Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
С другой стороны, проблема использования льготного налогового режима (офшорных зон) для легального ухода от налогообложения стала актуальной для нашей страны с переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Зарубежные государства столкнулись с этой проблемой значительно раньше. Если транснациональные корпорации проводят такую политику, то при совершении внешнеэкономических сделок между юридическими лицами, подконтрольными этим корпорациям, используются так называемые трансфертные цены. В связи с этим законодательство, предоставляющее налоговым органам право корректировать в определенных случаях для исчисления налогов цены, применяемые налогоплательщиками, называют законодательством о трансфертном ценообразовании.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность. Объектом настоящего исследования является ценообразование. Субъектом – государственное регулирование ценообразования.
Введение.............................................................................................................. 2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................ 4
1.1. Сущность государственного регулирования цен................................... 4
1.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка 4
1.2.1. Механизм установления верхнего предела цены......................... 4
1.3. Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка.............. 6
1.3.1. Механизм установления нижнего предела цены.......................... 6
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен..................... 7
1.5. Регулирование цен на продукцию монополиста.................................. 10
1.5.1. Установление предельных цен.................................................... 10
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов.......... 11
1.6.1. Цены Рамсея................................................................................. 13
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе....................................... 15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................... 19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт 19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий 23
2.2.1. Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен..... 24
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................................................... 26
3.1. Две концепции — две практики регулирования цен методом нормирования прибыли......................................................................................................... 26
3.2. Тарифное регулирование естественных монополий............................ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 40
Сторонники "инвестиционной
составляющей" среди прочего ссылаются
на проблемы, связанные с высокой
инфляцией в 1990-е годы. Их логика
проста. Отрасль должна заменять изношенное
оборудование, а если ожидается повышение
спроса, то и расширяться. Амортизационных
отчислений и прибыли не хватает для финансирования
капиталовложений в нужных объемах. Получить
заемные средства на рынке капитала невозможно
(точнее, нет желания платить за них высокую
цену). Следовательно, в расчет регулируемых
цен помимо себестоимости и прибыли, предназначенной
для выплаты налогов и содержания социальной
сферы предприятий, необходимо включать
также сумму средств, недостающих для
финансирования капиталовложений в требуемом
объеме.
Еще дальше в этом
направлении идут те, кто требует
отнесения инвестиционных средств
на себестоимость продукции. Вот
характерное высказывание: "Форма
сбора инвестиций в электроэнергетику
зависит от выбора стратегии развития
страны. Если электроэнергетику рас
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Две концепции
— две практики регулирования
цен методом нормирования
За рубежом в
регулируемых отраслях широко используется
метод нормирования рентабельности
по отношению к использованному
капиталу. Суть метода заключается
в том, что прибыльность компании
должна быть достаточной, чтобы обеспечивать
ее инвесторам тот уровень отдачи
на вложенный капитал, какого они
могли бы достичь, инвестируя капитал
в другие направления со сравнимым
риском.
В России такой метод
пока не применяется, прибыль планируется
исходя из "потребности" регулируемых
компаний в средствах и политически
приемлемого повышения цен. Следовательно,
норма прибыли устанавливается
не из соображений удержания или
привлечения инвесторов. Но на основе
регулирования цен (ив результате отсутствия
конкуренции в соответствующих
отраслях) у компаний при необходимости
создаются повышенные внутренние источники
накопления. Например, в тарифы атомных
электростанций включаются так называемые
целевые инвестиционные средства, предназначенные
на поддержание безопасности и развитие
атомной электроэнергетики. Абонентская
плата за электроэнергию, взимаемая
РАО "ЕЭС России", в большей
своей части предназначается
для образования инвестиционных
средств. На нефтепроводном транспорте
появился дополнительный инвестиционный
тариф, используемый на финансирование
строительства Балтийской трубопроводной
системы. Из высказываний высших менеджеров
естественных монополий становится
вполне ясным, что в каждой из них
желательно расширение практики применения
"инвестиционной составляющей" в
регулируемых ценах и тарифах.[15,29]
Эта российская особенность
регулирования цен и
Как видно из данных
таблицы, в 1999 г. связь - единственная отрасль,
в которой среди источников финансирования
капиталовложений используется эмиссия
акций (0,3%). Она характеризуется
Таким образом, связь
как отрасль в наибольшей степени
ориентирована на внешние рыночные
источники финансирования капиталовложений,
поскольку больше других отраслей естественных
монополий подчинена стимулам рынка.
Объясняется это тем, что часть
ее тарифов не регулируется, а те,
которые регулируются, привлекают меньше
внимания правительства и населения,
поскольку услуги связи занимают
относительно скромное место в расходах
большинства потребителей.[12,
В газовой промышленности
в 1999 г. доля прибыли в источниках
финансирования капиталовложений составила
всего лишь 0,6%, что существенно
меньше, чем в электроэнергетике,
на железнодорожном и
В 2000 г. на первый взгляд
ситуация в анализируемых отраслях
заметно изменилась по сравнению
с 1999 г. В среднем по пяти отраслям
доля собственных средств в
Объем привлеченных
средств увеличился из-за резкого
роста прочих источников. В 2000 г. прочие
привлеченные средства составили (в
среднем по пяти отраслям) 41,7% всех источников
финансирования инвестиций в основные
фонды (против 7,1% в 1999 г.). Особенно велики
объемы прочих источников в газовой
промышленности и на железнодорожном
транспорте. В последней отрасли
огромные средства централизуются в
фонде министерства, а затем направляются
на конкретные предприятия для приобретения
и создания основных фондов. Предприятия
показывают эти источники в статистической
отчетности как "прочие". Нечто
подобное происходит, по-видимому, и
в системе ОАО "Газпром", который
значительную часть основных фондов
перевел на баланс головной организации
и предоставляет их в аренду дочерним
и зависимым организациям. Как
видим, изменившаяся в 2000 г. структура
источников финансирования инвестиций
в основные фонды свидетельствует
главным образом о развитии процессов
централизации и
Таблица 3.1
Источники финансирования
инвестиций в основной капитал по
крупным и средним предприятиям
отраслей естественных монополий в
России в 1999—2000 гг.
электроэнергетике
финансовая политика предприятий становится
все более рыночно
На основе анализа
приведенных выше данных, экспертных
оценок и сведений о выпуске корпоративных
облигаций крупнейшими
Структура источников
финансирования капиталовложений естественных
монополий в России мало чем отличается
от структуры, присущей нерегулируемому
сектору экономики. Это можно
объяснить особенностями
Следует отметить, что
политика регулирования цен на продукцию
естественных монополий косвенно препятствует
формированию рынка капитала в России.
Такое воздействие нельзя упускать
из виду, поскольку инвестиции естественных
монополий составляют значительную
часть (около 30%) всех инвестиций в экономику
России.
Нужно ли доказывать,
что применяемый ныне порядок
финансирования капиталовложений не заинтересовывает
в эффективном их использовании.
"Целевые инвестиционные средства"
(как и бюджетные ассигнования)
ничего не стоят предприятию в
отличие от других источников финансирования
капиталовложений. Неудивительно, что
история естественных монополий
в России - это череда примеров неэффективности
их капиталовложений.
Далеко нецелевое
использование "целевых инвестиционных
средств" долгое время демонстрировал
Единый фонд стабилизации и развития
ОАО "Газпром", просуществовавший
до 1997 г. По данным Счетной палаты РФ,
в 1995 г. расходы из этого фонда
на финансирование капитальных вложений
составили около 70% всех его расходов,
а в 1996 г. - уже менее 30% (остальное
- расходы на пополнение оборотных
средств, подготовку кадров, выставки,
командировочные расходы и т.п.
Бесплатность инвестиций
порождает распыление средств по
многим стройкам, долгострой, в энергетике
строительство дорогих новых
станций вместо более дешевой
реконструкции действующих, использование
услуг посредников, бартерных операций.
Все это приводит к удорожанию
единицы производственной мощности.
Например, по данным Института энергетических
исследований РАН, в электроэнергетике
в 1986-1990 гг. на 1 кВт введенной мощности
было затрачено в среднем 750 долл.,
а в 1991-1995 гг. - уже 1750 долл.
Финансирование
3.2. Тарифное регулирование
естественных монополий
Никакое, даже самое
совершенное ценовое
В соответствии с
указом президента от 28.02 1995 г. № 221 "О
мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" для
наведения порядка созданы
Не забыты естественные
монополисты и в коммунальной
сфере. Так, наведение порядка в
локальных естественных монополиях
(коммунальных предприятиях) предполагает
внедрение энергосберегающих
Больше вопросов
возникает с ценовым