Экономические объекты и субъекты.ВНП и методы расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является дать определение, описание характеристик и отличительных черт субъектов и объектов экономического развития, их целей и задач, а также их роль в рыночной экономике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Первый контрольный теоретический вопрос ........................................3

Второй контрольный теоретический вопрос ........................................22
Контрольные тестовые задания.............................................................28
Задача……………………………………………………………………31
Список литературы .................................................................................32

Файлы: 1 файл

Экономическая теория2011.docx

— 69.64 Кб (Скачать)

     Как и все экономические субъекты, участвующие в экономическом  круговороте «расходы-доходы», фирмы (предприятия) выступают как в  роли покупателей (арендаторов), так  и в роли продавцов (арендодателей). На рынке факторов производства они  являются покупателями, приобретая станки, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, капитал и труд (способность к труду). Платежи, которые  производят предприятия, покупая факторы  производства, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они  образуют потоки заработной платы, ренты, процентов и т.п. На рынке готовой  продукции фирмы (предприятия) формируют  предложение товаров и услуг, выступая в роли продавцов и разрабатывая определенную ценовую стратегию  в зависимости от условий рынка. Основным источником развития фирм (предприятий) является прибыль, которая частично отдается государству в виде налогов, выплачивается акционерам (в случае корпоративной формы организации  фирмы) в виде дивидендов и пускается  на развитие фирмы (предприятия), то есть инвестируется.

     От  размера налоговых поступлений, собранных с бизнеса в виде прямых и косвенных налогов, зависит пополнение бюджета страны. В ответ фирмы (предприятия) могут получить от государства субсидию, субвенцию или дотацию. С помощью этих средств государство проводит экономическую политику, направленную на регулирование деятельности фирм (предприятий).

     Деятельность  фирм (предприятий) по производству и  реализации продукции (услуг) называют предпринимательством. Предпринимательство  – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под  свою ответственность деятельность, имеющая своей основной целью  систематическое получение прибыли  и зарегистрированная в установленном  законом порядке. С точки зрения масштабов бизнеса различают  малое, среднее и крупное предпринимательство. С точки зрения видов деятельности – производственное, коммерческое, посредническое и финансовое предпринимательство. От уровня развития предпринимательства (активности производителей) зависят  экономический рост в стране и  уровень социального развития общества.

     Как справедливо было замечено еще А. Смитом, производство является основным источником развития экономики, а значит, национального богатства. По уровню развития национального производства можно судить о месте страны в  мировом хозяйстве, ее экономическом  статусе: чем выше уровень развития национального производства – тем  выше экономический рейтинг страны.

     В странах со слаборазвитой экономикой фирмы (предприятия) занимаются преимущественно  посредничеством и коммерческим предпринимательством. Эти виды деятельности обычно не требуют значительных инвестиций, они мобильны и более адресны, чем производство. Условием успешного  развития коммерческого предпринимательства  является устойчивый спрос на продаваемые  товары и более низкая закупочная цена товаров у производителя, что  позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить прибыль.

     Финансовое  предпринимательство активно развивается  в современных условиях. Его характерной  особенностью является то, что предметом  купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации), валютные ценности и национальные деньги. Для данного  вида предпринимательства образуется специализированная система коммерческих организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные  компании, фондовые, валютные биржи  и т.п. Среди финансового предпринимательства  можно выделить страховую деятельность. В этом случае фирма (предприятие) гарантирует  страхователю за определенную плату  компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям в результате непредвиденного  случая. При рациональных соотношениях размера страхового взноса и страховой  суммы с учетом вероятности возникновения  страхового случая из оставшихся взносов  образуется доход предпринимателя. В роли посредника фирма организует взаимодействие производителя, продавца товара и покупателя, способствует сделке, объединяя их общей целью  предпринимательской операции.

     Подводя итоги вышесказанному, уточним аспекты  анализа деятельности предприятий  в различных разделах экономической  теории. В микроэкономике фирмы (предприятия) рассматриваются, во-первых, как производители, во-вторых, как продавцы готовой  продукции. Выступая в роли производителей, фирмы (предприятия) выполняют свою целевую функцию, то есть максимизируют выпуск продукции и минимизируют совокупные издержки производства. Выступая в роли продавцов готовой продукции, фирмы (предприятия) максимизируют прибыль. Иными словами, в микроэкономике принято рассматривать коммерческие предприятия, т.е. такие, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

     В макроэкономике рассматривается весь предпринимательский сектор, представляющий собой совокупность всех фирм (предприятий), зарегистрированных на территории страны. Предпринимательский сектор создает  валовой национальный продукт (ВНП) и выплачивает налоги, идущие на поддержание государства и развитие социальной сферы, а также выступает  в национальной экономике в роли основного инвестора.

     Таким образом, можно отметить, что фирмы (предприятия) проявляют три основных вида экономической активности: а) предъявляют  спрос на факторы производства, б) организуют производство и реализацию продукции (благ) и в) осуществляют инвестирование. 
     3)     Государство как субъект экономики.

     В макроэкономической теории наряду с  домохозяйством, фирмой как экономическими субъектами выделяется еще один экономический  субъект - это государство. Государственный  сектор экономики охватывает все  государственные институты, в том  числе правительство, законодательные  и судебные органы.

     Государство как субъект рыночных отношений  представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для  достижения общественных целей, обеспечения  экономического и социального прогресса  общества [1].

     Ему принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует  основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные  расходы, таможенные пошлины), через  государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и  возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.

     Даже  беглого взгляда достаточно для  того, чтобы убедиться, что государство  является в экономике регулирующим субъектом, оно стремится изменить условия функционирования всех без  исключения субъектов хозяйственных  отношений. Обычно это называется регулированием среды обитания экономических субъектов.

     Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит именно в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.

     Под термином «правительство» (или «государство») в экономической литературе обычно понимается любой орган государственной власти в центре или на местах, который вправе принимать хозяйственные решения и занимается проведением государственной политики. Как правило, сюда относятся органы исполнительной власти, но могут относиться и органы законодательной власти. Это происходит, когда законодательные органы принимают решения о ставке налогов, объемах государственных расходов, ограничении иностранной конкуренции и т.п. Правительство (правительственные агенты) принимает решения о производстве общественных благ (национальная безопасность, безопасность жизнедеятельности граждан, образование, медицина, культура и пр.), перераспределяет блага в обществе в целях соблюдения социальной справедливости, обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности субъектов экономики. Кроме текущих расходов на производство общественных благ, государство (правительство) принимает решения об осуществлении инвестиций в реальный сектор экономики.

     Одной из важнейших функций государства, которую оно реализует в основном через Центральный банк страны, является эмиссия (выпуск) денежных знаков и регулирование денежной массы в национальной экономике. Во всеобщем экономическом кругообороте государство также выступает как в роли покупателя, так и в роли продавца. На рынке факторов производства государство исполняет роль покупателя, приобретая все то, что необходимо для работы государственных предприятий. Как продавец (арендодатель) оно реализует (сдает в аренду) свои активы, имущество, недвижимость. На рынке готовой продукции государство выступает как в роли продавца (арендодателя), реализуя (сдавая в аренду) продукцию государственных предприятий, так и в роли покупателя, приобретая на рынке готовой продукции товары для общественного потребления.

     Кроме того, государство собирает налоги с домохозяйств и фирм (предприятий). В свою очередь оно может предоставить субсидии другим экономическим субъектам, осуществляя экономическую и  социальную политику.

     Как основной орган регулирования экономической  системы государство рассматривается  как в микроэкономике, так и  в макроэкономике. Оно должно осуществлять максимизацию общественного благосостояния в условиях ограниченных возможностей. В микроэкономике анализируется  его воздействие на конкретных экономических  субъектов: покупателей, производителей, продавцов и т.п. В макроэкономике – на процессы, осуществляемые в  масштабах национального хозяйства: инфляцию, безработицу, предпринимательскую  активность, экономический рост и  т.д.

     Некоторые экономические задачи правительства  имеют целью поддерживать и облегчать  функционирование рыночной системы. К  их числу можно отнести:

     1) обеспечение правовой базы и  общественной атмосферы, способствующих  эффективному функционированию  рыночной экономики; 

     2) защита конкуренции; 

     3) перераспределение доходов и  богатства; 

     4) корректирование распределения  ресурсов с целью изменения  структуры национального продукта;

     5) стабилизацию экономики: контроль  за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического  роста. 

     Задачи  по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем  введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители  в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства  касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением  условий контрактов и т.д. О мерах  государства по защите конкуренции  уже сказано.

     В стабильных государствах правительства  разрабатывают и осуществляют программы  социального обеспечения, устанавливают  минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют  цены в целях повышения доходов  определенных групп населения, устанавливают  дифференцированные ставки налогов  на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение  доходов путем прямого вмешательства  в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов  и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных  расходов по социальному обеспечению  все большая доля национального  дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

     Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов в целях  изменения структуры национального  продукта. Утверждение, что одним  из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг, справедливо  при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные  с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного  спроса и предложения.

     Между тем, при производстве и потреблении  товаров и услуг могут возникать  побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим  сторонам, которые не имеют прямого  отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они никак не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции.

     Действия  правительства по обеспечению рационального  распределения и использования  ресурсов реализуется через налоговую  политику. Обложение предприятий  и населения налогами в зависимости  от ставок налогов может в одних  случаях выключать часть их доходов  и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а  в других - увеличивать их. Тем  самым налоги высвобождают ресурсы  из частного сектора или создают  условия для их притока. Правительства  сознательно перераспределяют ресурсы  в целях осуществления изменений  в структуре национального продукта страны.

Информация о работе Экономические объекты и субъекты.ВНП и методы расчета