Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция – явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на денежном рынке, «вирусы инфляции» распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях «экономического организма»: поражают производство, потребление и т.д

Оглавление

Введение ____________________________________________________
1. Теория инфляции _____________________________________________
1.1. Сущность, причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции ____________________________________________
1.2. Методы измерения инфляции __________________________________
1.3. Антиинфляционная политика государства ________________________
2. Меры антиинфляционной политики и их эффективность на различных этапах развития российской экономики ______________________________
3. Антиинфляционная политика в 2008 – 2009 годах __________________
3.1. Анализ инфляции 2008 – 2009 годов ____________________________
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2008 – 2009 годы ______
Заключение __________________________________________________
Список использованных источников ______________________________
Приложения _________________________________________________

Файлы: 1 файл

курс!!.docx

— 274.87 Кб (Скачать)
 

    В марте 2009 г. среди рассматриваемых стран наибольшее увеличение потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем было отмечено в Греции – на 2,0%, на Мальте, Кипре и в Украине – на 1,4 – 1,5%. С начала года потребительские товары и услуги более всего подорожали в Беларуси – на 6,1% и в Украине – на 5,9%.

    Снижение  потребительских цен по сравнению  с предыдущим месяцем наблюдалось  в Бельгии, Болгарии, Германии, Люксембурге, Словакии, Эстонии (на 0,1 – 0,6%), по сравнению с декабрем 2008г. – в Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, на Кипре, в Португалии, Эстонии.

    В России цены на товары и услуги возросли за месяц на 1,3%, по сравнению с  декабрем 2008г. – на 5,4%

    Помимо  индекса потребительских цен  существует другие методы, которые  позволяют рассчитать инфляцию. Как  правило, используются несколько основных методов:

    Индекс  цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

    Индекс  расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

    Индекс  цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и пр. Обычно цены на активы, растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

    Дефлятор  ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

    Паритет покупательной способности  национальной валюты и изменение курса  валют.

    Индекс  Пааше – показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода. 
 

    
    1. Антиинфляционная политика государства

    Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разнообразных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению  доходов.

    Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

    сокращение  инфляционного потенциала;

    предсказуемость динамики инфляции;

    снижение  темпов инфляции;

    стабилизация  цен.

    Стратегическая  цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

    В рамках первого предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

    Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

    а) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

    б) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

    в) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

    г) Валютное регулирование. Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

    д) Таргетирование инфляции – установление целевых показателей. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

    Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда  изменение денежного предложения  затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение  несоответствия между денежной и  товарной массами, расширение спроса в  результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной  политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

    Иногда  в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую «политику цен и доходов». Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной.

    «Шоковая  терапия» и градуирование  денежной массы. Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1 – 1,5%).

    При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию – прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20 – 30% в годовом исчислении. 

 

    
  1. Меры антиинфляционной политики и их эффективность  на различных этапах развития российской экономики

    Инфляция  в России возникла не в начале 90-х  годов. История ее появления простирается в далекой ретроспективе, когда  только первые семь послевоенных лет (1947 – 1955) оказались не во власти инфляции. Но уже с 1955 г. инфляция наблюдалась постоянно, хотя и в скрытой форме. Пороки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции.

    Более того, в условиях планово-централизованной экономики в СССР господствовала ошибочная концепция о неприменимости к ней самого понятия «инфляция» и о неуклонном повышении покупательной способности рубля.

    Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды  страны всегда были связаны с развитием  и модернизацией добывающих отраслей – нефти и газа, что было недопустимо, поскольку с позиций сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной ни с какой точки зрения. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

    В условиях шокового перехода России к  рыночной экономике произошли структурные  изменения. В результате приватизации сформировался частный сектор, появились  миллионы акционеров. Россияне были вовлечены  в массовую спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а  также доллара США и снижение курса рубля. Возникло множество  финансовых пирамид, типа МММ на частном  уровне и ГКО-ОФЗ на государственном.

Информация о работе Инфляция