Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:04, реферат
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Н
Отметим только, что в
связи с неразвитостью
Переход от плановой экономики
к рыночной объективно сопровождается
резким увеличением дифференциации
доходов населения. Причем в начале
перехода этот процесс происходит на
фоне экономического спада и высоких
темпов инфляции, которые обостряют
проблему неравенства, вызывая значительное
снижение уровня жизни основной массы
населения. В этих условиях, чтобы
сгладить остроту социально –
экономических противоречий и не
допустить обнищания отдельных
социальных слоев, государство вынуждено
более интенсивно участвовать в перераспределени
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Возможности использования
трансфертных платежей как канала перераспределения
доходов также не беспредельны.
Значительное увеличение размеров и
продолжительности выплаты
Политика перераспределения
доходов призвана сократить разрыв
в условиях жизни высоко – и
низкодоходных групп населения,
но лишь в той мере, которая не
угрожает подавлением деловой
Известно, что рыночные механизмы
не обеспечивают рационального с
общественной точки зрения распределения
ресурсов в тех случаях, когда
речь идет о производстве, сопровождающемся
внешними эффектами, или о создании
общественных благ. В этих условиях
государство берет на себя функцию корректировки распределения
ресурсов. Такая корректировка и в
переходной, и в рыночной экономике осуществляется
традиционными методами. К их числу относятся
установление административных ограничений
и стандартов, препятствующих загрязнению
окружающей среды, система специальных
налогов и дотаций, финансирование производства
общественных благ или непосредственное
управление их производством, когда оно
сосредоточено на государственных
предприятиях. Спецификой переходной
экономики является наличие особых проблем,
усложняющих реализацию рассматриваемой
функции государственного регулирования.
Отметим, прежде всего, что
для стран, вступающих в этап перехода
к рынку, характерны острейшие экологические
проблемы, перешедшие по наследству от
административно – командной
системы. Для их решения необходимо
резко ужесточить ограничения на
вредные выбросы, значительно повысить
налоги на производителей, использующих
экологически опасные технологии, и
т. п. Однако производители в массе
своей технологически не готовы создавать
продукцию с меньшим
Регулирование процесса перераспределения
ресурсов и производство общественных
благ (национальная оборона, фундаментальная
наука, образование, здравоохранение
и т. п.) в переходной экономике
осложняется из –за высокой инфляции.
Как известно, от высокой инфляции
больше всего страдают лица с относительно
стабильными номинальными доходами,
к которым, в частности, относятся
работники бюджетных отраслей. Начинается
переток квалифицированных
Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.
На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно – денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.
В смешанной экономике
правительство полностью
Например, если в экономике
существует безработица, увеличение правительственных
расходов при сохранении неизменными
налогов и трансфертных платежей
должно привести к увеличению совокупных
расходов, объема производства и занятости.
В свою очередь, при данном уровне
правительственных расходов сокращение
налогов или увеличение трансфертных
платежей должно увеличить доходы,
которые можно использовать на то,
чтобы их тратить и тем самым
стимулировать рост личных расходов.
Напротив, при возникновении инфляции
требуется противоположная
Проанализировав связь кругооборота дохода, ресурсов и продукта с государственным сектором, можно сказать, что правительственные расходы, налоги и трансфертные платежи оказывают влияние на распределение дохода, распределение ресурсов и на уровень деловой активности.
Информация о работе Государственное регулирование экономики Казахстана