Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа
Инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция – явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на денежном рынке, «вирусы инфляции» распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях «экономического организма»: поражают производство, потребление и т.д
Введение ____________________________________________________
1. Теория инфляции _____________________________________________
1.1. Сущность, причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции ____________________________________________
1.2. Методы измерения инфляции __________________________________
1.3. Антиинфляционная политика государства ________________________
2. Меры антиинфляционной политики и их эффективность на различных этапах развития российской экономики ______________________________
3. Антиинфляционная политика в 2008 – 2009 годах __________________
3.1. Анализ инфляции 2008 – 2009 годов ____________________________
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2008 – 2009 годы ______
Заключение __________________________________________________
Список использованных источников ______________________________
Приложения _________________________________________________
Нарождающуюся
рыночную экономику сотрясают
С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада – стагнации – с инфляцией). Розничные цены выросли в 1992 г. в 26, 1 раза, в 1993 г. – 9, 4 раза, в 1994 г. – 3, 2 раза , 1995 г. – 2, 3 раза [МФ] при условии снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций.
Резкий рост импорта товаров народного потребления с 1992 г., позволивший в какой-то мере приостановить и предотвратить катастрофическое падение уровня жизни в России, стал главным фактором социальной стабильности. Но он же одновременно означал усиление зависимости от заграницы, начало массовой долларизации хозяйственных отношений в стране. Выбранный курс реформ предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего и внутреннего долга. Естественно, что следствием всего этого стал рост инфляции.
Объявляя либерализацию цен с 1 января 1992г., реформаторы, конечно, предполагали ее рост. По их расчетам цены в стране должны были возрасти не более чем в 3 – 4 раза. Фактически же рост цен составил 26 раз. Это был первый просчет, но не основной. Основная ошибка заключалась в неверном представлении о природе инфляции в России и соответственно выборе неправильных средств борьбы с ней. Нашими реформаторами была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег – монетаризм.
В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить неденежные факторы инфляции, скрытые в сфере воспроизводства. Поэтому снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное – застой в экономике и инвестициях.
Вот это несоответствие природы российской инфляции и метода «борьбы» с нею и составили главную особенность инфляционной ситуации в стране в период с 1992 по 1996 год.
Новым явлением в России стало снижение темпа инфляции с 1996 г. и до конца августа 1998 г. Темп роста инфляции составил 21, 8% в 1996г., 11% в 1997 г., в начале 1998г. – около 1,5% (рис.3).
Рисунок 3 – Динамика индекса ИПЦ, % [28]
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г., помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если «замораживание» денежной массы и денежный голод в хозяйстве с самого начала вызывали сомнения, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой особой критики не вызвал. Напротив, его приветствовали сторонники различных взглядов на проведение реформ в России.
Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 – 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но затем система, что называется «начала давать сбои». Главной причиной конечного провала «цивилизованного» покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. В первые три года высокой инфляции (1992 – 1995 гг.) такое сочетание еще наблюдалось, но затем сокращение темпов инфляции, являвшееся главной целью реформаторов, затормозило рост доходов, а нагрузка на бюджет осталась прежней. С другой стороны, объем производства и реальных доходов резко сократился, и для обеспечения традиционной величины государственных расходов потребовались дополнительные, т.е. заемные средства. Их рассчитывали получить на рынке государственных ценных бумаг, и первые два года это вполне удавалось. Но затем ситуация резко ухудшилась.
Развитый и бесперебойно действующий рынок ценных бумаг предполагает определенный уровень доходов населения. Сбережения населения являются главной опорой финансовых рынков. Между тем реформаторы сами ликвидировали эту опору либерализацией цен и жесткой денежной политикой.
Более или менее существенные денежные средства были только у банков. С ними-то государство и начало игру в ГКО (государственные казначейские обязательства) и ОФЗ (облигации федерального займа). ГКО изначально базировались на очень шаткой основе: они продавались на короткий срок и были высокодоходны. Вот это и предопределило, с учетом падения производства и реальных доходов, судьбу ГКО. Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков (включая, разумеется, и колоссальные проценты). Это произошло уже в конце 1997 – начале 1998 г.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 – 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция – сжатие спроса – в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс. Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран.
В
экономической жизни России после
семи лет активных рыночных реформ,
после достижения официально провозглашенной
финансовой стабильности разразился финансовый
крах, страна, по существу, объявила себя
банкротом. В тот момент правительство
заявило, что государство не в состоянии
осуществлять текущие платежи по внешнему
и внутреннему долгу, а российские банки
не в состоянии погасить свои обязательства
перед вкладчиками и внешними кредиторами.
Одним из первых следствий краха, естественно,
стал рост цен. Потребительские цены выросли
только за сентябрь 1998 г. на 38%. В общей
сложности за 1998 г. рост цен превысил 80%,
и это при 11% в 1997 г. [5].
Рисунок 4 – Динамика официального курса рубля по отношению к доллару США [27].
Из диаграммы видно, что курс рубля изменялся в августе – сентябре 1998 г. скачками. При этом необходимо учитывать, что инфляционные последствия скачкообразного изменения курса рубля оказываются гораздо более ощутимыми, чем если бы курс рубля «опускался» постепенно: дополнительно стимулировали рост цен массовое «бегство» от рубля, ажиотажный спрос населения на многие виды товаров и появление локальных товарных дефицитов в разгар кризиса.
Объем доходов, аккумулируемых в бюджетной системе, снижается на протяжении последних лет, сделав к 1998 г. практически невозможным нормальное финансирование бюджетной сферы. Периодически проводимые денежные зачеты в разных формах значительно искажали реальную ситуацию с доходами бюджета.
Таким образом, инфляционные последствия финансового кризиса весьма ощутимы. Это проявляется особенно рельефно, если учесть, что последовательное снижение темпов инфляции и относительное (с учетом инфляции) укрепление рубля являлись наиболее заметными достижениями в результате семи лет реформ.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
В течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.
С 2000 по 2004 гг. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен ИПЦ уменьшился с 20,2 до 11,7% [5]. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Тем не менее, достижение устанавливаемых целевых показателей по инфляции в последние годы успешным назвать никак нельзя. Целевой уровень 2005 г. – 8,5% (фактически потребительские цены выросли на 10,7%), 2006 г. – также 8,5%, получилось 9%. Цель 2007 г. (8%) тоже не была достигнута [6].
Доктор экономических наук М.Ю. Малкина обнаруживает «закономерность инфляционного процесса в России – его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования» [15]. М.Ю. Малкина выделяет три случая усиления инфляционного процесса: взрыв 1992 – 1993 г.; инфляционный процесс, инициированный кризисом августа 1998 г.; увеличение темпов инфляции на рубеже 2004 – 2005 гг.
Все три случая усиления инфляционного процесса связаны с предшествующим накоплением дисбаланса в той или иной системе. Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1992, 1998, 2004 гг.) говорят о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса). В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро (в любом направлении вопреки логике), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.
Из анализа приведенной в приложении 1 таблицы 1 можно заключить, что инфляция спроса каждый раз совпадает с инфляционным кризисом.
После
дефолтного 1998 г. на протяжении восьми
лет инфляция постепенно снижалась,
а с 2007 года снова пошла в рост.
А в экономике изменение
В
соответствии с Основными направлениями
единой государственной денежно-
По данным статистики индекс потребительских цен на основные товары и услуги в 2008 году составил 13,3%, за четыре месяца 2009 года – 6,2% [28].
Как
показывает анализ, основной рост ИПЦ
и в 2008 году и в текущем году
наблюдался в начале года (рис.5).
Рисунок
5 – Динамика ИПЦ за период с мая
2007 г. по апрель 2009 г. [28]
В первую очередь, это связано с подорожанием услуги (рис.6) и, прежде всего, ростом цен на услуги ЖКХ и естественных монополий (см.приложение 2).
Определяя рост тарифов на услуги ЖКХ в качестве фактора высокой инфляции в 2008 – 2009 годах, необходимо назвать и причины, почему такое стало возможным. Во-первых, тарифы на коммунальные услуги, как правило, пересматриваются в сторону увеличения почти во всех регионах с января месяца. Вторая причина, собственно порождающая первую, заключается в том, что инвестиционные потребности обветшалого ЖКХ в последние годы были всегда значительными. Тем не менее, только накачиванием в эту сферу финансовых ресурсов проблему не решить. Нужна конкуренция, а рост тарифов хоть и должен быть с превышением инфляции, но его требуется сдерживать.