Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:24, курсовая работа
Цель работы – показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
Введение
- 3
1.
Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций
- 4
2.
Роль инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики
- 10
3.
Состояние, тенденции и роль инвестиций в национальной экономике Республики Беларусь
- 18
Заключение
- 28
Список использованных источников
- 31
Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2008 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2007 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Важнейшим фактором
активизации привлечения
• существенного сокращения числа процедур и затрат времени на юридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрацию собственности, оформление международной торговли и закрытие компании;
• поэтапного снижения уровня налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения;
• законодательной и судебной защиты интересов инвесторов и процедур приведения контрактов в исполнение;
• обеспечения равноправия всех хозяйствующих субъектов в части доступности, стоимости, объемов и требований к обеспечению банковских кредитов.
В числе других направлений совершенствования инвестиционного климата:
• создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов в малых населенных пунктах, в том числе в части снижения налогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, права осуществлять страхование своих имущественных интересов иностранными страховщиками;
• улучшение условий создания и функционирования для резидентов свободных экономических зон;
• стимулирование развития инновационных производств, в том числе с участием иностранных инвесторов, включая комплекс организационных, налоговых и других мер, направленных на ускорение инновационной деятельности.
В рамках реализации этих мер в конце 2007-го – начале 2008 г. принят ряд Декретов и Указов Президента Республики Беларусь.
В частности, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 года №7 упрощен порядок лицензирования деятельности юридических лиц. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 ввел ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельских населенных пунктах. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» предусматривает льготы для вновь создаваемых предприятий, в том числе с иностранными инвестициями, производящих товары (работы, услуги) в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Один из последних документов, направленных на активизацию инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь – Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2009 года №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Заключение
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В стране существует развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% – телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков.
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.
Республика Беларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
В нашей стране
действует Консультативный
Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
– освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
– освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
– безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
– свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
– свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
– сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.
О том, что в
стране в целом сформированы благоприятные
условия для деятельности иностранных
инвесторов, подтверждает действующий
и развивающийся сектор экономики,
основанный на частных инвестициях.
В настоящее время
Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.
Список используемых источников
1. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – СПб., 1994. – 496 с.
2. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
3. Налоги в республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан; под ред. В.А. Гюрджан. – Мн.: Светоч, 2002. – 256 с.
4. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие для вузов / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 534 с.
5. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 196 с.
6. Алымов Ю. Денежно-кредитная политика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2008. – №9. – C. 25–33
7. Аркин, В.И. Инвестиционные ожидания, стимулирование инвестиций и налоговой реформы / В.И. Аркин // Экономика и математические методы. – 2007. – Т. 43, №2. – С. 76–100
8. Бевзелюк, А. Методы оценки инвестиционных проектов / Александр Бевзелюк // Банкаўскі веснік. – 2008. – №19 (ліпень). – С. 12–18
9. Веремейко, Ю. Иностранные инвесторы лишились большинства льгот / Юрий Веремейко // БНПИ. Юридический мир. – 2006. – №9. – С. 19–25
10. Гусаков, Б. Инвестиции потекут, если открыть шлюзы // Финансы, учет, аудит. – 2003. – №7. – С. 27–30
11. Давыдова, Н. Инвестиционно-финансовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь / Наталья Давыдова // Банкаўскі веснік. – 2008. – №34 (снежань). – С. 36–41
12. Заико, Л. Инвестиционный парадокс по-белорусски / Леонид Заико // Дело. – 2008. – №4. – С. 7–9
13. Ковалев, М. Инвестиционная активность в регионах Республики Беларусь и пути ее повышения // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – 16 января (№2). – С. 8–27
14. Платежный баланс республики Беларусь за январь – сентябрь 2008 г. // Банкаўскі веснік (инф. вып.). – 2009. – 16–31 студз. (№3). – С. 14–112
Информация о работе Инвестиции и их роль в обеспечении макроэкономического равновесия