Государственное регулирование здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования рынка труда, как в России, так и за рубежом. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- дать определение рынка труда;
- рассмотреть государственную политику в сфере регулирования рынка труда;
- привести зарубежный опыт регулирования рынка труда;
- изучить проблемы российского рынка труда;
- определить перспективы развития российского рынка труда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы рынка труда в народном хозяйстве………………………...4
Сущность рынка труда…………………………………………………………………...…4
Безработица: сущность, понятия и виды…………………………………………………..6
Зарубежный опыт в регулировании рынка труда…………………………………………9
Глава 2. Анализ проблем рынка труда в народном хозяйстве…………………………...….13
2.1. Нормативно – правовые акты, регулирующие рынок труда в народном хозяйстве….13
2.2. Органы государственного регулирования рынка труда и их функции………………..16
2.3. Анализ текущего состояния рынка труда в РФ……………………………………...…..19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………………………..22
3.1. Проблемы рынка труда в народном хозяйстве…………………………………..………22
3.2. Перспективы развития российского рынка труда…………………………………….....25
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая эк-ка народного хоз-ва.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

Структурная безработица – это разновидность безработицы, которая связана с изменениями структуры экономики, а, следовательно, с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Говоря о структурной безработице, в качестве примера приводят безработицу, характерную для субъектов устаревших профессий, которые либо представляют «умирающие» отрасли, либо просто вытесняются другими факторами производства.

Общее у фрикционной и структурной  безработицы состоит в том, что  они обе неизбежно возникают в экономике любой страны. При этом величина фрикционной безработицы характеризует степень социально-экономических возможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.

Сумма фрикционной и структурной безработицы называется естественной безработицей.

Термин «естественная безработица» используют, чтобы подчеркнуть, что  данный уровень нормален, внутренне  присущ экономике. Это самый лучший уровень безработицы, который, с  одной стороны, не слишком высок, чтобы можно было говорить о проблеме занятости ресурсов, а с другой стороны – достаточен для обеспечения гибкости рынка труда и создания здоровых конкурентных элементов. Данный термин был введен  Милтоном Фридменом для характеристики уровня безработицы в условиях долгосрочного равновесия.7 Эта норма безработицы определяется структурными и фрикционными факторами и не может быть уменьшена в результате повышения совокупного спроса. Любые попытки удержания безработицы ниже ее естественной нормы ведут к ускорению инфляции.

Естественная безработица –  это необходимый резерв рабочей  силы, который может быть использован  в случае необходимости.

Циклическая безработица – это  безработица, вызванная фазой спада  экономического цикла.

В фазе спада снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия, а, следовательно, растет безработица. Разница фактического и естественного уровней безработицы и составляет величину циклической безработицы.

Циклическая безработица – отрицательное  экономическое явление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а, следовательно, не достигается потенциальный уровень ВВП.

Мировой кризис 2008 года привел к повышению  уровня безработицы в США, странах  еврозоны, Японии, России и других странах мира. Сокращение объемов производства в автомобилестроении, металлургии, розничной торговле, финансовом секторе привели к массовому высвобождению рабочей силы. В масштабах всех 27 государств ЕС(на январь 2009 года) число безработных увеличилось до 7,6% трудоспособного населения. Уровень безработицы в США вырос в феврале 2009 года до 8,1% - максимального уровня с 1992г. Уровень безработицы в январе 2009 года в России достиг 8,1%, в Японии на тот же период времени – 4,1%. 8

Институциональная безработица – безработица, порождаемая действием формальных форм и неформальных ограничений, определяющих устройство и динамику рынка человеческого капитала.

Данная форма безработицы возникает, прежде всего, в результате функционирования институтов государства, тем или иным образом воздействующих на спрос и предложение человеческого капитала.

Вынужденная безработица – это  безработица в ситуации неполной занятости человеческого капитала, то есть превышающая свой естественный уровень.

При вынужденной безработице реальный объем производства ниже, чем в условиях естественной безработицы. Основными формами данной безработицы считаются региональная и скрытая безработица.

Региональная безработица –  безработица, возникающая в том  или ином регионе страны в результате действия ряда географических, демографических, социально-психологических и иных факторов.

Поэтому решать проблему следует не только с помощью экономических  мер. Требуется разработка и принятие долгосрочных целевых программ регулирования  занятости с точки зрения особенностей функционирования национально-региональных рынков человеческого капитала.

Скрытая безработица – одна их форм вынужденной безработицы, возникающая  в условиях деформации рыночного  механизма, а также утраты стимулов человека к созидательной деятельности.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается  режим оптимального роста и состояние  экономической стабильности.

 

1.3.Зарубежный опыт в регулировании рынка труда.

 

Глобальная экономика представляет собой многослойную систему, где  чередуются различные иерархические  структуры.  Подобная система опирается  на все исторически предшествующие формы организации труда, распространенные с разной плотностью по странам и регионам. Опыт организации рынка труда и методы функционирования,  связанных с ним социально-экономических систем,  несомненно,  имеют интерес для России.

Анализ характера спроса и предложения  на рынках труда дает возможность  выделить несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда в зависимости от уровня конкуренции. Рассмотрим некоторые из них:  конкурентный рынок, модель монопсонии, модели с учетом действий профсоюзов и модель двухсторонней монополии 9.

Эта модель складывается из комбинирования и преобладания той или иной системы профессиональной подготовки, переподготовки, роста и квалификации работников,  системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. Рассмотрим эти отличия и особенности на примере стран Западной Европы, Соединенных Штатов Америки, Японии.

Шведская модель рынка труда базируется на деятельном вмешательстве государства в  вопросы занятости населения, предотвращении безработицы, а не на поддержке уже потерявших работу. Данная модель характеризуется достижением полной занятости через проведение жесткой фискальной политики, направленной на содействие менее доходных предприятий и сдерживание прибыли успешных фирм с целью снижения инфляционной конкуренции между фирмами в стимулировании роста заработной платы;  конструктивной политикой на рынке труда по содействию слабо конкурентным работникам; «политикой солидарности» в заработной плате, чтобы сохранить равную оплату за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм; содействием занятости в сферах экономики,  которые имели слабые результаты деятельности,  но способствовали выполнению социальных задач10. Активная политика занятости в Швеции имеет следующие цели: высокую степень участия рабочей силы в общественном производстве, имеется в виду, масштабное привлечение к трудовой деятельности женщин и инвалидов; полную занятость, которая поддерживается тремя системами: система регулярной (обычной)  переподготовки,  система организации общественных работ и система молодежной практики, которая выступает специфическим шведским нововведением; создание конкурентоспособных рабочих мест во всех регионах для обеспечения наилучших условий для предпринимательства.

Основной путь уменьшения уровня безработицы во Франции – это создание максимально гибкого рынка труда,  способного достаточно быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Наибольшее внимание уделяется созданию рабочих мест с неполной занятостью,  введению контрактов по найму на фиксированный срок и упрощению процедуры увольнений.  Неполной занятостью во Франции принято считать постоянную работу,  когда фактическая продолжительность рабочего времени на 25 % меньше официальной продолжительности рабочей недели. В процессе сокращения уровня безработицы неполная занятость остается основным инструментом французских властей.  Наиболее часто этой формой труда заняты женщины (40 % работающих женщин имеют места с неполной занятостью) и молодежь с низкой квалификацией труда. Этот вид занятости наиболее востребован в сфере торговли и услуг.  Приоритетным направлением французской политики занятости выступает сокращение рабочего времени. На сегодняшний день правительство Франции рассчитывает в законодательном порядке сократить продолжительность рабочей недели до 35 часов, что будет содействовать уменьшению уровня безработицы и созданию новых рабочих мест11.

Японская модель рынка труда долгие годы признавалась одной из наиболее эффективных и  жизнеспособных моделей,  которой  принадлежит будущее.  Основой японской модели выступает система трудовых отношений,  базирующаяся на принципе «пожизненного найма»,  которая гарантирует занятость работника на предприятии до 55–60 лет. Размеры социальных гарантий и заработная плата работников напрямую зависят от количества проработанных лет.  Работники планомерно проходят повышение профессиональной квалификации в надлежащих производственных службах и передвигаются на новые рабочие места строго по плану. Воспитание творческого отношения к труду, рост ответственности за качество работы, забота о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм» − характерные черты японской модели. Тем не менее в последнее время и ей довелось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы в 2009 г. − 3,8 %. В обозримом будущем японской экономике предстоят структурные изменения,  связанные с ее глобализацией и бурным ростом информационных технологий,  что бесспорно отразится на ситуации на рынке труда. Министерство труда Японии разрабатывает и старается претворить в жизнь целый пласт комплексных мер,  сориентированных на стабилизацию рынка труда страны.  Назовем некоторые из них: предоставление дотаций на поддержание занятости руководителям фирм, старающимся сохранить рабочие места в условиях циклических колебаний спроса на рабочую силу; государственная поддержка в организации обучения работников и создании привлекательных условий труда на средних и малых предприятиях; выделение субсидий работодателям,  которые расширяют возможности трудоустройства и развития профессиональных способностей трудящихся при перемещении их с одних предприятий на другие; поддержка как государственных структур по обеспечению занятости, так и частных агентств по трудоустройству; оказание помощи в трудоустройстве выпускников учебных заведений; совершенствование программ по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов, молодежи и других.

Для американской модели характерно жесткое отношение  к работникам,  которые могут  быть уволены при необходимости  сокращения объема производства или  используемого труда, длительность же рабочего времени не фиксирована. Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Помимо этого, оно должно смягчить последствия массы других диспропорций структурного характера. Так, хроническая безработица обусловливается большим числом незаполненных вакансий,  недостатком целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР,  еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы,  развитие системы образования.  Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике,  снижает эффективность общественного производства,  ухудшает позиции американского капитала на международных рынках. Проблемы занятости и безработицы,  развития человеческих ресурсов и трудовых отношений выступает одним из приоритетов социально-экономической политики США.  Государственное регулирование рынка труда включает в себя четыре основных направления: содействие найму рабочей силы; стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;  внедрение программ,направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы;  социальное страхованиебезработицы12.

Все рассмотренные  модели национальных рынков труда не статичны, они зависят от многих факторов, как внутренних, так и  внешних. Согласно же закону А. Оукена, ежегодное сокращение темпов прироста валового внутреннего продукта на 2 %  вызывает рост уровня безработицы на 1 %. Этот закон позволяет рассчитать естественный уровень безработицы, который возрастает в каждом последующем цикле.

Итак, анализ существующей практики регулирования мезопропорций рынков труда промышленно развитых стран имеет существенное практическое значение. Применение мирового опыта, накопленного по данной проблеме, позволит избежать многих ошибок на этапе модернизации структур рынка труда.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ  РЫНКА ТРУДА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

2.1. Нормативно-правовые  акты, регулирующие рынок труда  в народном хозяйстве.

Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения и  иные непосредственно связанные  с ними отношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 5 Трудового кодекса  Российской Федерации, регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами следующими нормативными правовыми актами:

1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. 
           При этом нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ 
            Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам. Наиболее характерны региональные законы об охране труда, о профессиональных союзах, о социальном партнерстве;

2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

-  указами Президента Российской Федерации. 
            Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам;

- постановлениями Правительства  Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. 
             Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами  органов исполнительной власти  субъектов РФ. 
             Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения