Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа
Инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция – явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на денежном рынке, «вирусы инфляции» распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях «экономического организма»: поражают производство, потребление и т.д
Введение ____________________________________________________
1. Теория инфляции _____________________________________________
1.1. Сущность, причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции ____________________________________________
1.2. Методы измерения инфляции __________________________________
1.3. Антиинфляционная политика государства ________________________
2. Меры антиинфляционной политики и их эффективность на различных этапах развития российской экономики ______________________________
3. Антиинфляционная политика в 2008 – 2009 годах __________________
3.1. Анализ инфляции 2008 – 2009 годов ____________________________
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2008 – 2009 годы ______
Заключение __________________________________________________
Список использованных источников ______________________________
Приложения _________________________________________________
Инфляция издержек (инфляция предложения) возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Рост цен на факторы производства (сырье, энергоносители, рабочую силу и т.д.) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения.
Рисунок 1 –
Инфляция издержек [10]
Инфляция издержек может быть изображена графически (рис.1). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.
Инфляция спроса вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.2.
Здесь денежная масса существенно и быстро опережает количество товаров и услуг в обращении (образно говоря, слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров).
Рисунок 2 –
Инфляция спроса [10]
По степени соответствия прогнозам выделяют два типа инфляции: ожидаемую и неожидаемую [20]. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, зачастую она является прямым результатом действий правительства страны. Неожидаемая инфляция возникает стихийно и характеризуется внезапным скачком цен. В этом случае повышение цен даже на 10% может привести к существенному снижению эффективности деятельности фирм и снижению доходов населения.
Следующий критерий при определении вида инфляции – это соотношение роста цен по различным товарным группам. Здесь различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию [10].
Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные виды товаров относительно друг друга не меняются. Опасности для экономики страны она не представляет, т.к. факторы производства и конечный продукт дорожают на одинаковую величину.
При несбалансированной инфляции цены на различные виды товаров постепенно меняются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях. В России наблюдается именно этот вид инфляции.
Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Но не всякое повышение цен вызывает инфляцию. К инфляционным причинам относятся [13]:
Наконец нельзя не отметить традиционно классическую причину инфляции. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху «золотых денег» их избыток преодолевался «уходом» золота из сферы обращения в сферу накопления, оно становилось сокровищем. В отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения их единственная обитель. Рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен. За внедрение бумажных денег человечеству приходится расплачиваться.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.
Многообразием причин инфляции объясняется и разнообразие ее последствий. Небольшие ее темпы содействуют временному оживлению рыночной конъюнктуры, а по мере углубления она превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Высокие темпы роста общего уровня цен дезорганизуют хозяйство, наносят серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. В результате неравномерного роста цен усиливаются диспропорции между отраслями экономики, искажается структура потребительского спроса, цена перестает быть объективным информационным сигналом для предпринимателя и потребителя.
Во
время инфляции активизируется бегство
от денег к товарам, возрождается
бартер. Инфляция обесценивает все
виды поступлений денег
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления [3].
Он
измеряет отношение стоимости
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.
Расчет
ИПЦ – достаточно сложная задача.
Необходимо составить систему
Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с модифицированной формулой Ласпейреса [3]:
(1)
где:
– сводный индекс потребительских цен и тарифов по группе товаров (услуг); | |
– доля расходов домашних хозяйств на приобретение товара (услуги)-представителя (вес базисного периода); | |
– индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю отчетного месяца к декабрю предыдущего года; | |
– индекс цен (тарифов)
по товару (услуге)-представителю | |
– текущий период; | |
– предыдущий период; | |
n | – количество товаров (услуг). |
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен еженедельно [28] в разрезе субъектов и по Российской Федерации в целом. Также размещается информация о динамике ИПЦ в зарубежных странах.
В качестве иллюстрации приведем данные об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в январе – марте 2009 года (таблица 1).
Таблица 1 – Индексы потребительских цен, % [28]
Наименование государства | К предыдущему месяцу | Март 2009г.
в % к декабрю 2008г | ||
январь | февраль | март | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Австрия | 99,4 | 100,5 | 100,3 | 100,1 |
Беларусь | 104,1 | 101,2 | 100,6 | 106,1 |
Беларусь | 104,1 | 101,2 | 100,6 | 106,1 |
Бельгия | 98,1 | 102,3 | 99,4 | 99,8 |
Болгария | 100,4 | 100,4 | 99,7 | 100,5 |
Бразилия | 100,5 | 100,6 | 100,2 | 101,2 |
Венгрия | 100,7 | 100,8 | 100,5 | 102,0 |
Германия | 99,4 | 100,7 | 99,8 | 99,9 |
Греция | 99,5 | 98,9 | 102,0 | 100,3 |
Ирландия | 99,2 | 100,2 | 100,1 | 99,4 |
Испания | 98,7 | 100,0 | 100,2 | 98,9 |
Италия | 98,3 | 100,2 | 101,2 | 99,7 |
Казахстан | 100,3 | 100,8 | 100,8 | 102,0 |
Канада | 99,7 | 100,7 | 100,2 | 100,6 |
Кипр | 97,7 | 100,0 | 101,4 | 99,0 |
Люксембург | 98,9 | 101,8 | 99,9 | 100,5 |
Мальта | 97,8 | 100,8 | 101,5 | 100,1 |
Россия | 102,4 | 101,7 | 101,3 | 105,4 |
Словакия | 100,3 | 100,0 | 99,7 | 100,1 |
США | 100,4 | 100,5 | 100,2 | 101,2 |
Украина | 102,9 | 101,5 | 101,4 | 105,9 |
Эстония | 99,4 | 99,6 | 99,5 | 98,5 |