Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые

она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой

выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в

процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет

выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно

предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность

увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не

всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а

наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего

сокращения сбыта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ............................. 3
1. Эластичность спроса ........................ 5
1.1. Измерение эластичности спроса ................. 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса ........... 11
1.3. Перекрестная эластичность спроса ............... 12
1.4. Эластичность спроса по доходу ................. 13
2. Эластичность предложения .................... 16
3. Применение теории эластичности ................ 19
Заключение ............................. 25
Список использованной литературы ..................

Файлы: 1 файл

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ .doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Ниже  приведены коэффициенты ценовой  эластичности спроса на некоторые виды

товаров и услуг [Л2, с. 19]:

    

Хлеб ........... 0,15
Говядина .......... 0,64
Баранина .......... 2,65
Яйца ........... 0,32
Электричество в домах .... 0,13
Табачные  изделия ....... 0,46
Газеты  и журналы ....... 0,42
Одежда  и обувь ........ 0,20
 

Приведенные данные характерны для экономики  США. Для России показатели

ценовой эластичности рыночного спроса будут  несколько иными в зависимости  от

наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось

выше.

Для фирмы  важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и

эластичность  рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением

абсолютной  монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую

эластичность  спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо

принимать во внимание и реакцию конкурентов  на повышение или понижение фирмой

цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт

руководителей фирмы.

Если  фирма при принятии решения о  цене будет руководствоваться только данными

об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта  от повышения цен могут

стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность

рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что

эластичность  спроса на сигареты фабрики «Ява»  или «Дукат» будет иметь то же

значение. Конкуренция повысит коэффициент  эластичности спроса на сигареты

каждой  из этих фабрик [Л9, с. 76].

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику

фирмы. Предположим, что какая-то фирма  построила стоквартирный дом  и решает

вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на

строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир

будет сдано (за исключением расходов на текущий  ремонт, которые составляют

небольшую долю от общих расходов).

Если  фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может  определить,

по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную

выручку. При этом максимальная выручка может  достигаться даже в том случае,

если  часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.

Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на

рис. 5. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц  ценовая эластичность спроса

равна единице и сумма поступлений  от аренды наибольшая. Однако, как видно  из

рис. 5, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же

фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся

20 квартир,  однако ее выручка при этом  сократится  [Л1, с. 197].

    

Рис. 5. Эластичность спроса (а)  и изменение валовой выручки (б):

     Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир;

     R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду

Другим  примером практического использования  теории эластичности является

государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов

государство преследует цель увеличить объем  налоговых поступлений в бюджет

для перераспределения  ресурсов в экономике, перераспределения  доходов

населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры,

обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения  на

отдельные виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-

разному между производителями и потребителями  продукции.

Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичном

спросе  на продукцию  (эластичность предложения  принимается постоянной).

На рис. 6 показано, как изменятся цена и  объем продаж после введения налога.

График  спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую

эластичность, а на рис. 6, б — относительно неэластичен. График

предложения S0 — предложение до введения налога.

Соответственно  Р0 и Q0 — равновесные цена

и объем  производства до введения налога.

                             

Рис. 6. Распределение налогового бремени  при эластичном (а) и

неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S

1, — предложение до и после введения налога [Л1, с. 199].

Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились

влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q

1 и Р1.

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько?

Производитель в условиях рыночной экономики может  увеличить цену на сумму

налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось),

установить  ее выше равновесной, так как в  условиях конкуренции он будет

вытеснен  с рынка. Единственное, что он может  сделать — это поднять цену до

равновесного  уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога

ляжет в основном на него. На рис. 6, а  выделенный прямоугольник

показывает  величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери

производителя от налога. Кроме того, производитель  будет вынужден сократить

производство  до Q1, потеряв часть покупателей своей

продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно  на

потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при

неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими

косвенными  налогами товары, спрос на которые  неэластичен (сигареты,

алкогольные напитки и т.п.).

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они

очерчивают  продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы

государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут

купить  товар, и те производители, которые  хотят, но не могут произвести его.

Несовпадение  желаний и возможностей является прямым следствием установленного

налога  и представляет собой потерю для  общества. Причем эта потеря будет  тем

выше, чем  выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь  рассмотрим зависимость распределения  налогового бремени от

эластичности  предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 7

иллюстрирует  ситуацию  до и после введения налога.

    

Рис. 7. Распределение налогового бремени  при эластичном (а) и

неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S

1, — предложение до и после введения налога [Л1, с. 200]

При эластичном предложении налоговое бремя  ляжет в основном на потребителя,

рост  цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога

будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества

— выше. При неэластичном предложении наблюдается  обратная картина.

Заключение

Рассмотрев  тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение

спроса  на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной

из важнейших  характеристик спроса является его  эластичность. Оценка

эластичности  спроса (по цене, доходам покупателей  и другим параметрам)

позволяет фирме выбрать верную стратегию  поведения на рынке. Коэффициенты

(показатели) эластичности спроса и предложения  дают возможность определить

положение кривых спроса и предложения и  прогнозировать изменение объема

продаж  в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к

изменениям  цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям

цен, спрос  является эластичным. Если потребители  относительно нечувствительны

к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером

воздействия изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции.

Если  цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит,

спрос эластичен. Если цена и общая выручка  изменяются в одном и том же

направлении, спрос неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса

изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете

покупателя, его принадлежность к предметам  необходимости или роскоши, а также

длительность  анализируемого периода времени  — все это факторы, влияющие на

эластичность  спроса.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения