особенностей организации, состав функций отдела остается постоянным, меняется только трудоемкость их выполнения.
Оптимальным является
соотношение, при котором на 70-100
сотрудников предприятия
Типы оргструктуры системы управления персоналом
Управление персоналом
и производством осуществляют специальные
управленческие органы, построенные
по известным типам
Линейная структура управления персоналом имеет наиболее простые формы связи между субъектом и объектами управления; во главе каждого подразделения стоит один руководитель, выполняющий все управленческие функции. Каждый сотрудник отдела и организации в целом непосредственно подчиняется только указанному руководителю, и выполняют только его распоряжения.
Преимущества: получение
заданий и распоряжений работником от
своего непосредственного руководителя,
полная ответственность каждого руководителя
за результаты работы своих подчиненных,
обеспечение сверху донизу единства руководства
персоналом. Недостатки:руковод
Функциональная структура управления персоналом способствует повышению эффективности управления персоналом за счет привлечения более квалифицированных специа-листов-управленцев в конкретной сфере своей деятельности. Органы управления создаются по отдельным функциям: маркетинг, планирование, проектирование, менеджмент, финансирование.
Преимущества: гибкость в условиях рынка, легко реагирует на изменение требований по расширению производства конкурентоспособной продукции путем создания новых подразделений и служб. Недостатки: часто приводит к нарушению единства распорядительства и снижению ответственности исполнителей за качество и сроки выполнения работы, поскольку отдельный исполнитель может получать различные задания от функциональных служб.