Кадровая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:04, реферат

Краткое описание

Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

Кадровая политика предприятия.docx

— 126.10 Кб (Скачать)

Этапы построения кадровой политики.   

В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности  предприятия - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. 
       Сутью кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. 
    Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. 
   Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда .  
    В ходе формирования кадровой политики нужно учитывать следующие аспекты: (рис 1.1) 
  - разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей; 
  - организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва; 
  - информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации; 
 - финансовая политика - формирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда; 
 - политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации; 
 - оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала. 
  Процесс формирования кадровой политики в организации включает ряд этапов. (рис. 1.1) 
         Этап 1. Нормирование. 
   Согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации, стратегией и этапом ее развития. 
         Этап 2. Программирование. 
   Разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, кадровых технологий, закрепленных в документах, формах и с учетом возможных изменений. 
         Этап 3. Мониторинг персонала. 
Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации.

Рис 1.1 Аспекты  формирования кадровой политики.              

Кадровые  мероприятия и  кадровая стратегия. 
 
     Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижения соответствия персонала задачам организации. 
     Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования. 
     Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл. 1.2,1.3)

 
       Таблица 1.2 
Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом  
типе кадровой политики.

Тип стратегии  организации Уровень планирования
  долгосрочный (стратегический) среднесрочный 
(управленческий)
краткосрочный (оперативный)
О т к р ы т а я     к а д р о в а я      п о л и т и к а
Предпринимательская Привлечение молодых 
перспективных профессионалов.  
Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам.
Поиск перспективных 
людей и проектов, создание банка кандидатов на работу 
в организацию, проведение 
конкурсов, выдача грантов. 
Установление контактов с 
кадровыми агентствами.
Отбор менеджеров и 
специалистов под проекты.
Динамического 
роста
Активная политика 
привлечения профессионалов.
Разработка  принципов и 
процедур оценки кандидатов и работы. Обучение 
управленцев - формирование горизонтальных и 
вертикальных управленческих команд. Планирование 
трудовых ресурсов.
Разработка  штатного 
расписания. Создание 
должностных инструкций. 
Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под 
конкретные виды работ. 
Адаптация персонала.
Прибыльности Разработка  новых 
форм организации труда под новые технологии.
Разработка  оптимальных 
схем стимулирования труда, 
увязанных с получением 
прибыли организацией. 
Анализ и рационализация 
рабочих мест.
Оценка персонала  с 
целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и 
трудоустройству. Использование схем частичной занятости.
Круговорота Оценка потребности  в 
персонале для различных 
этапов жизни организации.
Поиск перспективных 
специалистов.
Консультационная  по 
мощь персоналу (в первую очередь, психологическая). 
Реализация программ 
социальной помощи.
 

   
 Таблица 1.3

Кадровые  мероприятия, реализуемые  в закрытом 
типе кадровой политики.

Тип стратегии  организации Уровень планирования
  долгосрочный 
(стратегический)
среднесрочный 
(управленческий)
краткосрочный (оперативный)
О т к р ы т а я     к а д р о в а я      п о л и т и к а
Предпринима 
тельская
Создание собственных 
(фирменных) институтов.
Поиск перспективных  
студентов, выплата стипендий, 
стажировка на предприятии.
Привлечение друзей, 
родственников и знакомых.
Динамического роста Планирование  карьеры. 
Разработка нетрадиционных способов найма 
(пожизненный - Япония).
Проведение  внутрифир 
менных программ обучения 
с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования  
труда в зависимости от вклада и выслуги лет.
Набор сотрудников  с 
высоким потенциалом и 
способностью к обучению. 
Проведение программ 
адаптации персонала.
Прибыльности Разработка  схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат. Реализация  программ 
обучения управленческого 
персонала. Разработка социальных программ.
Создание кружков 
"качества", активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование 
ресурсов "внутреннего найма" 
- совмещение.
Ликвидационная Не рассматривается. Проведение  программ 
переподготовки.
Поиск рабочих  мест для 
перемещаемого персонала. 
Увольнение в первую очередь новых сотрудников.
Круговорота Создание "инновационных" отделов. Разработка 
программ стимулирования 
творческой активности 
сотрудников. Проведение 
конкурсов проектов.
Разработка  программ 
частичной занятости по основному направлению с 
возможностью реализовать активность сотрудников в 
направлениях, полезных фирме.
Культивирование "философии фирмы". Включение 
персонала в обсуждение 
перспектив развития 
организации.
 
Кадровое  планирование: цели и задачи
  Кадровое  планирование позволяет учитывать  средствами планирования экономические  и ориентированные на работополучателей позиции, согласовывать их друг с другом и способствовать тем самым уравновешиванию интересов работодателей и работополучателей. Предпосылкой для этого является то обстоятельство, что кадровое планирование является всеобъемлющим. Совершенно однозначным образом оно должно охватывать большее число аспектов, нежели преобладавшее в прошлые годы планирование потребностей в кадрах, ориентировавшееся преимущественно на производственно-экономические вопросы.

Однако  кадровое планирование еще не везде  находит свое признание в полном объеме в противоположность планированию производства, сбыта, капиталовложений. Организационно-технические   изменения   производства   делают   необходимым своевременный поиск и подготовку персонала для решения новых производственных и управленческих задач, а также снижения социальной напряженности по отношению к работникам, рабочие места которых изменяются или ликвидируются. Эти задачи нельзя решить за короткий срок. Таким образом, кадровое планирование является признаком ответственности организации по отношению к своему персоналу.

Кадровое  планирование призвано обеспечить оптимальное  раскрытие потенциала наемных работников и их мотивацию в условиях противоречия между производственными требованиями и задачами организации, с одной  стороны, и интересами и потребностями  работников — с другой.

Кадровое  планирование, в частности, должно дать ответы на следующие вопросы.

- Каким  образом можно привлечь необходимый  и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты  (планирование привлечения или  сокращения штатов)']

- Каким  образом можно использовать работников  в соответствии с их способностями  (планирование использования кадров)?

- Каким  образом можно целенаправленно  содействовать повышению квалификации  кадров и приспосабливать их  знания к изменяющимся требованиям  (планирование кадрового развития)^

- Каких  затрат потребуют планируемые  кадровые мероприятия (расходы  по содержанию персонала)?

Предпосылки кадрового планирования.

1. Готовность  руководства организации к интеграции  личностного аспекта в общее  планирование и к созданию  для этого необходимых организационных  и кадровых предпосылок.

2. Выбор  частных аспектов кадрового планирования, которым следует отдать. предпочтение. Как показывает опыт, разумно начинать планирование с определения потребности в кадрах, решения вопроса их привлечения или увольнения, а позже дополнить его планированием использования и развития кадров, расходов.

3. Выбор  периода планирования на первом  этапе его введения можно было  бы ограничить одним—двумя годами, постепенно дополняя его среднесрочным  (до трех лет) и долгосрочным  планированием (свыше трех лет).

4. Решение  о том, насколько дифференцированным  должно быть кадровое планирование, зависит от типа организации:  чем разнообразнее квалификация  сотрудников, необходимая для  решения производственных задач,  тем более дифференцирование  следует определять плановые  даты.

5. Минимальный  набор информационных документов  с возможностью различать данные, касающиеся рабочих мест, органов  управления, кадров и статистики.

Структурированные модели планирования, которые можно  взять на вооружение при сравнительно незначительных затратах труда и  средств, в целом вполне отвечают требованиям, предъявляемым к малым  и средним организациям. Поэтому  каждая отдельная организация должна попытаться внедрить у себя планирование, соответствующее своим потребностям. Крупным организациям с дифференцированной структурой персонала придется осуществлять более детальное планирование, нежели малым организациям с относительно однородным и легкообозримым трудовым коллективом.

Хотя  кадровое планирование методически  имеет много общего с другими  областями планирования, тем не менее по ряду важных аспектов оно от них отличается.

Проблемы  кадрового планирования обусловлены:

~ трудностью  планирования кадров, обусловленной  сложностью прогнозирования трудового  поведения, возможностью возникновения  конфликтов и др. Возможности  использования кадров в будущем  и будущее отношение их к  работе прогнозируются, если это  вообще возможно, с высокой степенью  неопределенности. В связи с этим  в процессе планирования они  представляют собой ненадежные  элементы. К тому же участники  организации сопротивляются тому, чтобы быть «объектами» планирования, не соглашаются с результатами  планирования и реагируют на  это так, что не исключается  возможность возникновения конфликта;

- двойственностью  системы экономических целей  в кадровой политике. Если при  планировании в области маркетинга, инвестиций производства и т.д.  цели планирования затрагивают  экономические аспекты, то при  планировании кадров к экономической  добавляются компоненты социальной  эффективности. Отсюда вытекают  проблемы урегулирования конкуренции  целей в планах, касающихся кадров. Проблемы согласования планов (на  основании качественно различных  целей) усугубляются отсутствием  возможности сравнивать различную  информацию по планированию. Если  в других областях, не связанных  с персоналом, можно оперировать  количественными величинами (например, суммы денег), то данные при  планировании кадров носят преимущественно  качественный характер (например, данные  о способностях, оценки проделанной  работы и др.).

Таким образом, кадровое планирование (планирование персонала) — это целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению  пропорционального и динамичного  развития персонала, расчету его  профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием.

Основные  задачи кадрового  планирования:

- разработка  процедуры кадрового планирования;

- увязка  кадрового планирования с планированием  организации в целом;

организация эффективного взаимодействия между  плановой группой кадровой службы и  плановым отделом организации;

- проведение  в жизнь решений, способствующих  успешному осуществлению стратегии  организации;

- содействие  организации в выявлении главных  кадровых проблем и потребностей  при стратегическом планировании;

- улучшение  обмена информацией по персоналу  между всеми подразделениями  организации.

Кадровое  планирование включает в себя:

- прогнозирование  перспективных потребностей организации  в персонале (по отдельным его  категориям);

- изучение  рынка труда (рынка квалифицированной  рабочей силы) и программы мероприятий  по его «освоению»;

- анализ  системы рабочих мест организации;  разработку программ и мероприятий  по развитию персонала.

При кадровом планировании организация преследует следующие цели: получить и удержать людей нужного качества и в  нужном количестве; наилучшим образом  использовать потенциал своего персонала; быть способной предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка  или нехватки персонала.

В процессе кадрового планирования необходимо выделять и согласовывать цели и  виды планирования.1

Организационная структура системы управления персоналом предприятия отражает взаимодействие между его элементами. Организационные  структуры управления могут быть линейные, функциональные, линейно-функциональные, проектные, матричные и др., т.е. структура  в своей основе является способом организации действий фирмы в  своей внутренней среде (рис. 20.1.1).

Профориентация  и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания  того, что ожидает от них организация  и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

Обучение: разработка программ обучения персонала  в целях эффективного выполнения работы и его продвижения.

Оценка  трудовой деятельности: разработка методик  оценки трудовой деятельности и доведения  ее до работника.

Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или  с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем  перемещения на другие должности  или участки работы, а также  процедур прекращения договора найма.

Разработка  и проведение кадровой политики Оплата и  стимулирование труда Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и  с профсоюзами Социально-психологические  аспекты управления
Принципы  подбора и расстановки кадров персонала Формы оплаты

труда

Вовлечение  работников в управление на низовом  уровне Мотивация труда  работников и творческая инициатива
Условия найма и увольнения Пути повышения  производительности труда Рабочие бригады  и их функции Организационная культура фирмы
Обучение  и повышение квалификации Поощрительные системы оплаты труда Взаимоотношения в коллективе Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и  ее организацию
Оценка  персонала и его деятельности Взаимоотношения с профсоюзами
  
 

Рис. 20.1.1. Структура управления персоналом (принципиальная схема)

Подготовка  руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение  эффективности труда руководящих  кадров.

Трудовые  отношения: осуществление переговоров  по заключению коллективных договоров.

Занятость: разработка программ обеспечения равных возможностей занятости. Обеспечение  гарантий занятости для персонала  делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава  работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.

 
 

«Служба управления персоналом организации»  

1.  Задачи и функции службы управления персоналом  

Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.

Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

Работа служб  персонала имеет два направления: тактическое истратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.

Стратегическое  направление работы служб персонала  ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.   

Функции управления персоналом

Функции управления персоналом - это конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления персоналом. Функции службы управления персоналом определяют ее организационную структуру.

Имеет место  несколько подходов к классификации  функций управления персоналом.

По  направленности работы с персоналом:

1. Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда.

2. Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров. Эта функция вытекает из положения службы персонала как системы урегулирования конфликта между интересами организации и интересами работников и иных субъектов управления персоналом.

3. Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников.

4. Информационно-аналитическая. Заключается в информационном обеспечении деятельности организации.

5. Контрольная.   Позволяет  службе   персонала  отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда.

По  характеру выполняемой  работы: 

Функция делопроизводства (подготовка приказов по личному составу, ведение табельного учета и иные функции).

Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров).

Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод).

Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников).

Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы).

Группа разнородных функций - управление дисциплиной, условия труда и ТБ, контроль за трудовыми отношениями.

Обычно называют следующие основные функции кадровой службысреднего и крупного предприятия:

- обеспечение  кадрами; подготовку, переподготовку  и повышение квалификации кадров;

- оформление  трудовых правоотношений; организацию  оплаты труда; выявление социальной  напряженности в коллективе и  снятие ее;

- развитие отношений  с органами рабочего самоуправления; координацию работы по стабилизации  условий труда и соблюдению техники безопасности; обеспечение каждого подразделения организации квалифицированными кадрами.

В таблице  приведены основные типичные функции  и задачи службы управления персоналом.

Функции Содержание  задач в функциональном блоке
Определение потребности в персонале Планирование  качественной потребности в персонале.

Выбор методов  расчета количественной потребности в персонале.

Планирование  количественной потребности в персонале.

Обеспечение персоналом Получение и  анализ маркетинговой (в области  персонала) информации.

Разработка и  использование инструментария обеспечения потребности в персонале.

Отбор персонала, его деловая оценка.

Развитие  персонала Планирование  и реализация карьеры и служебных  перемещений.

Организация и  проведение обучения.

Использование персонала Определение содержания и результатов труда на рабочих  местах.

Производственная  социализация.

Введение персонала, его адаптация к трудовой деятельности.

Упорядочение  рабочих мест.

Обеспечение безопасности труда.

Высвобождение персонала.

Мотивация результатов труда и поведение  персонала Управление  содержанием и процессом мотивации  трудового поведения.

Управление конфликтами.

Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия.

Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего места.

Правовое  и информационное обеспечение процесса управления персоналом Правовое регулирование  трудовых взаимоотношений.

Учет и статистика персонала.

Информирование  коллектива и внешних организаций  по кадровым вопросам.

Разработка кадровой политики.

Информация о работе Кадровая политика предприятия