Инфляция и ее влияние на политическую стабильность общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, так как стремление снизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Поэтому на сегодняшний день актуальным является рассмотрение существующих проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для снижения ее темпов. Следовательно, и целью данной работы является изучение сущности инфляции, её видов и моделей, причин возникновения инфляционных процессов, её влияние на политическую стабильность общества и рассмотрение основных методов регулирования её в России.

Оглавление

Глава1. Теоретические основы понятия инфляция

1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса, теории инфляция…………………………………………………………………….4
1.2 Виды и модели инфляции……………………………………………………………………13
1.3 Причины возникновения инфляционных процессов………………...19
1.4 Экономические последствия инфляции………………………………23




Глава2.Анализ протекания инфляционных процессов на политическую стабильность общества

2.1 Политическая стабильности общества в России……………………
2.2 Политическая нестабильность как фактор инфляции………………
2.3Последствия инфляционных процессов в России в 2011 году………
2.4Рекомендуемые мероприятия по устранению инфляции……………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 66.75 Кб (Скачать)

 

             Механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий

 

Люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение  длительного периода времени  и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх  своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения номинальной  заработной платы и тем самым  подталкивают текущий потребительский  спрос к расширению. Производители  устанавливают все более высокие  цены на свою продукцию, ожидая, что  в скором времени сырье, материалы  и комплектующие изделия еще  больше подорожают. Начинается бегство  от денег. Пример из нашей российской экономики (январь—апрель 1992 г.) в условиях высоких темпов инфляции каждый производитель  боялся, что его поставщик сильно поднимет цены на свою продукцию. Поэтому, заранее желая себя обезопасить, он многократно завышал цену на свою продукцию. В результате цены (после  их либерализации) подскочили не только на уровень неудовлетворенного ранее  платежеспособного спроса, но и на величину инфляционных ожиданий. Итак, очевидно, что расширение вследствие инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат — общее повышение цен. Однако уровень обобщения теории адаптивных ожиданий ряд экономистов посчитал недостаточным.

 

Взаимодействие различных  точек зрения, теорий сегодня привело  к формированию центристской позиции: хозяйственные агенты ожидают несколько  замедленной реакции цен на привлекаемые факторы производства относительно протекающих изменений в спросе, возникающем из-за существования  товарно-материальных запасов, затрат на прейскуранты и дефицита информации. Сторонники этого электического подхода считают краткосрочные процессы  аномалиями,  возникающими по причине задержки, которую видят имманентной и обязательной, зависящей по продолжительности от осведомленности хозяйственных агентов.

 

 

 

 

1.2 Виды и модели инфляции

Существует несколько  видов инфляции. Для классификации  инфляции применяют следующие критерии:

1.     темп роста цен;

2.     степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

3.     ожидаемость и предсказуемость инфляции;

4.    характер инфляционного процесса.

В международной практике принято подразделять инфляцию на три  вида:

    1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейса считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

 

    1.  Галопирующая - Темп роста цен - до 300-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например латиноамериканских стран в 80е годы, бывших социалистических стран в 90е годы. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. - 360%, 1994 г. - 320%, 1995 г. - 231%, 1996 г. - 122%, 1997 г. - 111%.

 

3.  Гиперинфляция это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и неравномерным) темпом роста цен, как правило, выше 50% в месяц. Данная инфляция наиболее губительна для экономики и представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например - бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества.

Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходиться прибегать  к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением « инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

Классический пример гиперинфляции  – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой  войны. В Германии в 1923 г. уровень  роста цен исчислялся десятизначными и двадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло с 27 млрд. в январе 1918 г. до 845 млрд. к декабрю 1921 г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн. раз. 

 

Также разделяют два типа инфляции:

    1. Сбалансированной – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. ЦБ подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со  стабильными ценами. Бизнесмены при этой инфляции периодически повышают цены: если, например, сырьё подорожало в 2 раза, то соответственно во столько же раз увеличивается  цена конечной продукции. Потери при этом ощущают только те производители сложной продукции, которая основана на кооперативных связях, - они стоят последними в цепочке повышения цен. Импульс повышения цен, идущий от поставщиков сырья к конечной продукции, отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации;
    2. Несбалансированной, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причём в различных пропорциях. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Этот вид инфляции для бизнесменов таит  в себе большую опасность по следующим причинам:

1. отсутствие прогноза  на будущее снижает уверенность  в том, что товарные группы  – лидеры роста цен – останутся  лидерами и завтра, и через  год;

2. невозможность рационально  выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность  вариантов инвестирования; промышленность  развиваться в таких условиях  не может;

3. преимущество отдаётся  стихийным, несбалансированным скачкам  относительных цен как в отраслевом , так и территориальных аспектов.

В соответствии с критерием  ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на 2 группы: ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной  степенью надёжности. Такая инфляция нередко является прямым результатом  действий правительства. Примером может  служить прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ в декабре 1991 г. на предстоящий 1992 г. Фактор ожидаемости (предсказуемости) позволяет предугадывать его влияние на стратегию деловых сделок, контрактов. Имея прогноз роста цен, в условиях идеального свободного рынка можно заблаговременно адаптироваться к спрогнозированному скачку цен. Даже в случае гиперинфляции фирма не пострадает от потерь (разумеется, относительно), чего нельзя сказать при неожиданном росте цен даже на 19 %, что может привести к существенному снижению доходности. Поэтому целесообразно инвестировать капитал в такой бизнес, рост цен на продукцию которого можно предсказать.

Неожидаемая (неожиданная, непредсказуемая) инфляция – характеризуется внезапным  скачком цен, что отрицательно сказывается  на системе налогообложения и  денежного обращения. При отсутствии ценовых ожиданий срабатывает эффект Пигу (эффект реальных денежных запасов). Повышение уровня цен приводит к тому, что реально экономический субъект чувствует себя беднее. Это приведет к сокращению спроса на рынке товаров и повлечет за собой давление на цены в сторону их снижения. Но автоматический выход возможен только из неожидаемой инфляции. Если у населения сформировались инфляционные ожидания, то, несмотря на ежедневный рост уровня цен, население может увеличивать закупки на товарном рынке.

На основе четвертого критерия инфляцию подразделяют на:

1.   Открытую – повышение совокупного спроса над совокупным предложением, который выражается в несдерживаемом, продолжительном и свободном росте цен. Проявление дисбаланса между спросом и предложением сопровождается снижением покупательной способности и обесценением денег по отношению к конечным товарам и ресурсам.

 

2.  Скрытую или подавленную – когда государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. Нарастающий дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического и черного рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, растут в унисон с дефицитом.

 

Необходимо иметь в  виду, что не любое повышение цен  – инфляция. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными  колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмам и, что очень  важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам, инфляцией не является. Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от не инфляционных колебаний.

 

Таким образом, существуют различные  виды инфляции, которые отличаются друг от друга по темпам роста цен, по способам возникновения, степени  ожидаемости. Но, несмотря на это основной причиной возникновения инфляции является нарушение товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме переполнением сферы денежного обращения избыточной денежной массой.

В зависимости от причин возникновения рассматривают два  основных источника возникновения  инфляции: спрос и предложение.

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного  спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия  расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические  ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему  росту спроса и росту цен. Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.

2. Инфляция предложения  (издержек)

Инфляция предложения  означает рост цен, спровоцированный увеличением  издержек производства в условиях недоиспользования  производственных ресурсов. При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения. Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция. Следует отметить, что в этом случае не только растут цены, но и уменьшается равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене. Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек. Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь убытки, производство закрывается. При этом снижается предложение товаров, отсюда — рост уровня цен. Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.

1.3 Причины возникновения инфляционных процессов

Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным  валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд  ученых в российских академических  и вузовских кругах добавляют  к этому перечню (т.е. товарам и  национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент, как деньги.

Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке - это еще не инфляция. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70х гг. проявил себя не только в росте цен на нефть (в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги: в 1973 г. общий уровень цен в США поднялся на 7%, а в 1979 г. - на 9%.Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные. Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX - начала XX вв.) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.Итак, что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.

Информация о работе Инфляция и ее влияние на политическую стабильность общества