Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
С другой стороны, проблема использования льготного налогового режима (офшорных зон) для легального ухода от налогообложения стала актуальной для нашей страны с переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Зарубежные государства столкнулись с этой проблемой значительно раньше. Если транснациональные корпорации проводят такую политику, то при совершении внешнеэкономических сделок между юридическими лицами, подконтрольными этим корпорациям, используются так называемые трансфертные цены. В связи с этим законодательство, предоставляющее налоговым органам право корректировать в определенных случаях для исчисления налогов цены, применяемые налогоплательщиками, называют законодательством о трансфертном ценообразовании.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность. Объектом настоящего исследования является ценообразование. Субъектом – государственное регулирование ценообразования.
Введение.............................................................................................................. 2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................ 4
1.1. Сущность государственного регулирования цен................................... 4
1.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка 4
1.2.1. Механизм установления верхнего предела цены......................... 4
1.3. Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка.............. 6
1.3.1. Механизм установления нижнего предела цены.......................... 6
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен..................... 7
1.5. Регулирование цен на продукцию монополиста.................................. 10
1.5.1. Установление предельных цен.................................................... 10
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов.......... 11
1.6.1. Цены Рамсея................................................................................. 13
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе....................................... 15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................... 19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт 19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий 23
2.2.1. Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен..... 24
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................................................... 26
3.1. Две концепции — две практики регулирования цен методом нормирования прибыли......................................................................................................... 26
3.2. Тарифное регулирование естественных монополий............................ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 40
Интерес представляет
подход к этой проблеме, применяемый
в Польше. Согласно ему, если устранить
препятствия для конкуренции
на рынке достаточно быстро не удается,
то надо применять меры государственного
регулирования. Например, когда тарифы
на услуги телефонной связи резко
возросли, Антимонопольное управление
запретило их дальнейшее повышение
вплоть до изменения структуры полных
издержек в соответствии с европейскими
стандартами. Этот опыт весьма полезно
учесть российским энергетическим комиссиям,
регулирующим тарифы на электроэнергию.
Американскими экспертами
регулирующим органам рекомендуется
контролировать не сами затраты и
доходы монополиста, а удовлетворение
потребностей на регулируемом рынке. Суть
данного подхода сводится к следующему:
если развивается дефицит и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе
рассмотрены основные механизмы
государственного регулирования рыночных
цен. Приводимый теоретический материал
мы старались иллюстрировать графическим
материалом.
Экономикой правят
два типа законов: законы спроса и
предложения и законы, устанавливаемые
правительством. В этой работе мы приступили
к рассмотрению взаимодействия этих
законов. Контроль за уровнем цен
— общая черта различных
«Потолок» цены —
законодательно утвержденное максимальное
значение цены товара или услуги. Пример
— контроль за уровнем ренты. Если
верхний предел цены ниже равновесной
цены, объем спроса превышает объем
предложения, возникает дефицит. Продавцы
должны некоторым образом распределять
товары или услуги среди покупателей,
продавцы выбирают покупателей.
«Пол» цены — законодательно
утвержденный минимум цены товара или
услуги. Пример — минимальный размер
оплаты труда. Если нижний предел цены
находится выше равновесной цены,
объем предложения превышает
объем спроса. Следствие избыточного
предложения — необходимость
распределения покупательского
спроса на товары и услуги, покупатели
выбирают продавцов.
В случае естественной
монополии, высокие постоянные и
низкие предельные затраты не позволяют
произвести ценообразование по предельным
затратам, что приводит к их убыточности.
Есть несколько способов регулирования
цен на продукцию естественного
монополиста, которые мы рассмотрели
выше. Первый способ – это установление
такой цены, при которой экономическая
прибыль монополии равна нулю.
По правилу Рамсея
необходимо сокращать объемы выпуска
всех продуктов в одинаковой пропорции
до тех пор, пока общая выручка
не сравняется с общими затратами. Сущность
ценообразования при пиковом
спросе заключается в установлении
цен в зависимости от величины
β (затрат, например, на электроэнергию).
Реструктуризация
естественных монополий очень перспективна
для России. Ценовой произвол естественных
монополистов здесь приводит к усилению
регионализации национального и
локализации местных рынков. Это
усугубляется неразвитостью рыночной
инфраструктуры, отсутствием или
слабостью систем информации. Но главное
-государственное
Надо отметить, что
у регулирующих органов практически
во всех странах не хватает ни времени,
ни квалифицированного персонала, ни информации.
В большинстве случаев проверки
финансовых отчетов и бухгалтерских
документов субъектов естественных
монополий случайны, поверхностны и
растянуты во времени. Свои заключения
контрольные органы строят в основном
на основе данных, предоставляемых
самими проверяемыми предприятиями. Эффективность
подобного регулирования
Из-за бюрократической
волокиты между сроком принятия регулирующего
решения и моментом проведения его
в жизнь проходит достаточно большой
промежуток времени, что становится
тормозом развития этих отраслей. Так,
в России сроки реализации постановлений
правительства Российской Федерации
по регулированию цен на продукцию
естественных монополий почти всегда
были невыполнимыми. Да и сам процесс
регулирования порождает
Следовательно, с
точки зрения долгосрочной стратегии
нужны более эффективные меры
по принуждению монополистов к цивили-^
зеванному поведению, чем административное
регулирование цен и тарифов.
Альтернативный способ воздействия
на естественных монополистов - дерегулирование
и стимулирование конкуренции.
Надо отметить, что
указ президента предусматривает не
только кратко- и среднесрочные меры
по проведению структрурной реформы
естественных монополий, но и долгосрочные,
в частности, реструктуризацию РАО
"ЕЭС России". Предполагается существенно
расширить федеральный оптовый рынок
электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ) за
счет увеличения числа вырабатывающих
электроэнергию предприятий с 30 до 51, что
должно запустить конкурентные механизмы
и способствовать снижению энерготарифов.
Впрочем, все это не ново. Гораздо менее
исследованным представляется вопрос,
что нужно (и нужно ли?) сделать по реструктуризации
МПС и РАО "Газпром".
Из зарубежного
опыта известно, что субъект естественной
монополии может сталкиваться с
конкуренцией со стороны предприятий,
использующих при производстве такой
же или аналогичной продукции
принципиально иную технику или
технологию. Например, современные
нововведения открыли для многих
предприятий возможность
Идентичная ситуация
может возникнуть при транспортировке
нефти и газа, железнодорожных
перевозках. Поэтому при решении
вопроса об отмене тарифного регулирования
очень важно, чтобы и поставщики,
и их клиенты имели реальный доступ
к альтернативным и конкурентным
источникам предложения или спроса.
По нашему мнению, российским субъектам
естественной монополии следует
предоставить право обращаться в
правительство РФ с предложениями
об отмене регулирования цен и
тарифов на свою продукцию во всех
случаях проявления серьезной конкуренции.
Поощряемая государством
конкуренция внутри предприятий
железнодорожного транспорта, раздел
собственности или управления эксплуатацией
железнодорожных путей и
Разграничение владения
и эксплуатации железнодорожных
путей и поездов можно в
порядке эксперимента провести на одной
из железных дорог страны. Отделение
предприятий-пользователей же
Административно-правовые
формы подобного разделения хозяйствующих
субъектов на различных этапах -
предмет юридических
Выделение из общей
"связки" мощностей тех предприятий,
которые предоставляют
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Томпсон.
Экономика фирм. М.: «Финансы и
кредит». – 1998.
2. Анохин Н.
А. Предпринимательское право.
– М. – 1999.
3. Борисов
Основы экономических знаний - М.
- 1997.
4. Д.Н. Хайман.
Современная микроэкономика. / Под.
ред. д-ра э. н. С. В.
5. Валдайцева.
М.: «Финансы и статистика». –
1992.
6. Ганелес
О. Контроль цен налоговыми
органами. // Экономист. – 2000. - №10.
7. Журавлева
Г. Вводный курс но
8. Куликов
Л. Основы экономических
9. Макконнелл
К.. Брю С. Экономикс: принципы,
проблемы, политика- М : Дело 1992.
10.
Мельникова О.
11.
Микроэкономика./под.общей ред.
12.
Моргунов В. Нормирование
13.
Мэнкью Н. Грегори. Принципы
экономикс. – Спб.: Питер. –
1999.
14.
Никифиров А. Ценовое
15.
Нормативные материалы по регулированию
цен и тарифов // Закон. –
1996. - №10.
16.
Предпринимательское право / Под
ред. А. Г. Быкова. М., 1994.
17.
Предпринимательское право:
18.
С- П.: «Питер». – 1999.
19.
Сажина М., Чибриков Г. Основы
экономической теории -М.- 1996.
20. Х Вэриан. Микроэкономика. Шт. Мичиган. – 1999.