Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
С другой стороны, проблема использования льготного налогового режима (офшорных зон) для легального ухода от налогообложения стала актуальной для нашей страны с переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Зарубежные государства столкнулись с этой проблемой значительно раньше. Если транснациональные корпорации проводят такую политику, то при совершении внешнеэкономических сделок между юридическими лицами, подконтрольными этим корпорациям, используются так называемые трансфертные цены. В связи с этим законодательство, предоставляющее налоговым органам право корректировать в определенных случаях для исчисления налогов цены, применяемые налогоплательщиками, называют законодательством о трансфертном ценообразовании.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность. Объектом настоящего исследования является ценообразование. Субъектом – государственное регулирование ценообразования.
Введение.............................................................................................................. 2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................ 4
1.1. Сущность государственного регулирования цен................................... 4
1.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка 4
1.2.1. Механизм установления верхнего предела цены......................... 4
1.3. Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка.............. 6
1.3.1. Механизм установления нижнего предела цены.......................... 6
1.4. Оценка государственного регулирования рыночных цен..................... 7
1.5. Регулирование цен на продукцию монополиста.................................. 10
1.5.1. Установление предельных цен.................................................... 10
1.6. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов.......... 11
1.6.1. Цены Рамсея................................................................................. 13
1.6.2. Ценообразование при пиковом спросе....................................... 15
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................... 19
2.1. Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт 19
2.2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий 23
2.2.1. Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен..... 24
III. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................................................... 26
3.1. Две концепции — две практики регулирования цен методом нормирования прибыли......................................................................................................... 26
3.2. Тарифное регулирование естественных монополий............................ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 40
Решение налоговых
органов о доначислении налога и
пени может быть оспорено налогоплательщиком
в суде, который при рассмотрении
дела должен принять во внимание все
факторы, используя информацию, полученную
из любых источников.
Рассмотрим отличия
ст. 40 Налогового кодекса РФ от соответствующих
норм зарубежного законодательства.
Законодательство, позволяющее налоговым
органам корректировать в определенных
случаях цены сделок при их отклонении
от рыночных, возникло в США. Затем
подобные нормы были введены в
странах Европы. Впервые Организация
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) обобщила международный опыт
в этой области в своем отчете
в 1979 г. В 1995 г. она издала документ «Принципы
трансфертного ценообразования
для транснациональных
Основная область
регулирования законодательства о
трансфертном ценообразовании стран
ОЭСР - внешнеэкономические сделки,
совершаемые между
Зарубежное законодательство
о трансфертном ценообразовании
исходит из предположения, что при
любой сделке обе стороны ожидают
доход. Прибыль взаимозависимых
компаний может быть ниже обычной, если
экономический риск возлагается
в большей степени на головную
компанию (например, она реализует
конечную продукцию покупателям, не
входящим в группу, и несет риск
неоплаты продукции), но полное отсутствие
прибыли у каких-либо компаний группы
считается неприемлемым.[6,68]
При сделках между
взаимозависимыми лицами цены не должны
существенно отклоняться от рыночных.
В случае их существенного отклонения
налоговые органы имеют право
доначислить сумму налога (как
правило, налога на прибыль корпораций),
исходя из рыночных цен. Способы определения
этих цен те же, что предусмотрены
в ст. 40 первой части Налогового кодекса
РФ, т.е. на основе цены сделки с однородными
товарами в сопоставимых экономических
условиях. При невозможности применения
этого способа применяются метод цены
последующей реализации или затратный
метод. Также может применяться перераспределение
прибыли внутри группы взаимозависимых
компаний с использованием определенных
законодательством принципов.
Следует подчеркнуть,
что существует отличие между
изложением метода цены сделки с однородными
товарами в ст. 40 и в рекомендациях
ОЭСР. По российскому законодательству
требуется определить рыночную цену
на рынке однородных товаров, с которой
сравнивается цена исследуемой сделки.
При этом должны использоваться лишь
официальные источники
ОЭСР цена исследуемой
сделки сравнивается с ценой любой
конкретной сделки в отношении идентичного
товара между независимыми лицами при
сопоставимых условиях сделки.
В соответствии как
с западными нормами, так и
с российскими, если условия сопоставляемых
сделок (величина партии, качество товара
и т.п.) различаются и это оказывает
серьезное влияние на цену, то необходимо
произвести соответствующие корректировки.
Если такие корректировки не могут
быть произведены, то можно использовать
метод цены сделки с однородными
товарами вместе с другими методами
или использовать лишь эти другие
методы.
При применении метода
последующей перепродажи
При применении затратного
метода также важно правильное определение
суммы обычной для данной сферы
деятельности прибыли. Она определяется,
исходя из прибыли, получаемой данным
субъектом рынка, а если это невозможно,
то исходя из прибыли, получаемой другими
субъектами рынка. При этом следует
учитывать влияние различий в
характере деятельности этих субъектов
рынка. Например, прибыль компаний,
использующих собственные и арендованные
основные средства, не может быть одинаковой.
В соответствии с
рекомендациями ОЭСР при проведении
проверок налоговые органы прежде всего
анализируют методы ценообразования,
используемые самими налогоплательщиками,
проверяя правильность их применения.
Обычно налоговые органы должны доказать
несоответствие применяемых цен рыночным.
Налогоплательщик при этом стремится
доказать, что используемый им подход
к ценообразованию обеспечивает соответствие
применяемых цен рыночным с учетом необходимых
поправок. Для того, чтобы отстоять свою
позицию, налогоплательщик должен обладать
необходимыми документальными доказательствами.
В ряде государств применяется
такой инструмент, как предварительные
соглашения между налогоплательщиками
и налоговыми органами о механизме
ценообразования. В нашей стране
они законодательством не предусмотрены.
В таких соглашениях
Следует отметить, что
в Польше, Венгрии, Чехии в 90-е
гг. также появилось
Сотрудники отечественных
налоговых органов (в отличие, например,
от налоговых органов стран
Практика применения
законодательства о трансфертном ценообразовании
в России только начинает создаваться.
Так, руководство МНС РФ намеревалось
провести масштабную проверку трансфертных
цен, применяемых российскими
При практическом применении
ст. 40 налоговыми органами, и особенно
при возможных судебных разбирательствах
по искам налогоплательщиков, должны
быть уточнены такие понятия, как
«непродолжительный период времени»,
«официальные источники информации»
и т.д. С учетом этого в Налоговый
кодекс РФ целесообразно внести необходимые
изменения. Чем более четко будут
сформулированы правила, которыми должны
руководствоваться налоговые
2.2. Нормирование
прибыли при регулировании цен
естественных монополий
В пореформенной
истории России наступил момент, когда
для возобновления развития электроэнергетики,
железнодорожного транспорта, газового
комплекса, равно как и других
отраслей - естественных монополий, требуются
значительные капиталовложения. Планируются
мероприятия по реструктуризации и
реформированию естественных монополий
с целью повышения их инвестиционной
привлекательности. Однако для радикального
улучшения инвестиционной и финансовой
деятельности предприятий указанных
отраслей необходимо осовременить концепции
и методы регулирования цен на
продукцию естественных монополий.[12,28]
Вполне очевидно,
что совершенствование
В статье рассматриваются
две противоположные точки
2.2.1. Рыночный и
традиционный подходы к
Согласно рыночному
подходу к регулированию цен,
инвесторы будут вкладывать средства
в осуществление тех
В соответствии с
традиционным подходом регулируемые цены
должны предприятию приносить прибыль
("инвестиционную составляющую"),
достаточную для финансирования
всех капиталовложений или значительной
их части. Другими словами, считается,
что годовая прибыль должна создать
источник прироста капитала, обеспечивающий
необходимый его объем в данном
году, а не только покрыть годовую
стоимость пользования
Этот подход можно
обозначить как концепцию "необходимой
прибыли в распоряжении". Согласно
такому пониманию прибыли, она должна
быть достаточной, чтобы обеспечивать
необходимые на производственное
и социальное развитие средства, а
также отчисления в резервный
фонд и на уплату налогов. В последнее
время в данном перечне стали
значиться еще и дивиденды
по акциям. Заметим, что появление
дивидендов выглядит здесь как "смешение
жанров", поскольку в рассматриваемой
концепции нет места внешним
инвесторам. Кроме того, если в цены
наряду с инвестициями закладывать
дивиденды, равные дивидендам в нерегулируемых
отраслях экономики, то акционеры регулируемых
предприятий получат