Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;
3. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Место центрального банка РФ в банковской системе России.
1.1.Статус Банка России, основные цели и функции Центрального банка РФ
1.2. Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям
Глава 2. Структура Центрального банка РФ.
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи
2.2. Территориальные подразделения Банка Росси
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики - основная функция Центрального банка
3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ.
3.2.1. Политика минимальных резервов
3.2.2. Операции на открытом рынке
3.2.3. Политика рефинансирования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Word.docx

— 103.07 Кб (Скачать)

Для осуществления внутреннего  аудита в территориальном учреждении создается соответствующее подразделение, статус и полномочия которого определяются нормативным актом Банка России.

Для защиты информации, передаваемой по техническим средствам связи, в составе территориального учреждения создается самостоятельное подразделение  специальной связи, которое осуществляет информационное обеспечение с заданной степенью защиты.

Подразделение специальной  связи создается на основании  решения Банка России и осуществляет:

1) обеспечение руководства  и структурных подразделений  оперативной документальной и  служебной информацией;

2) решение практических  вопросов организации специальной  связи и эксплуатации ее технических  комплексов, в том числе в чрезвычайных  условиях;

3) обеспечение безопасности  связи;

4) осуществление контроля за порядком обращения с информацией, передаваемой по каналам специальной связи.

Подразделение специальной  связи подчиняется руководителю территориального учреждения, а в  специальных вопросах - Управлению специальной связи Банка России.

Ведомственный контроль за деятельностью подразделений специальной связи осуществляет Управление специальной связи Банка России.

Ответственность за создание необходимых условий, обеспечивающих безопасность ведения специальной  связи, возлагается на руководителя территориального учреждения Банка  России, а за состояние, организацию  и обеспечение безопасности связи - на руководителя соответствующего подразделения.

В своей деятельности подразделение  специальной связи руководствуется  законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок ведения  специальной связи, приказами и  распоряжениями руководства Банка  России, а также рекомендациями государственных  контролирующих органов.

Территориальное учреждение при работе со служащими:

1) осуществляет работу  со служащими на основе действующего  законодательства Российской Федерации  и нормативных актов Банка  России;

2) осуществляет организацию  и совершенствование методов  работы по подбору, расстановке  и обучению служащих;

3) выявляет причины текучести  кадров и принимает необходимые  меры по ее сокращению;

4) планирует и проводит  работу по обучению служащих  в банковских школах путем  участия в централизованных мероприятиях, организуемых Банком России, а  также на договорной основе  в вузах и соответствующих  учебных структурах;

5) организует учебу служащих  территориального учреждения;

6) обосновывает потребность  в средствах, необходимых для  обучения служащих, несет ответственность  за их полное и целевое использование;

7) создает условия, способствующие  повышению эффективности и качества  работы служащих.

Территориальное учреждение в соответствии с нормативными актами Банка России в пределах сметы  на содержание территориального учреждения и лимита на капитальные затраты:

1) осуществляет хозяйственное  обслуживание структурных подразделений  и служащих территориального  учреждения, обеспечение автотранспортом,  связью, обеспечивает ремонт кассовой, бытовой техники и иного имущества  Банка России;

2) осуществляет строительство,  эксплуатацию, текущий и капитальный  ремонт зданий и сооружений, их  инженерного оборудования и коммуникаций, транспортных средств, находящихся  на балансе территориального  учреждения;

3) формирует для утверждения  Банком России проектно - сметную документацию на реконструкцию и ремонт зданий и сооружений, их инженерного оборудования и коммуникаций;

4) определяет потребности  и обеспечивает структурные подразделения  территориального учреждения материально  - техническими ресурсами;

5) обеспечивает функционирование  систем энергоснабжения, санитарно - технических систем и коммуникаций инженерного обеспечения зданий и других объектов территориального учреждения и входящих в его состав структурных подразделений;

6) осуществляет иные функции  в области хозяйственно - эксплуатационного  обслуживания в соответствии  с нормативными и иными актами  Банка России.

Делопроизводство в территориальном  учреждении ведется в соответствии с нормативными и иными актами Банка России.

Ответственность за организацию  делопроизводства и соблюдение установленных  требований к работе с документами  в территориальном учреждении возлагается  на его руководителя.

Глава 3. Инструменты  денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

3.1. Денежно-кредитное  регулирование экономики - основная функция Центрального банка

Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный Банк регулирует состояние денежно-кредитной  сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его  предложением, проводит денежно-кредитную  политику.

Характер проводимой денежно-кредитной  политики зависит от степени независимости  Центрального Банка. Например, целевые  ориентиры изменения агрегатов  денежной массы обычно определяются непосредствен центральным банком, в то же время Центральный Банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:

1)проведение исследований  по проблемам экономики и состоянию  денежно-кредитной сферы, образующих  основу денежно-кредитной политики;

2) определение направлений  денежно-кредитной политики;

3) выбор основных инструментов  денежно-кредитного регулирования:  рефинансирование банков, нормативы  обязательных резервов, депозитные  операции, процентная политика, операции  на открытом рынке;

4) создание и ведение  базы статистических данных по  объему денежной массы, кредитам  и сбережениям;

5) составление денежных  программ и контроль за их выполнением.

Единая государственная  денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен  и создание условий для долгосрочного  экономического роста и повышения  уровня жизни населения. Основными  ее задачами на современном этапе  развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение  устойчивости национальной валюты.

В соответствии со среднесрочной  стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России устанавливают  цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной  политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции -- до 5--6% в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6--7% из расчета декабрь к декабрю.

В 2008 году будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной  политики, сформировавшиеся в последние  годы, однако в среднесрочной перспективе  ожидается изменение макроэкономических условий ее проведения, что потребует  переноса акцента с программирования денежного предложения на использование  процентной ставки и перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.

Внешние изменения связаны  главным образом с неопределенностью  динамики мировых цен на энергоносители, которые составляют основу российского  экспорта. В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития в 2008 году и особенно в последующие  два года возможное снижение этих цен повлечет за собой сокращение сальдо торгового баланса и уменьшение притока иностранной валюты. Высокие  цены на товары российского экспорта в последнее время являлись основополагающим фактором в выборе режима управляемого плавающего валютного курса, в рамках которого Банк России активно противодействовал  чрезмерному укреплению рубля путем  проведения интервенций на внутреннем валютном рынке. Изменение условий  торговли приведет к уменьшению дисбаланса между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке и снижению необходимости присутствия на нем  Банка России. Ожидается, что к 2010 году прирост валютных резервов может  существенно сократиться и увеличение чистых иностранных активов органов  денежно-кредитного регулирования  перестанет служить основным источником роста денежного предложения.

В этих условиях для обеспечения  соответствия объема денежной массы  спросу на деньги Банку России необходимо будет активизировать операции по рефинансированию банков. При этом расширятся возможности  влияния денежно-кредитной политики на динамику инфляционных процессов с помощью процентной ставки.

Важнейшим внутренним условием, которое окажет влияние на проведение денежно-кредитной политики, является изменение принципов формирования государственного бюджета. Основными  новыми моментами бюджетной стратегии  являются:

--планирование и утверждение  федерального бюджета на трехлетний  период в форме закона;

--разделение доходов на  нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета в рамках преобразования Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Переход к “скользящему”  трехлетнему горизонту формирования бюджета будет способствовать более  равномерному расходованию средств  государственного бюджета в течение  года, в результате чего зависимость  динамики денежного предложения  от сезонных колебаний в движении бюджетных средств снизится.

Реализация процентной политики посредством сужения коридора процентных ставок по операциям рефинансирования кредитных организаций и абсорбирования их свободных средств позволяет  воздействовать на изменение границ колебаний ставок денежного рынка. Снижение краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка и формирование долгосрочного сегмента денежного  рынка Банк России относит к главным  задачам своих операций на открытом рынке.

В настоящее время стоимость  денег в экономике формируется  в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления  больших объемов валютной выручки  и активных валютных интервенций  Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ