Экономическая теория как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблема данной темы заключается в обеспечении будущего экономической теории в России. Её решение можно достигнуть с помощью разнообразных подходов, тщательной разработки теоретических и прикладных вопросов в данной области, высокой скорости реагирования на постоянно изменяющиеся условия.

Оглавление

Введение
1.Экономическая теория как наука
1.1 Возникновение и развитие экономической теории.
1.2 Предмет экономической теории.
1.3 Методы экономической теории.
2. Актуальные проблемы развития экономической теории на современном этапе
2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории.
2.2 Современные концепции теоретической экономики.
2.3 Будущее экономической теории в России.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 93.03 Кб (Скачать)

     Поэтому одной из проблем современной  экономической теории в России, является выработка своей экономической  теории.

     Желательно, чтобы студенты овладели некоторым  набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить  более ясно и последовательно  в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа  позволяют нам улавливать смысл  в окружающей нас разноголосице.

     Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах  экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин «Политическая экономия» и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

     «Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления».

     Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург  у плавильной печи, астроном, изучающий  солнечную активность, могут безболезненно  обойтись без знания экономической  теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить  свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

     В то же время мы должны признать, что  с экономическими вопросами и  проблемами соприкасаются практически  все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

     Управленцы  предприятия любого уровня обязаны  глубоко и систематически изучать  рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния  дел на предприятии. Экономическая  политика государства, если она не опирается  на экономическую теорию, неизбежно  заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

     Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными  правилами, правилами игры. В экономическом  поведении обширную и важную часть  правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

     В современной России большой вклад  в преодоление вышеназванной  проблемы: выработка своей «переходной» экономической теории, сделал Институт экономики переходного периода, возглавляемый Е. Т. Гайдаром. Институт экономики переходного периода  ежемесячно подготавливает обзоры по состоянию Российской рынка и  экономики в целом. В трудах и  обзорах института, рассматриваются  перспективы развития экономики  России, причины разразившихся кризисов и их варианты их преодоления. [1]

                                        
 

                                   

                                 1.2 Предмет экономической теории. 

       Предмет экономической теории  менялся по мере развития науки.  Первоначально экономическая теория  изучала только особенности домашнего  хозяйства, затем — экономику  города-государства, отдельных сфер  экономической деятельности —  сельского хозяйства, торговли.

       Во времена классической политической  экономии в XVIII в., когда экономическая  наука превратилась в самостоятельную  отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.

       Марксистская политическая экономия  уточнила предмет экономической  теории, с одной стороны, расширив  его, предметом теории стали  экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую — отношения собственности на средства производства — с классовых позиций.

       Предметом современной экономической  теории является теоретическое  обоснование эффективного использования  редких экономических благ с  целью наибольшего удовлетворения  потребностей людей.

       Для более полного представления  о предмете экономической теории  следует рассмотреть такие основополагающие  понятия, как: потребности людей,  редкость ресурсов, проблемы выбора.

       Потребности людей являются главным  движущим мотивом человеческой  деятельности. Они имеют сложную  структуру и включают потребности  в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии  и общении, в самореализации  и самоутверждении. Такие потребности  имеют тенденцию к постоянному  росту и приданию импульса  развитию производства.

       Редкость ресурсов заключается  в их ограниченности по отношению  к растущим потребностям. К экономическим  ресурсам относятся труд, земля,  капитал, а также предпринимательские  способности, интеллектуальный потенциал  и информация. Научно-технический  прогресс благодаря новым технологиям  существенно увеличивает возможности  удовлетворения потребностей людей.  Несмотря на это проблема редкости  ресурсов остается, поскольку она  связана не с абсолютным уровнем  потребления, а с относительными  возможностями при помощи данных  экономических ресурсов удовлетворить  все имеющиеся потребности. В  результате редкости, ограниченности  ресурсов перед обществом возникает  проблема выбора.

       При выборе наилучшего способа  использования ограниченных ресурсов  приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.

       Проблема выбора ставит перед  любым обществом, будь то первобытное  племя или развитое постиндустриальное  государство, три фундаментальных  вопроса: 1. Что производить? 2. Как  производить? 3. Для кого производить?

     Вопрос что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить — все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.

     Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать  производство другого. Экономика страны чаще всего находится не на границах своего экономического потенциала, а  внутри него. Это связано с безработицей, остановкой предприятий, структурными изменениями, неэффективным регулированием экономики.

       Полное использование производственного  потенциала связано с эффективным  использованием всех составляющих  его факторов: природных ресурсов, трудового потенциала, капитала, достижений  научно-технического прогресса,  предпринимательских способностей  населения. Одновременное решение  долгосрочных целей структурной  перестройки социальных проблем  возможно при экономическом росте,  т.е. увеличении экономического  потенциала страны.

     Разрешение  проблемы как производить товары связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат, может быть, достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, который зависит от цен на ресурсы и технологий.

       Решение вопроса о том, как  производить продукты, связано не  только с технологическим выбором,  но и с особенностью организационно-правовых  форм производства. Преобладающими  могут стать предприятия частные  или государственные, крупные  или мелкие.

     Решение третьего фундаментального вопроса  — для кого производить — зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?

     Проблема  распределения общественного продукта — одна из наиболее важных, поскольку от способа ее решения зависят экономическая динамичность системы и ее социальная стабильность.

     Способы решения трех фундаментальных экономических  проблем являются критериями для  выделения разных типов экономических  организаций.

     Развитие  производства товаров и услуг  невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале — использование  накопленного опыта, интуиция. Затем  — собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И  лишь примерно с XIX в. на первый план выходит  теоретическая наука.  [2] 
 
 
 

                                       1.3 Методы экономической теории. 

       Из многочисленных функций экономической теории выделим самые важные:

     -познавательная 

     -практическая 

     -методологическая 

     -эмпирическая

     -теоретическая

     -образовательная

     Познавательная  функция - заключается в том, что экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

     Практическая  функция связана с тем, что экономическая теория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Прежде всего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрыть экономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценно для общества.

     Методологическая  функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента всего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональных экономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическая статистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыке различных областей знания: экономическая география, демография. Значение экономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаются задачи о движении общества к прогрессу.

     Эмпирическая  функция, она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

Информация о работе Экономическая теория как наука