Государственные корпорации: основные направления и тенденции развития в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов.
Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС. 4
1.1 Понятие, признаки и виды корпораций. 4
1.2 Цели создания и функции государственных корпораций. 7
1.3 Правовой статус государственных корпораций. 12
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ. 17
2.1 Инновационные процессы в России. 17
2.2 Воздействия российских госкорпораций в инновационной сфере. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая по эт.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Анализ  полномочий в сопоставлении с целями позволяет сделать следующие выводы.

     1) В большинстве законов о создании  этих государственных корпораций  либо полностью отсутствуют критерии  оценки степени достижения их  законодательно установленных целей  (случай Ростехнологий, Роснанотеха  и АСВ), либо критерии оказываются существенно уже заявленных целей и не позволяют контролировать степень их достижения (случай Росатома и Внешэкономбанка). Единственным исключением можно считать Олимпстрой, но это, по-видимому, объясняется конкретностью и узкой направленностью его деятельности – строительством олимпийского комплекса г. Сочи, что позволяет сформулировать четкий критерий, а именно – ход строительства и выполнение планов строительства.

     2) Законы не предусматривают для  большинства государственных корпораций процедур средне- и долгосрочного планирования, за исключением Росатома. В последнем случае не определены ограничения на пересмотр показателей программы и частоту их пересмотра.

     3) В законах не прописаны возможные  санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных случаях по инициативе учредителя.

     Рассмотрев  основополагающие понятия, признаки и  виды корпораций, цели создания госкорпораций  и их правовой статус, перейдём к рассмотрению инновационных процессов в России, и какова роль госкорпораций в инновациях.

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСКОРПОРАЦИЙ  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ В ИННОВАЦИОННОЙ  СФЕРЕ.

2.1 Инновационные процессы  в России.

     Значение  инноваций в развитии экономики  страны сложно переоценить. Инновация - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Она является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека. Благодаря внедрению инноваций страна способна полноценно развиваться и преодолевать различные вызовы времени. Высокий уровень инновационного развития экономики обеспечивает наличие конкурентных преимуществ у страны и, соответственно, ее способность на опережающее развитие. Основой осуществления инноваций являются наука и технологии.

     Для целей статистического учета  Росстат считает под инновационными товарами, работами, услугами те, которые  подверглись в течение последних  трех лет разного рода технологическим  изменениям. По уровню новизны выделяются два вида инновационных товаров, работ, услуг – вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию. А инновационной считается деятельность, связанная с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в совокупности они приводят к инновациям.

     Практически по всем показателям инновационности экономики и развития науки Россия в разы отстает не только от Запада, но и от СССР.

     В целом инновационная составляющая в ВВП России занимает лишь 5-5,5%, тогда  как в развитых странах эта  цифра достигает 30%.

     Если в СССР доля инновационно активных предприятий составляла около 50% (а по некоторым оценкам – 68%), то сегодня в России она не превышает 9,4%.

     Удельный  вес инновационных товаров в  общем объеме отгруженных товаров  в производстве остается на низком уровне и в последнее время даже снизился до 4,6%. А в сфере связи падение произошло с 17,3% в 2000 году до 2,4% в 2009 г.

     Структурная картина инновационной активности показывает, что даже в таких технологически передовых отраслях, как производство машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств доля инновационно активных предприятий ниже, чем в производстве кокса и нефтепродуктов (32,7%), хотя и выше, чем в среднем по экономике.

     Доля  инновационной продукции, работ  и услуг в выпуске машин и оборудования даже ниже, чем в химическом производстве (ниже 11,4%). Относительно лучше смотрится только продукция производства транспортных средств и оборудования (16,2%).

     Удельный  вес затрат на технологические инновации  в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг находится на уровне 1,2-1,9%, что в целом соответствует уровню европейских стран. Правда, не потому, что инноваций достаточно, а по другой причине: низкая стоимость не слишком высокотехнологичной продукции.

     Структура затрат по источникам финансирования инноваций выглядит следующим образом: львиная доля приходится на собственные средства организации (74%). Доля бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов же за последние 5 лет сократилась с 5,2% до 3,4%.

     Меры, которые должно принять государство для повышения инновационной активности:

     1)повышение качества высшего образования ;

     2) рост финансирования НИОКР ;

     3) налоговые стимулы;

     4) усовершенствование законодательства;

     5) инвестиции в инфраструктуру.

     Рассмотрев  инновационные процессы в России, перейдём к изучению влияния госкорпораций на инновационную сферу.

2.2 Воздействия российских  госкорпораций в  инновационной сфере.

     В последнее время в России очень  часто уповали на государственные  корпорации как на институты инновационного развития. Справились ли они с этой важной задачей, учитывая те миллиарды, которые были выделены в последние годы?

     На  заседании Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, Президенту доложили, что  общая доля 22 госкомпаний в расходах на внебюджетные НИОКР 22%, а в уровне патентной активности – 4% даже российской. То есть в целом даже в экономике более высокая патентная активность на 1 рубль затраченных средств на НИОКР.

     Как заявил Президент, практически ни в  одной госкомпании нет руководителей, специально отвечающих за инновационную тематику. Среди тех компаний, в которых была очень незначительные расходы на НИОКР, были названы «Роснефть», МРСК, «Совкомфлот», «Аэрофлот».

     В 2010 году наши 22 компании патентов получили около 1000 шт. Для сведения: одна лишь IBM запатентовала пять тысяч изобретений в 2010 году, Microsoft – более трёх тысяч, Siemens – 873. То есть 22 крупнейшие компании у нас патентуют меньше, чем одна крупная компания, зарубежный аналог.

     В 2009 году государство потратило на финансирование различных инновационных проектов около 38 млрд. долл. Из них треть - прямые инвестиции в исследования и разработки; 2/3 - инновационные затраты госкомпаний, что в 2 раза больше, чем в США (порядка 17,6 млрд. долл.). Однако эффективность вложений России в инновации по сравнению с США - 1 к 112. (официально Россия отчиталась о 50 запущенных проектах, США – о 2795). 

     На  последнем заседании Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России Дмитрий Медведев заявил, что госкорпорации должны кардинально повысить расходы на НИОКР. Заседание посвящено проблеме внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в крупных компаниях с государственным участием.

     В начале 2010 года Президент поручил крупным госкорпорациям и Правительству разработать программы инновационного развития и предусмотреть значительное расширение расходов на НИОКР. Срок выполнения поручения главы государства истёк в конце прошлого года. По оценке Минэкономразвития, работа выполнена лишь на 40 процентов, только одна треть компаний готова к утверждению программ инновационного развития.

     Были  сделаны следующие выводы, что  имеется достаточное количество инвестиций и денежные средства на их осуществление, но при этом уровень инноваций в стране остается на низком уровне. Высокотехнологичной продукции, которая способна конкурировать на мировых рынках, очень мало.

     Дмитрий Медведев подверг критике ведомства  и госкомпании за неисполнение поручений  Президента в сфере инновационной  политики. Основная причина, по оценке Дмитрия Медведева, в том, что  руководство госкорпораций и  профильные министерства до сих пор  не воспринимают эту задачу как приоритетную. Еще одной проблемой глава государства считает отсутствие в госкомпаниях руководителей высшего звена, специально отвечающих за инновационную сферу.

     Государственные компании в силу своего места в  нашей экономике, в силу объемов нашей экономики должны сыграть роль катализатора, увеличивая вложения в НИОКР, разработку, внедрение высоких технологий и соответствующей продукции.

     Глава государства поручил Администрации  Президента и Правительству подготовить  предложения о персональной ответственности глав крупных компаний с государственным участием, где не уделяют внимание инновациям. Кроме того, в течение ближайших месяцев госкорпорации должны доработать и утвердить свои программы инновационного развития.

     Были  сделаны выводы о том, что корпорации должны кардинально повысить расходы на НИОКР, при этом необходимо соединение с научными исследовательскими центрами, и тогда количество неэффективно потраченных денег будет существенно меньше. В свою очередь, сотрудничество с корпорациями позволит нашим исследователям приобрести современное оборудование, совершенствовать методики и экспериментальную базу.

     В Арзамасе существует научно-производственное предприятие «Темп-Авиа», где разрабатывают гироскопические приборы и устройства для летательных аппаратов всех типов. Предприятие ежегодно инвестирует более 170 миллионов рублей в разработку и внедрение современных технологий, из которых 38 миллионов рублей приходится на НИОКР. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По  итогам моего исследования по данной теме были сделаны следующие выводы.

     Корпорация  это коллективное образование, основанное на объединенных капиталах и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность.

     В практике существует четыре признака описывающих корпорацию. Исходя из определения и признаков выделились два вида корпораций: 1)некоммерческие, главной целью которых не является получение прибыли; 2) коммерчески, главная цель которых получение прибыли.

     Государственные корпорации относятся к некоммерческим типам организации. Главной целью создания госкорпораций является осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, а так же усиление роли государства в секторе экономики.

     Благодаря этому отметила правовую основу госкорпораций, закрепленную в российском законодательстве, в результате поправки в федеральный закон «О некоммерческих организациях».

     А так же провела исследования в  области инноваций, и каким образом  госкорпорации оказывают влияние  на эту сферу. Благодаря внедрению  инноваций страна способна полноценно развиваться и преодолевать различные вызовы времени, но пока что госкорпорации оказывают незначительно влияние на инновационные процессы в России. Это объясняется не совершенствованием государственной политики и экономики.

     На  основе сделанного анализа можно  сделать выводы, что  удалось достичь поставленных целей и задач.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданское право. Учебник. Т.3. Изд. 6-е. М.: «Проспект», 2008. – 210с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Изд. М.: «Гросс-Медиа», 2009.- 445 с.
  3. Агапова, Т.А. Макроэкономика. Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2005. – 464 с.
  4. Бандурин, А.В. Деятельность корпораций. - М., 1999. – 600 с.
  5. Гнатко, В.С. Корпоративное управление на пороге XXI века. –Ярославль: ИЦ ООО «Электро-Сервис», 2002. – С.13-14.
  6. Автономов, В.С. Государственные и частные предприятия. Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий / В.С. Автономов, Т.П. Субботина – С.-Пб.: Экономическая школа, 1999. – №29 – стр.56-61.
  7. Волков, В. Госкорпорации: институциональный эксперимент. Pro et Contro. – М., 2008. – сентябрь-декабрь. – стр.75-88.
  8. Государственная корпорация - Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Госкорпорация/ свободный – Загл. с экрана.
  9. Корпорация – Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корпорация свободный. - Загл. с экрана.

Информация о работе Государственные корпорации: основные направления и тенденции развития в современной России