Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:04, реферат
Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.
Этапы построения кадровой политики.
В условиях рыночной
экономики один из решающих факторов
эффективности и
Сутью кадровой политики является работа
с персоналом, соответствующая концепции
развития организации.
Кадровая политика - составная часть стратегически
ориентированной политики организации.
Цель кадровой политики - обеспечение
оптимального баланса процессов обновления
и сохранения численного и качественного
состава кадров в его развитии в соответствии
с потребностями самой организации, требованиями
законодательства, состоянием рынка труда
.
В ходе формирования кадровой политики
нужно учитывать следующие аспекты: (рис
1.1)
- разработка общих принципов кадровой
политики, определение приоритетов целей;
- организационно-штатная политика - планирование
потребности в трудовых ресурсах, формирование
структуры и штата, назначения, создание
резерва;
- информационная политика - создание и
поддержка системы движения кадровой
информации;
- финансовая политика - формирование принципов
распределения средств, обеспечение эффективной
системы стимулирования труда;
- политика развития персонала - обеспечение
программы развития, профориентация и
адаптация сотрудников, планирование
индивидуального продвижения, формирование
команд, профессиональная подготовка
и повышение квалификации;
- оценка результатов деятельности - анализ
соответствия кадровой политики и стратегии
организации, выявление проблем в кадровой
работе, оценка кадрового потенциала.
Процесс формирования кадровой политики
в организации включает ряд этапов. (рис.
1.1)
Этап 1. Нормирование.
Согласование принципов и целей работы
с персоналом с принципами и целями организации,
стратегией и этапом ее развития.
Этап 2. Программирование.
Разработка программ, путей достижения
целей кадровой работы, конкретизированных
с учетом условий нынешних и возможных
изменений ситуации. Необходимо построить
систему процедур и мероприятий по достижению
целей, кадровых технологий, закрепленных
в документах, формах и с учетом возможных
изменений.
Этап 3. Мониторинг
персонала.
Цель - разработка процедур диагностики
и прогнозирования кадровой ситуации.
Рис 1.1 Аспекты формирования кадровой политики.
Кадровые
мероприятия и
кадровая стратегия.
Кадровые мероприятия - действия, направленные
на достижения соответствия персонала
задачам организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия
в зависимости от типа стратегии организации
и уровня планирования.
Для открытой и закрытой кадровой политики
будут адекватны разного типа мероприятия
по удовлетворению единых по сути кадровых
потребностей (табл. 1.2,1.3)
Таблица 1.2
Кадровые мероприятия,
реализуемые в открытом
типе кадровой политики.
|
Таблица 1.3
Кадровые
мероприятия, реализуемые
в закрытом
типе кадровой политики.
|
«Служба
управления персоналом
организации»
1.
Задачи и функции службы
управления персоналом
Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.
Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Работа служб
персонала имеет два
Стратегическое
направление работы служб персонала
ориентировано на формирование кадровой
политики организации, то есть системы
теоретических взглядов, идей, требований,
практических мероприятий в области работы
с персоналом, ее основных форм и методов.
Функции управления персоналом
Функции управления персоналом - это конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления персоналом. Функции службы управления персоналом определяют ее организационную структуру.
Имеет место несколько подходов к классификации функций управления персоналом.
По направленности работы с персоналом:
1. Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда.
2. Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров. Эта функция вытекает из положения службы персонала как системы урегулирования конфликта между интересами организации и интересами работников и иных субъектов управления персоналом.
3. Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников.
4. Информационно-аналитическая
5. Контрольная. Позволяет службе персонала отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда.
По характеру выполняемой работы:
Функция делопроизводства (
Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров).
Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод).
Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников).
Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы).
Группа разнородных функций - управление дисциплиной, условия труда и ТБ, контроль за трудовыми отношениями.
Обычно называют следующие основные функции кадровой службысреднего и крупного предприятия:
- обеспечение
кадрами; подготовку, переподготовку
и повышение квалификации
- оформление
трудовых правоотношений; организацию
оплаты труда; выявление
- развитие отношений
с органами рабочего
В таблице приведены основные типичные функции и задачи службы управления персоналом.
Функции | Содержание задач в функциональном блоке |
Определение потребности в персонале | Планирование
качественной потребности в персонале.
Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале. |
Обеспечение персоналом | Получение и
анализ маркетинговой (в области
персонала) информации.
Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка. |
Развитие персонала | Планирование
и реализация карьеры и служебных
перемещений.
Организация и проведение обучения. |
Использование персонала | Определение содержания
и результатов труда на рабочих
местах.
Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация к трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала. |
Мотивация результатов труда и поведение персонала | Управление
содержанием и процессом Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего места. |
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом | Правовое регулирование
трудовых взаимоотношений.
Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики. |