Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:09, курсовая работа
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые
она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой
выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в
процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет
выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно
предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность
увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не
всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а
наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего
сокращения сбыта.
ВВЕДЕНИЕ ............................. 3
1. Эластичность спроса ........................ 5
1.1. Измерение эластичности спроса ................. 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса ........... 11
1.3. Перекрестная эластичность спроса ............... 12
1.4. Эластичность спроса по доходу ................. 13
2. Эластичность предложения .................... 16
3. Применение теории эластичности ................ 19
Заключение ............................. 25
Список использованной литературы ..................
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные
товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как
изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может
отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты
помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и
услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов
приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в
развивающихся
— в товарах длительного
Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как
процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к
процентному изменению дохода:
где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,
∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.
Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.
Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого
качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним
относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. [Л6, с. 112]
Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его
эластичность.
В табл. 2 приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.) [Л5,
с. 72].
На рис. 3, а представлена зависимость спроса от доходов на качественные
неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные
эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3,
в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь,
мебель, автомашины).
Таблица 2
Группа товаров |
Наименование товаров |
Значение |
1 | 2 | 3 |
Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью | Цельное молокоСвининаКартофель |
-0,5
-0,2 -0.2 |
Неэластичные товары | Кофе
Птица Сыр Говядина Сигареты |
0,0
0,3 0,4 0,5 0,8 |
Эластичные товары | БензинВино Товары длительного пользования |
1,1
1,4 1,8 |
Рис. 3. Эластичность спроса по доходу [Л5, с. 74]
Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса
по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых
доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой
необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться
при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким
статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание
в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей [Л7 , с.
114].
Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы.
В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и
картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает
возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы
людей
как блага высшего порядка. В
группах с более высоким
роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля
хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут
рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем
дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же
время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного
пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель —
безусловно, блага низшего порядка.
Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень
благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут
полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных
товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно,
естественно, не виновато.
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос,
насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же
формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том,
что вместо величины спроса берется величина предложения:
где Q0 и Q1 — предложение до и после
изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после
изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.
Предложение,
поскольку оно связано с
медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени
является
важнейшим в определении
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных
периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления
каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод,
вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить
количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом
случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на
уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения
новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих
производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при
расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении
последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих
случаях.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость
между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и
объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают
положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 4).
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1%
увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение
цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
Рис. 4. Варианты эластичности предложения:
кривая А — единичная эластичность;
кривая В — эластичное предложение;
кривая С — неэластичное предложение [Л3, с. 101]
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать
увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%.
Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния
на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения,
которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.
Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне
незначительном увеличении его цены.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.
Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение
производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции.
Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится?
Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части
потребительского спроса?
Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию
предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.