Инвестиции, их источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке. Огромное значение для России имеют иностранные и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики "сколотили" себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1:Инвестиции как экономическая категория и их основные характеристики...
1.1. Инвестиции: содержание, субъекты, структура, типы……………………………….
1.2 Источники формирование инвестиций……………………………………………….
Глава 2: Основные направления инвестиционных процессов в России и перспектива их развития……………………………………………………………………….
2.1 Содержание инвестиционных процессов в отечественной экономике……………
2.2 Перспективы развития инвестиционных процессов………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ЭТ на тему “Инвестиции, их источники и структура в России”.doc

— 273.50 Кб (Скачать)
 

      В июле 2005 г. президент РФ подписал закон  о создании особых экономических  зон (ОЭЗ). Во второй половине 2005 г. был  проведен конкурс на право создания ОЭЗ. Минэкономразвития по итогам конкурса отобрала 6 проектов из 71 заявки из 41 региона. Таким образом, правительству рекомендовано 4 технико-внедренческие зоны (в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске) и 2 промышленно-производственные зоны (в Липецкой области и Елабуге). Каждая из технико-внедренческих и производственных зон создается сроком на 20 лет. Предполагается, что до конца 2006 г. начнется первый этап в развитии технико-внедренческих зон в Томске, Москве и Санкт-Петербурге. В первом полугодии 2006 г. также планируется проведение «второго тура » конкурса, на котором планируется отобрать дополнительно 7 проектов. Согласно закону об ОЭЗ совокупный объем инвестиций резидентов промышленно-производственных зон должен составить не менее 10 млн. евро с учетом вложений 1 млн. евро в первый год работы./9/

      Реализация  закона об ОЭЗ позволит снизить издержки резидентов зон в среднем на 23-29%, будет способствовать развитию регионов и позволит привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции. 

      2.2 Перспективы развития инвестиционных  процессов

      Бизнес  в России фактически национальный, поскольку это более 2/3 общего объема источников финансирования. В стране все отчетливее проявляется нежелание отечественных предпринимателей увеличивать объемы инвестиций на территории России. Даже в нефтедобыче с середины 2004 г. произошло сокращение объема инвестиций по номиналу. /5/

      Несомненно, это снижение связано частично с  «делом ЮКОСа», который практически  прекратил инвестирование. Но падение  объемов капиталовложений обусловлено  и рядом  других обстоятельств. В  частности, на территории России многие нефтяные компании сократили свои инвестиционные программы.

      Что следует сделать, чтобы изменить вектор этого движения в нужном направлении?

        Первое. Государству и бизнесу  надо совместно выработать правила  поведения. Потому что предприниматель сегодня не может работать не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.

      Второе. Налоговая система в России с  точки зрения ставок и общей конструкции сегодня не может вызывать возражений и вполне сопоставима с государствами Восточной Европы. Но наличие приемлемых ставок и более или менее нормального Налогового кодекса для правоприменительной практики еще ничего не означает. И даже заплатив детально установленные законом налоги, предприятие может спустя некоторое время в виде претензий получить от налоговых органов гораздо большие суммы. В итоге подобное налоговое администрирование создает колоссальную неопределенность.

      Неопределенность  существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила поведения, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.

      Третье. В этих условиях чрезвычайно важно  выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер российской экономики. Необходимость в таком документе объяснима. Сегодня даже в правительственных кругах никто не может дать ответ на простой вопрос — куда двигается страна? Нельзя четко представить картину, какие конкретные цели и за счет чего намечено достичь через пять лет, как к тому времени будет выглядеть наша авиационная, автомобильная, нефтяная промышленность.

      Хотя  и существуют среднесрочные программы. Но только в двух-трех отраслях, но даже и они не выполняются. А для  принятия серьезных решений на более длительный срок этого недостаточно. Инвесторам — как российским, так и иностранным - нужны более четкие представления, как будет развиваться ситуация, на что ориентируется государство в ведущих отраслях экономики на ближайшие 7-10 лет.

      Переговоры  России о вступлении в ВТО во многом сдерживаются именно по этой причине. Стремление войти в этот мировой  торговый клуб все же заставит российское правительство сформулировать такие  стратегии и ответить на эти вопросы.

      Четвертое. Еще одной проблемой является инфляция. Начиная с четвертого квартала 2006 г. – новую волну повышения уровня цен. И если взять годовой тренд, 2007 г., то рыночная стоимость товаров и услуг увеличилась уже на 14,8%. От тенденции к снижению инфляция перешла к росту, и сбить ее уже будет достаточно сложно. Но если это не сделать быстро, то, исходя из меняющейся бюджетной политики, возникает опасность в ближайшие два-три года иметь двузначную цифру инфляции — 12-13%. При таком уровне роста цен рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции будет невозможно: никто в условиях такой неопределенности, даже при относительно дешевых деньгах, вкладывать свои капиталы в долгосрочные проекты не будет.

        Одна из ключевых задач правительства на ближайший год состоит в том, чтобы сбить эту инфляционную волну, доведя ее хотя бы до значений, соответствующих итогам 2007 г.

      Как известно, сейчас в правительстве  одновременно обсуждаются несколько  стратегических проектов. Среди них  — 3-летняя социально-экономическая  программа развития страны и финансовый план, рассчитанный на такой же период. Это означает, что впервые государственный бюджет будет разрабатываться не только на один следующий год, как было раньше, а фактически на три года.

      Сравнивая эти документы, можно увидеть, что социально-экономическая программа, в которой содержится много хороших слов и есть попытка сформировать отраслевые стратегии, никак не связана с трехлетним финансовым планом. Там перечислено много нужных мероприятий, но нет никакого их финансового подкрепления. Пока финансовый план ориентирован не столько на инвестиции, сколько на идею удвоения зарплат и пенсий к концу 2010 г. Нетрудно представить: если в ходе доработки этих программных документов стыковка между ними не будет достигнута, то не будет и четкой перспективы социально-экономического развития страны. А это означает только одно — в ближайшие годы не будет и надежды на заметное увеличение инвестиционной привлекательности России.

      Инвесторы, в частности иностранные, обеспокоены  наличием дефектного политического процесса в России, отрицательно сказывающегося на предпринимательской деятельности. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат Российской Федерации приняло предсказуемый характер.

      Под целенаправленным влиянием политических факторов на инвестиционный климат понимается система мер, предпринимаемых органами государственной власти для оптимизации  инвестиционного климата страны. Эти меры реализуются преимущественно  в экономической сфере при помощи политической власти государства. Чем адекватнее данные меры существующим правилам предпринимательской деятельности и чем больше они отвечают запросам инвесторов, тем активнее будет происходить инвестиционный процесс в стране. Специалисты подразделяют их следующим образом: меры на ближайшую перспективу и меры на средне – и долгосрочную перспективу. Рассмотрим для Российской Федерации.

      Меры  на ближайшую перспективу:

  • улучшение макроэкономических показателей (обеспечение низкого уровня инфляции, бездефицитный бюджет, урегулирование проблемы государственного долга и пр.);
  • улучшение налогового климата;
  • реструктуризация банковской системы;
  • проведение последовательной внешнеэкономической и таможенной политики;
  • улучшение условий инвестирования в топливно-энергетический комплекс;
  • защита прав собственности;
  • обеспечение свободы входа на рынок;
  • борьба с коррупцией;
  • реформа бухгалтерского учета;
  • создание привлекательного имиджа России (PR-компании в СМИ, организация и участие в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах, инвестиционных миссий за рубежом);

      Меры  на средне - и долгосрочную перспективу:

  • проведение структурных реформ;
  • укрепление институтов государственной власти;
  • осуществление социальных реформ;
  • решение проблемы государственного долга;
  • модификация финансовой системы.

      Таким образом, перед руководством Российской Федерации стоит задача активизации  инвестиционного процесса. Без привлечения  значительного объема инвестиционных ресурсов нельзя создать эффективную  экономику, что будет означать увеличивающееся отставание от развитых стран и НИС, а также нарастание внутриполитических проблем. В этих условиях первостепенной задачей государства становится формирование благоприятного инвестиционного климата РФ. Эта проблема упирается, во-первых, в модификацию дефектного политического процесса и уменьшение рисков вложения капитала в экономику страны, во-вторых, в принятие системы инвестиционный мер. Способность Правительства решить данную проблему определит дальнейшие перспективы России как государства.

      В числе проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, часто называют отсутствие «длинных»  денег. Действительно, банки имеют  в привлекаемых ресурсах (пассивах) преимущественно «короткие» средства, что затрудняет последующее их размещение на более длительные сроки. Очевидно, используя только внутрибанковские рычаги (процентные ставки, норму резервирования и т.д.) и внутренние возможности банковского сектора, нельзя полностью решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъема экономики.

      В России также нужно проводить  более активную политику стимулирования экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. Один из важнейших моментов здесь - последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом. При этом надо учитывать, что процесс формирования «длинных» инвестиционных ресурсов не может идти быстро, и сам реальный сектор еще не всегда готов к приему средств.

      В данной связи следует уделить  особое внимание отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков. Естественно, имеется в виду комплексный подход, обеспечивающий благоприятные предпосылки для этого процесса на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования.

      Так, нужно разработать комплекс мер  по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что позволит устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. Причем, если есть опасения, что участники рынка будут по-прежнему ограничиваться «коротким» размещением средств, возможно использование механизмов, предполагающих «заниженные» резервный и налоговый режимы только на величину средств, размещенных на длительные сроки.

      Важную  роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда  общеэкономическая среда еще  довольно неустойчива и требуется  первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Например, Банк России (помимо Минфина) может предоставлять гарантии поддержания ликвидности коммерческих банков, направляющих средства на финансирование приоритетных (с точки зрения задач экономической политики) проектов. В случае задержек отдачи от них он мог бы временно пополнять ликвидность таких банков (подобные механизмы предлагались в начале1990-х годов).

      Большое значение имеет формирование механизмов, способствующих высвобождению и  расширению возможностей использования уже имеющихся средств. В этой связи целесообразно рассмотреть меры по увеличению кредитного мультипликатора - уже упоминавшееся снижение нормы резервирования (в данном случае - с точки зрения мультипликационного роста ресурсов), уменьшение доли наличных денег в денежной массе, ограничение отвлечения ресурсов на депозиты ЦБ (за счет создания других эффективных возможностей) и т.д.

      Важны здесь и меры по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование  долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация «подпитывается» ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются инвестиции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.

Информация о работе Инвестиции, их источники