Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;
3. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Место центрального банка РФ в банковской системе России.
1.1.Статус Банка России, основные цели и функции Центрального банка РФ
1.2. Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям
Глава 2. Структура Центрального банка РФ.
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи
2.2. Территориальные подразделения Банка Росси
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики - основная функция Центрального банка
3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ.
3.2.1. Политика минимальных резервов
3.2.2. Операции на открытом рынке
3.2.3. Политика рефинансирования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Word.docx

— 103.07 Кб (Скачать)

Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит  применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

Одним из ключевых условий  успешного применения режима инфляционного  таргетирования является способность Центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики.

При принятии решений в  области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий  спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие  монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного  давления.

Эффективность реализации денежно-кредитной  политики определяется возможностями  Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в  свою очередь, тесно связаны с  состоянием внутреннего финансового  рынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных  организаций, снижение трансакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.

Разработаны следующие варианты макроэкономического прогноза на 2008 год и на период до 2010 года.

В 2008 году и в период до 2010 года предполагается сохранение благоприятных  внешних условий функционирования российской экономики. Международные  финансовые институты (МВФ, Всемирный  банк) прогнозируют сохранение в 2008 году темпов роста мировой экономики  на уровне 2007 года. В перспективе  до 2010 года прогнозируется продолжение  экономического роста в мире темпами, близкими к среднегодовому показателю в 2004--2008 годах. При этом не исключается  возможность замедления роста мирового ВВП.

В 2008 году вероятна стабилизация краткосрочных процентных ставок в  зоне евро и снижение среднегодового уровня процентных ставок в США. Предполагаемые соотношения между процентными  ставками в России и зарубежных странах  при проведении Банком России гибкой процентной политики обеспечат условия  для сбалансированности трансграничных потоков капитала.

Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2008--2010 годах, которые соответствуют  прогнозам Правительства Российской Федерации. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической  конъюнктуры в среднесрочном  периоде, третий -- ее улучшение.

В рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть -- до 44 долларов США за баррель. В этих условиях ожидается сокращение по сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта.

Несмотря на ухудшение  внешних условий функционирования российской экономики, они не будут  препятствовать ее дальнейшему развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году могут увеличиться  на 7,2%. Относительное снижение доходов  от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить  примерно 10%. Темп прироста ВВП в 2008 году ожидается на уровне 5,4%.

В рамках второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Исходными условиями для формирования этого варианта является предположение  о снижении в 2008 году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель.

По сравнению с 2007 годом  увеличение экспорта товаров и услуг  по этому варианту будет небольшим. Активное сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2008 году сократится. Прирост резервных активов замедлится.

Активизация структурных  сдвигов за счет комплекса мер, предусматривающих, в частности, улучшение инвестиционного  климата, будет способствовать активному  развитию российской экономики. Согласно этому варианту развития вследствие ускоренного роста инвестиций в  инновационный сектор экономики  повысятся эффективность и конкурентоспособность  отечественного производства.

В 2008 году ожидаются высокие  темпы роста внутреннего спроса. Прирост инвестиций в основной капитал  может составить 11,9%, реальных располагаемых  денежных доходов населения -- 9,1%. Темпы  экономического роста в этом случае составят 6,1%.

В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель.

Несмотря на улучшение  ценовой внешнеэкономической конъюнктуры, активное сальдо счета текущих операций платежного баланса сократится. Прирост  валютных резервов будет меньше, чем  в 2007 году.

Темп прироста реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2008 году может составить 10,6%. Инвестиции в основной капитал могут увеличиться  на 13,2%. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7%.

В соответствии с прогнозом  на среднесрочный период предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году по первому варианту может составить 39 долларов США за баррель, по второму -- 50 долларов США за баррель, по третьему -- 62 доллара США за баррель. Изменение  ценовой внешнеэкономической конъюнктуры  скажется на развитии российской экономики. Ожидается, что темп роста объема ВВП в 2009--2010 годах может составить 5,3--6,3%.

В 2008 году при всех рассматриваемых  вариантах прогноза социально-экономического развития страны ожидается, что платежный  баланс останется устойчивым. Вместе с тем в условиях возможного сокращения или умеренного роста экспорта товаров  при достаточно интенсивном наращивании  импорта товаров положительное  сальдо торгового баланса может  уменьшиться, что приведет к сокращению профицита счета текущих операций до 3,6--34,2 млрд. долларов США.

При первом варианте прогноза, предусматривающем наибольшее снижение цен на нефть, экспорт товаров  и услуг может уменьшиться  до 321,9 млрд. долларов США, а положительное  сальдо баланса торговли товарами и  услугами -- до 29,5 млрд. долларов США.

В условиях второго варианта, предусматривающего незначительное понижение  по сравнению с 2007 годом цен на вывозимую Россией нефть, предполагается рост экспорта товаров и услуг  до 352,3 млрд. долларов США. В этом случае положительное сальдо торговли товарами и услугами может составить 42,5 млрд. долларов США.

В соответствии с третьим  вариантом, предполагающим улучшение  внешнеэкономической конъюнктуры, ожидается более быстрый рост экспорта товаров и услуг -- до 378,7 млрд. долларов США. Вместе с тем прогнозируется еще более интенсивное наращивание импорта. В этих условиях активное сальдо торговли товарами и услугами может сократиться до 62,1 млрд. долларов США.

Дефицит баланса доходов  и текущих трансфертов прогнозируется в диапазоне 25,9--28,0 млрд. долларов США  при умеренном росте соответствующих  поступлений и выплат.

Предполагается, что положительное  сальдо финансового счета уменьшится до 34,6 млрд. долларов США. Внешние обязательства  органов государственного управления сократятся, а в целом международная  инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,4 млрд. долларов США. При сохранении значительных объемов  внешнего финансирования частного сектора  чистый приток иностранного капитала в этот сектор может составить 40 млрд. долларов США.

Как и в 2007 году, совокупное воздействие внешнеэкономических  факторов обусловит превышение предложения  иностранной валюты над спросом  на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем в условиях сокращения профицита  счета текущих операций давление на обменный курс рубля ослабнет, что  выразится в том числе в меньших темпах его укрепления в реальном выражении. Валютные резервы могут увеличиться на 37,9--68,4 млрд. долларов США.

Согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития страны до 2010 года ожидается усиление негативного влияния внешних  факторов на платежный баланс, прежде всего в сфере внешней торговли. В 2009 году значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит, в зависимости от варианта, дефицит счета текущих операций (в размере 33,1 млрд. долларов США или 17,7 млрд. доларов США) или уменьшение его профицита (до 4,6 млрд. долларов США). В 2010 году отрицательное сальдо счета текущих операций в зависимости от варианта может быть равно 56,5; 46,4 и 31,2 млрд. долларов США соответственно.

Общая макроэкономическая стабильность станет определяющим фактором роста  инвестиционной привлекательности  экономики. Ожидается, что чистый приток иностранного капитала в частный  сектор составит 45 млрд. долларов США  в 2009 году и 55 млрд. долларов США в 2010 году. Его объема будет достаточно для обеспечения внешнего финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса в 2009 году. Прирост валютных резервов может составить 8,6--46,3 млрд. долларов США. В 2010 году возможно их сокращение на 4,5 млрд. долларов США или рост на 5,6--20,8 млрд. долларов США.

3.2. Методы и  инструменты денежно-кредитного  регулирования экономики в РФ

3.2.1. Политика минимальных  резервов

В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним  из инструментов денежно-кредитной  политики Банка России.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О банках и  банковской деятельности" кредитная  организация обязана выполнять  норматив обязательных резервов, в  том числе по срокам, объемам и  видам привлеченных средств.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка  России от 29 марта 2004 года № 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" (с учетом изменений).

Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Указанием Банка  России от 29 марта 2004 года № 1408-У "О  порядке отражения в бухгалтерском  учете кредитных организаций  операций по депонированию обязательных резервов в Банке России".

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные  Банком России приведены в приложении 2.

С 01. 07.08 норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных  организаций перед физическими  лицами в валюте Российской Федерации  будет повышен до 5,0%, по обязательствам кредитных организаций перед  банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной  валюте - до 7,0%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте - до 5,5% . Коэффициент  усреднения для расчета усредненной  величины обязательных резервов будет увеличен до 0,5.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ