Государственное регулирование здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования рынка труда, как в России, так и за рубежом. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- дать определение рынка труда;
- рассмотреть государственную политику в сфере регулирования рынка труда;
- привести зарубежный опыт регулирования рынка труда;
- изучить проблемы российского рынка труда;
- определить перспективы развития российского рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы рынка труда в народном хозяйстве………………………...4
Сущность рынка труда…………………………………………………………………...…4
Безработица: сущность, понятия и виды…………………………………………………..6
Зарубежный опыт в регулировании рынка труда…………………………………………9
Глава 2. Анализ проблем рынка труда в народном хозяйстве…………………………...….13
2.1. Нормативно – правовые акты, регулирующие рынок труда в народном хозяйстве….13
2.2. Органы государственного регулирования рынка труда и их функции………………..16
2.3. Анализ текущего состояния рынка труда в РФ……………………………………...…..19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………………………..22
3.1. Проблемы рынка труда в народном хозяйстве…………………………………..………22
3.2. Перспективы развития российского рынка труда…………………………………….....25
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая эк-ка народного хоз-ва.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

- нормативными правовыми актами  органов местного самоуправления. 
            Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3.Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса РФ):

- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 Трудового кодекса РФ). Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях;

- соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (статья 45 Трудового кодекса РФ);  
- локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.                      

            Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (статья 8 Трудового кодекса РФ).

     Кроме того, следует учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 10 Трудового кодекса РФ, часть 4 статьи 15 Конституции РФ). В соответствии со статьей 10 Трудового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.13  

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе, и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации. Трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений и во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

2.2. Органы государственного регулирования рынка труда и их функции.

 

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ (Минздравсоцразвития  России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

К функциям данного министерства относят: вопросы по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и  защиты прав потребителей, включая  вопросы организации медицинской  профилактики, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), социальное обслуживание населения, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.14

            Министерство осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении федеральных  служб и агентств.

Федеральная служба по труду и занятости  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

 Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет следующие  полномочия:

1. осуществляет государственный  надзор и контроль  за соблюдением:

1.1. работодателями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

1.2. установленного порядка  расследования и учета несчастных  случаев на производстве;

2. осуществляет надзор  за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной  власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия  занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

3.  регистрирует в  уведомительном порядке:

3.1. отраслевые (межотраслевые)  соглашения, заключенные на федеральном  уровне социального партнерства;

3.2. коллективные трудовые  споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства;

4. осуществляет:

4.1. рассмотрение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации дел об административных  правонарушениях;

4.2. информирование и  консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4.3. обобщение практики  применения и анализ причин  нарушений трудового законодательства  и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

4.4. реализацию федеральных  программ в сфере занятости  населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

4.5. содействие в урегулировании  коллективных трудовых споров  по поводу заключения, изменения  и выполнения соглашений, заключаемых  на федеральном уровне социального  партнерства, коллективных трудовых  споров в организациях, финансируемых  из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

4.6. организацию подготовки трудовых  арбитров;

4.7. информирование о положении  на рынке труда в Российской  Федерации, правах и гарантиях  в области занятости населения  и защиты от безработицы;

4.8. государственную экспертизу  условий труда в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации;

4.9. формирование и ведение в  установленном порядке регистров  получателей государственных услуг  в сфере занятости населения;

5. согласовывает в установленном  порядке схему размещения государственных  учреждений службы занятости  населения субъекта Российской Федерации;

6. устанавливает требования к  содержанию и формам отчетности, а также порядку представления  отчетности об осуществлении  переданных полномочий;

7. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

8. участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

9. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

10. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

11. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 Федеральная служба по труду  и занятости с целью реализации  полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
  • разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.

 Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Во всех странах государство  принимает активное участие в  регулировании рынка труда, поскольку  считается,  что нерегулируемый рынок  не обеспечивает эффективное использование  трудовых ресурсов.  Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест.15

 

2.3. Анализ текущего состояния рынка труда в РФ.

 

В целом текущую ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как достаточно напряженную. С одной  стороны в настоящее время  проблема безработицы в России не так остра и не требует принятия безотлагательных мер. С другой – в стране, по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики.

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения