Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые

она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой

выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в

процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет

выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно

предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность

увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не

всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а

наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего

сокращения сбыта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ............................. 3
1. Эластичность спроса ........................ 5
1.1. Измерение эластичности спроса ................. 8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса ........... 11
1.3. Перекрестная эластичность спроса ............... 12
1.4. Эластичность спроса по доходу ................. 13
2. Эластичность предложения .................... 16
3. Применение теории эластичности ................ 19
Заключение ............................. 25
Список использованной литературы ..................

Файлы: 1 файл

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ .doc

— 224.00 Кб (Скачать)
p align="justify">Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса

может изменяться от нуля до бесконечности:

       — спрос эластичен;

       — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

    

1. 1.   Измерение эластичности  спроса

 

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого  необходимо подсчитать

процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

                                                       (2)

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от

соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис.

1), но  и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса  является

постоянным, показатель эластичности будет различным  для разных точек на этой

кривой.

Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении

эластичности. Какой объем продукции, и какой  уровень цены следует

использовать  при расчете: существовавший до изменения  или полученный после

него?

Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по

свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов

булочная  сможет продать. Зависимость цены и  объема продаж известна (табл. 1).

Нас интересует, какова эластичность спроса и как  ее измерить в различных

интервалах, выбранных нами для анализа [Л1, с. 191].

                                                                       Таблица 1

                           Расчет коэффициента ценовой                          

                               эластичности спроса                              

    

Количество  проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент

эластичности

500 3,5 1750
1000 3,0 3000 4,3
1500 2,5 3750 2,2
2000 2,0 4000 1,3
2500 1,5 3750 0,8
 

Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до

1500 батонов.  Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50%

(500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим  изменение величины спроса в

обратном  направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении

это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают  сложности при

расчете коэффициента эластичности. Поэтому  для измерения процентного

изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка

выбранного  интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит

500:1250=0,4 (или 40%).

В общем  виде формула для определения  процентного изменения величины спроса

Q  будет выглядеть:

                                                     (3)

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

Аналогично  для определения процентного  изменения цены ∆P выбранном

интервале получаем:

                                                     (4)

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к

приросту  цены:

                                                                          

    

                               (5)

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные

характеристики  ценовой эластичности спроса в различных  ценовых интервалах. В

пределах  первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале —

неэластичен [Л1, с. 191-192].

На участках эластичного спроса снижение цены и  рост объема продаж приводят к

увеличению  общей выручки от реализации продукции  фирмы, на участке

неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому  каждая фирма будет

стремиться  избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент

эластичности  меньше единицы.

    

1. 2.   Факторы, влияющие  на эластичность  спроса

 

Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является

наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных

удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для

покупателя  отказаться от приобретения данного  конкретного продукта в случае

повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на

отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением

цены, к  примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт

ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные

продукты  относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по

отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет

значительно выше [Л4, с. 137].

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если

на рынке  присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную

или близкую  по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет

относительно  эластичным. В условиях совершенной  конкуренции, когда много

продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос  на товар каждой отдельной

фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является

фактор  времени. В краткосрочном периоде  спрос имеет тенденцию быть менее

эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос  на бензин со стороны

индивидуальных  владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение

цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно

предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои

машины  в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме

того, к  следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными

электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в

обоих случаях, в долгосрочном периоде  эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с

течением  времени каждый потребитель имеет  возможность изменить свою

потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного

товара  для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен;

спрос на товары, не играющие важной роли в  жизни потребителя, обычно

эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от

дополнительной  пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки

хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос  на продукты питания неэластичен, и

сейчас, при снижающемся уровне жизни  населения, на их приобретение тратится

все большая  часть доходов средней российской семьи.

    

1. 3.   Перекрестная эластичность  спроса

 

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени

влияния на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения

спроса  на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

                                   (6)

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары

рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются

взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь

положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение

спроса  на маргарин, снижение цены на бородинский  хлеб приведет к сокращению

спроса  на другие сорта черного хлеба. Если товары являются

взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и

фотопленка, величина спроса будет изменяться в  направлении, противоположном

изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате

спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент

перекрестной  эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать

вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения