Государственные корпорации: основные направления и тенденции развития в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов.
Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС. 4
1.1 Понятие, признаки и виды корпораций. 4
1.2 Цели создания и функции государственных корпораций. 7
1.3 Правовой статус государственных корпораций. 12
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ. 17
2.1 Инновационные процессы в России. 17
2.2 Воздействия российских госкорпораций в инновационной сфере. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая по эт.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности Внешэкономбанк.

     Целью госкорпорации стало повышение конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой и консультационной деятельности.

     На  государственные и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, страхование экспортных кредитов, рефинансирование внешних долгов российских банков и российских компаний. Кроме того, ВЭБ осуществляет деятельность по реализации в РФ и за рубежом проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Также Внешэкономбанку поручено выполнять в 2009 г. функции агента правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса, а также иными организациями, отобранными в порядке, установленном правительством, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

     Российская  корпорация нанотехнологий «Роснано».

     Госкорпорация создана для реализации государственной  политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Для решения данной задачи госкорпорация должна выступать соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров – частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд. рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года.

     Фонд  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства.

     Целями  деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий  проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Функции, прописанные в законе, Фонд осуществляет безвозмездно. Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации.

     Государственная корпорация по строительству олимпийских  объектов и развитию города Сочи как  горноклиматического курорта «Олимпстрой»

     Целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта. После выполнения своих функций государственная корпорация должна быть ликвидирована.

     Государственная корпорация Российские технологии «Ростехнологии»

     Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения  поддержки на внутреннем и внешнем  рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, имеющих отношения к госкорпорации, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

     Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

     Управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую  часть атомной отрасли, так и  ядерный оружейный комплекс. Главной  функцией корпорации является обеспечение  национальной безопасности (ядерное  сдерживание), ядерной и радиационной безопасности. На государственную корпорацию возложена ответственность за развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

     Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом»  следущие задачи: обеспечение устойчивого  развития ядерного оружейного комплекса, наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны при повышении уровня безопасности работы отрасли и расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.

     Подробно  рассмотрев цели создания отдельных  государственных корпораций, необходимо отметить правовой статус государственных корпораций в российском законодательстве.

    1. Правовой  статус государственных  корпораций.

     Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она  появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Данная организационно-правовая форма была решением, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили - неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось.

     Следующим этапом в истории данной организационно-правовой формы стало создание Агентства  по страхованию вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и АСВ являлись соответственно кредитной и страховой организациями, поэтому подпадали под весьма жесткое регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.

     Наблюдаемый ныне всплеск активности по созданию государственных корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой, в совершенно новых сферах и условиях, а также в совершенно иных целях.

     В соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками; согласно п.3. той же статьи «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». ГК РФ перечисляет некоторые виды некоммерческих организаций, но никак не упоминает государственные корпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после выхода первой главы ГК).

     Закон об НКО определяет государственные  корпорации следующим образом: 

     Статья 7.1. Государственная корпорация

     1. Государственной корпорацией признается  не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

     Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

     Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

     В случаях и порядке, которые установлены  федеральным законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

     2. Государственная корпорация использует  имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

     Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества  в соответствии с законом, предусматривающим  создание государственной корпорации.

     3. Особенности правового положения  государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной  корпорации, цели ее деятельности, место  ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе  органы управления государственной  корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

     4. Положения настоящего Федерального  закона применяются к государственным  корпорациям, если иное не предусмотрено  настоящей статьей или законом,  предусматривающим создание государственной  корпорации.

     На  основании этой статьи можно выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.

     1) Ввиду расплывчатости формулировки  п.1 не существует никаких принципиальных  юридических ограничений на цели  и функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выполнять функции исполнительной власти как таковой (это противоречило бы ст.110 Конституции РФ), но может принимать на себя всевозможные частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.

     2) Имущество и денежные средства, переданные государственной корпорации  ее учредителем – государством  – перестают быть объектом  государственной собственности.  То есть, государство не имеет  ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия и автономного учреждения), ни обязательственных прав в отношении самой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства).

     3) Отсутствуют общие механизмы  организации, правового регулирования  государственных корпораций и  влияния учредителя на деятельность  государственной корпорации. В отношении  каждой их них эти вопросы  регулируются отдельным законом.  Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и тем самым государственные корпорации фактически выводятся за пределы регулярного правового поля.

     4) Минимальные требования в отношении  контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне – требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации» (ст.7, п. 2). В частности, закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

     Вопрос  о контроле за деятельностью государственных  корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением целей государственной корпорации со стороны учредителя, сведены в таблицу 1.

Информация о работе Государственные корпорации: основные направления и тенденции развития в современной России