Государственное регулирование здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования рынка труда, как в России, так и за рубежом. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- дать определение рынка труда;
- рассмотреть государственную политику в сфере регулирования рынка труда;
- привести зарубежный опыт регулирования рынка труда;
- изучить проблемы российского рынка труда;
- определить перспективы развития российского рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы рынка труда в народном хозяйстве………………………...4
Сущность рынка труда…………………………………………………………………...…4
Безработица: сущность, понятия и виды…………………………………………………..6
Зарубежный опыт в регулировании рынка труда…………………………………………9
Глава 2. Анализ проблем рынка труда в народном хозяйстве…………………………...….13
2.1. Нормативно – правовые акты, регулирующие рынок труда в народном хозяйстве….13
2.2. Органы государственного регулирования рынка труда и их функции………………..16
2.3. Анализ текущего состояния рынка труда в РФ……………………………………...…..19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………………………..22
3.1. Проблемы рынка труда в народном хозяйстве…………………………………..………22
3.2. Перспективы развития российского рынка труда…………………………………….....25
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая эк-ка народного хоз-ва.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

Из данных таблицы (см.Приложение 1) видно, что численность экономически активного населения в феврале 2012г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,9 млн.человек, или 93,5% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,8 млн.человек (6,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю февраля 2012г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 63,1%.(см. Приложение 2)

По данным обследования населения  по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю февраля 2012г., в общей численности безработных 2669 тыс. человек, или 55,3% составляли мужчины  и 2155 тыс.человек, или 44,7% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1876 тыс.человек, или 38,9% (см. Приложение 3).

Уровень безработицы в феврале 2012г. составил 6,5% (без исключения сезонного фактора).

 

____________________ 
1) Оценки данных с исключением сезонного фактора осуществлены с использованием программы "DEMETRA 2.2". При поступлении новых статистических данных динамика может быть уточнена.


Средняя продолжительность поиска работы безработными в феврале 2012г. составила у женщин 8,3 месяца, у мужчин - 7,9 месяца.

Безработица в значительной степени  является застойной.

Из 1,9 млн. безработных сельских жителей 40,1% находились в ситуации застойной  безработицы (искали работу 12 месяцев  и более), из 2,9 млн. безработных городских  жителей - 31,4%.(см. Приложение 4)

Как видно из таблицы (см. Приложение 5) численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения. К концу февраля 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,3 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,2 млн.человек получали пособие по безработице.

В феврале 2012г. получили статус безработного 235,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 10,5 тыс.человек, или на 9,9% меньше, чем в феврале 2011г., и составили 96,0 тыс.человек.16

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования рынка труда.

3.1. Проблемы рынка  труда в народном хозяйстве.

 

Рынок труда в России и сложившаяся  на нем ситуация -одна из наиболее сложных и запутанных проблем современного рынка производства. Основную роль в этом играет человеческий фактор, который плохо поддается прогнозированию. Конец фор

Современная ситуация в России характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией  мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности  развития рынка труда в России:

1. Рост безработицы. В соответствии  с методологией оценки безработицы  в Федеральном законе « О  занятости населения в Российской  Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 6,5%.

Следует учесть и тот факт, что  среди высвобождаемых работников  по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников  высших учебных заведений.

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики. В общей численности принятых в феврале 2012г. работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 6,0%, в том числе в организациях, осуществляющих лесозаготовки - 17,0%, финансовой деятельности - 8,9%.

В феврале 2012г. в организациях обследованных  видов экономической деятельности 4,3 тыс.человек выполняли работы временного характера и общественные работы в связи с финансированием  мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда (в январе 2012г. - 3,6 тыс.человек), в том числе 2,0 тыс.человек работали на условиях внутреннего совместительства (в январе 2012г. - 1,8 тыс.человек).

По сведениям обследованных  организаций, на конец февраля 2012г. численность работников, которых  требуется принять на вакантные рабочие места, составила 1,8% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 1,2% - в организациях строительства до 3,5% - в организациях, осуществляющих лесозаготовки.

3. Неполная занятость. В феврале 2012г. 1,1% списочной численности работников обследуемых организаций работали неполное рабочее время (в январе 2012г. - 1,0%). Доля работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в феврале 2012г. составила 0,6% списочной численности работников (в январе 2012г. - 0,7%). В феврале 2012г. доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника составила 3,7% списочной численности работников (в январе 2012г. - 3,4%).17

4. Глубокая территориальная дифференциация  занятости. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо -Кавказском федеральном округе.18

5. Низкий уровень пособий по  безработице также выступает  отличительной чертой российского  рынка труда.

6.Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

Ставя вопрос об оптимальных моделях государственного регулирования сферы занятости, следует обратиться к опыту развитых стран мира. В целом, активность государства в этой области там воспринимается позитивно. Государственное регулирование, по мнению Международной организации труда, объективно способствует большей занятости населения и стабильности рабочих мест, так как обеспечивает психологическую уверенность работника в гарантированном трудоустройстве (на Западе понятие «достойный труд» неотъемлемо от понятия «защита труда»). Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, к примеру, являются странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, иными словами, эти страны лучше всего защищают своего работника. Такая позиция большинства западных стран объясняется необходимостью защитить работника от последствий глобализации, среди которых стоит выделить перетекание рабочих мест из одной страны в другую в связи с перемещением потоков иностранных инвестиций, а также постоянный страх увольнения вследствие растущей конкуренции.  
             Что касается принципов работы российской службы занятости, то в теории они соответствуют международным стандартам. Так, согласно закону «О занятости населения в РФ», «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12 п.1), а «служба занятости обязана... информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (ст.26 п.1). Однако фактически сложилось так, что в России на службу занятости привыкли надеяться только неквалифицированные кадры.  
              Вопросы профессиональной подготовки в западных странах также находится под контролем государства. Несомненно, бизнес заинтересован в подготовке кадров, однако на Западе к этому вопросу относятся очень щепетильно, так как осознают опасность подчинения образовательных программ актуальным потребностям рынка. В России же политика часто формируется в контексте сложившейся ситуации, без элемента стратегического.  
              Существующая сеть обучения и переподготовки кадров ориентирована, главным образом, на популярные профессии, а не на долгосрочные потребности рынка рабочей силы. Наконец, у государственной службы занятости все еще нет собственных квалифицированных кадров для учебно-курсовой сети, опытных инструкторов и преподавателей. При этом из-за недоверия населения к пресловутой службе занятости доступ к полной и достоверной информации фактически потерян, так как туда в полном объеме не поступают просьбы от лиц, потерявших работу.  
               Еще один немаловажный момент: активизация государственного регулирования рынка труда на Западе всегда однозначно связана со значительным увеличением бюджетных инвестиций в данную сферу. В России же вкладывать средства собираются «осторожно».  
              Рынок труда необходимо рассматривать без отрыва от остальных сфер жизни общества. В частности, современный демографический кризис в России, равно как и проблемы миграционной политики, непосредственно влияют на состояние сферы занятости. 

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

3.2. Перспективы развития российского рынка труда.

Перспективы развития российского  рынка труда до 2020 г., изложены в  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»19, разработанной Минэкономразвития России.

По мнению специалистов указанного Министерства, развитие рынка труда  в долгосрочной перспективе будет  формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения  на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007-2020 гг. более чем на 10 %. Серьезное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

Одновременно, высокие темпы роста  экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад  в развитие данной тенденции вносит также высокий уровень квалификации российских работников.

Целью государственной политики в  области развития рынка труда  в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.

Достижение поставленных целей  будет осуществляться посредством  решения следующих задач.

Первая - повышение гибкости рынка  труда и стимулирования легальной  трудовой деятельности:

- поиск и внедрение инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций;

- стимулирование активного использования  современных форм занятости, не  требующих постоянного присутствия  на рабочем месте;

- предоставление более широких  возможностей для трудоустройства  молодежи, внедрение практики стажировок молодых специалистов;

- эффективное использование трудового  потенциала пожилых людей, желающих  продолжить трудовую деятельность;

- стимулирование занятости женщин, имеющих детей, в том числе  на основе использования гибких  форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

- создание условий для интеграции  в трудовую деятельность лиц  с ограниченными возможностями  и инвалидов;

Вторая - развитие инфраструктуры рынка  труда, обеспечивающей рост занятости  и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов:

- повышение эффективности работы  органов службы занятости населения.  Инновационная экономика предъявляет  новые требования к работе  государственной службы занятости: во-первых, помощь безработным в поиске рабочего места должна строиться на основе новых информационных возможностей, которые возникнут у службы занятости в связи с формированием и поддержкой единой общероссийской информационной базы данных о работниках и рабочих местах; во-вторых, вопросы трудоустройства должны решаться органами государственной службы занятости при более активном взаимодействии с негосударственными службами занятости; в-третьих, все большее значение будут иметь активные программы на рынке труда, включая программы профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе осуществляемые во взаимодействии с негосударственными организациями;

- создание конкурентного рынка  оказания услуг безработным гражданам  и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

- развитие информационных ресурсов  в сфере занятости населения,  в том числе обеспечивающих  прямой доступ пользователей;

- повышение эффективности использования  трудовых ресурсов в бюджетной сфере.

- усиление значения программ  профессиональной подготовки и  переподготовки, осуществляемых образовательными  учреждениями, отбираемыми на конкурсной  основе, негосударственными организациями.

Третья - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры:

- разработка и реализация мер  по улучшению условий и охраны  труда;

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения