Экономическая теория как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблема данной темы заключается в обеспечении будущего экономической теории в России. Её решение можно достигнуть с помощью разнообразных подходов, тщательной разработки теоретических и прикладных вопросов в данной области, высокой скорости реагирования на постоянно изменяющиеся условия.

Оглавление

Введение
1.Экономическая теория как наука
1.1 Возникновение и развитие экономической теории.
1.2 Предмет экономической теории.
1.3 Методы экономической теории.
2. Актуальные проблемы развития экономической теории на современном этапе
2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории.
2.2 Современные концепции теоретической экономики.
2.3 Будущее экономической теории в России.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.03 Кб (Скачать)

   Однако невежество и ошибки в построении экономико-математических моделей, возникающие из-за сложности объекта моделирования – Материи и её форм и видов живой и неживой составляющих, высоко- и слабоорганизованных форм, недостатка информации, знаний и умения работать и исследовать эти динамические по сути системы, вносит элемент субъективности и ведут к неверным результатам (плохим моделям – нереальным).

   Кроме того, иногда исследовать в силу субъективных причин пытается из-за своего интереса сознательно исказить (спрятать) истину, скрывая её за сложными математическими  построениями, тем самым прикрывая  слабость своей теории, методологии, системы методов (как, например, все  идеалистические теории ценности).

     Лауреат Нобелевской премии М.  Аллэ писал в 1989 году, что в течение сорока лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

   Весь  секрет успеха в математическом моделировании  – это добиться идеального сочетания, истинного сочетания методологии, философии и инструментов (методов) исследования, тогда успех гарантирован.

   Синтез – этот метод, применяемый вместе с анализом, индукцией и дедукцией в единстве.

   Синтез  – это совмещение на научной и  логической основе всех методов и  инструментов измерения материи  в единую систему научного познания истины, позволяющее правильно произвести измерения и оценку предметов, явлений, процессов и отношений высоко-  и слабоорганизованной материи.

   Эксперимент – это сознательное искусственное воспроизведение прежних и новых условий, организационных форм и видов существования высоко- и слабоорганизованных организационных форм материи (человека и общества и окружающего его материального мира) – процессов, явлений, предметов и отношений с целью изучения материи в разных условиях и формах организации, при изменении времени и пространства, для того чтобы добиться или найти благоприятные условия, причины или факторы эффективной, оптимальной и рациональной организации материи (как вместе, так и по-отдельности) в целом.

   При изучении и измерении в жизни  человека и общества, всего материального  в целом и высоко- и слабоорганизованных форм возможно, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя не всегда можно предвидеть все вероятные их результаты.

   При этом важно отметить, что эксперимент  – это крайняя мера, особенно когда он ведется на высокоорганизованной, да и на слабоорганизованной материи. Поэтому с ним нужно обращаться крайне осторожно.

   С ядерным, химическим, биологическим, лазерным, волновым оружием и другими материалами  человеческая цивилизация уже экспериментировала: я ядерной энергией в Хиросиме, Нагасаки, Чернобыле, химическим оружием  во время Первой мировой войны, в  войне НАТО в Югославии, когда  применялось радиоактивное вещество – уран и т. д. Последствия для  всей материи были катастрофические как для живой высоко-, так и для слабоорганизованной.

   Особенно  непредсказуемы и эксперименты с  человеком и обществом, с высокоорганизованной материей. Эти эксперименты обладают одним важным особенным обстоятельством  - затрагивают большие пространства материи и отрезки времени, при  этом их сложно контролировать.

   Эксперименты  с людьми в материальном мире в  массовом порядке связаны с деятельностью  Р. Оуэна, П. Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда  и Э. Мейо, которые экспериментировали на микроуровне.

   Крупномасштабный  эксперимент на макро- и микроуровне был реализован в Германии в 1933-1945, а также в России в 1917-1990, а затем 1991-2000гг., сейчас идет его третий этап, он охватывает весь XXI век.

   Нам придется завершать этот эксперимент, результат которого уже виден сегодня. В России создана более высокоорганизованная материя как в целом, так и части высокоорганизованной материи (человек и общество) и слабоорганизованная (материальные условия, в которых живет общество).

   Материя в России вышла на качественно  новый организационный уровень, высший, чем во всей цивилизации. Здесь  заложены все условия для замены труда человека на тред «живых орудий» - как у древней цивилизации, атомной, гидроэнергии, энергии приливов, роботов и других машин, заменяющих человека. В сельском хозяйстве есть все условия к переходу на базе крупных хозяйств и трансгенных продуктов – крупнопромышленной сельскохозяйственное производство, не зависящее от климата, температуры, дождей, вредителей и прочего.

     Познание  экономических процессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов, способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономической действительности      является метод диалектики, который обязывает исследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которого накопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния. Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого и типичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории как теоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессов хозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппарат экономики.

   Кроме этих двух методов познания экономической  действительности в практике развития экономики как науки было выработано и применяются немало способов и  приемов познания экономической  действительности.

     Способы и приемы:

  1. Статистические наблюдения – это изучение и анализ статистического материала, характеризующего экономические явления и процессы в конкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основные закономерности в развитии явлений и процессов.
  2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того, что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение о закономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессами экономической жизни.
  3. Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать и расщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтеза экономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.
  4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частичным.
  5. Системный подход. Системный подход - это метод подготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфере управления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на таких принципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы, целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).

     Итак, экономика – это наука о  том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди  различных групп людей.  
 

2. Актуальные проблемы  развития экономической  теории на современном  этапе.

         2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории.

   Современная экономическая теория, ее индустриальная парадигма не способны раскрыть процессы и явления, характерные для новой  экономики и общества. Поэтому поводы российские экономисты выделили ряд недостатков, характерных для современной экономической теории.

   Современная экономическая теория ограничена теорией рыночной экономики и во многом не освещает историческую перспективу ни нашей страны, ни человеческого общества. Для России чрезвычайно важна теория рыночной экономики, так как она осуществляет переход от командной экономики, которая характерна для неразвитого общества. Поэтому знание законов рыночной экономики, механизма ее функционирования - непременное условие успешного хозяйствования. Однако этот процесс нельзя оторвать от общего закономерного движения человечества - от индустриальной к информационной (постиндустриальной) эпохе.

   Вторым  недостатком является то, что экономическая теория раньше игнорировала, а в настоящее время все еще недооценивает тот бесспорный факт, что современная экономика - это не чисто рыночная, а смешанная экономика, органично сочетающая рыночные и нерыночные отношения и формы, рыночный механизм с государственным регулированием экономики. Об экономической роли государства в рыночной экономике, нередко  говорится несколько искусственно, то есть отдельно о рынке, а потом отдельно о роли государства. А в действительности рыночное и государственное регулирование тесно взаимосвязаны. Недооценка внутренней взаимосвязи и взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования экономики стала одной из причин уменьшения государственного вмешательства в экономику и даже выведения государства из сферы экономики. Это было глубокой ошибкой, которая в условиях, когда рыночный механизм не был отработан, приводила к тому, что государство не обоснованно устранялось из экономики, не выполняло экономических функций, из-за чего возникала неуправляемость экономики.

   Так же рыночный фундаментализм обусловил то, что и переходный период, и экономическая политика были ограничены рыночными преобразованиями (разгосударствлением, приватизацией, демонополизацией), то есть изменениями производственных отношений, и фактически не касались производительных сил, структурных сдвигов в экономике. Это обусловило стремительное ухудшение структуры экономики, разрушение передовых отраслей машиностроения, электронной и других высокотехнологичных отраслей и рост удельного веса сырьевых. Превращение России из индустриально развитого государства в государство с преобладанием сырьевой экономики - само по себе опасный факт. Нетрудно понять, что такая ее структура - низкоэффективная, инфляционно ориентированная - в любой момент может преподнести нежелательные сюрпризы, такие как современный финансово-экономический кризис рост инфляции, увеличение безработицы и т.д.

   Остается  надеяться, что после того, как  кризис ударил по экономике, наша система управления экономикой осуществит действенные меры по развитию высокотехнологичных, особенно интеллектуальных, направлений развития экономики. К тому же Россия имеет значительный научно-технический потенциал, высокотехнологичные отрасли (машиностроение, нанотехнологии и др). В современных условиях научно-технический прогресс, техника и технология производства стали решающим фактором развития не только экономики, но и общества. При рыночной экономике живут свыше 150 стран мира, но добились ощутимого успеха те 25-30 стран, которые смогли сочетать рыночную экономику с научно-техническим ее перевооружением, со становлением нового, информационно-технологического способа производства.

   Современная экономика, наука и техника породили качественно новый,  инновационный тип экономического роста, без применения и практического осуществления которого у страны не может быть будущего. Переход на инновационный тип развития требует создания целостной национальной инновационной системы - сложной институциональной и экономической инфраструктуры, обеспечивающей единство фундаментальных и прикладных научных исследований, проектно-конструкторских разработок и их внедрения в практику. Несмотря на огромное значение инновационного типа развития для России, в вузовских учебниках по экономической теории об этом важном типе экономического роста очень мало сказано. И это не случайно. Инновационное развитие, в котором решающую роль играет научно-технический прогресс, не укладывается в современную экономическую теорию.

   Важной особенностью инновационного развития на современном этапе, в условиях перехода на новую стадию цивилизации, является то, что для его осуществления необходимо сочетать высокие индустриальные технологии с информационно-коммуникационными, имеющими большие преимущества. Если традиционные факторы производства - земля, капитал и труд - имели материальную природу и ограниченный характер, то информация и знания как качественно новый фактор производства не знают ограничений; если традиционные факторы в процессе производства изнашиваются и в конечном счете исчезают, то информация и знания в процессе производства и потребления возрастают и распространяются. Поэтому всестороннее развитие информатизации экономики и общества является важным условием ускорения экономического и социального развития.

   Современная эпоха связана с глубокими изменениями места и роли человека в экономике и обществе. Если традиционные факторы производства приумножали физические силы человека, то информация и знания реализуют и приумножают его умственный потенциал, что проявилось в интеллектуализации производства и труда, в появлении новых понятий - интеллектуальный продукт, интеллектуальный труд, интеллектуальная собственность, человеческий капитал и т.д. Человек который был лишь рабочей силой, фактором производства, экономическим человеком, жизнь которого определялась материальными потребностями и интересами, в настоящее время все больше становится человеком творческим, главным критерием развития экономики и общества. К сожалению, ни проблемы человека в современном его понимании, ни проблемы человеческого капитала не отражаются в экономической теории, что противоречит реалиям жизни, потребностям целеустремленного развития экономики и общества.

Информация о работе Экономическая теория как наука