Роль государственного регулирования экономики в регионах Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:05, реферат

Краткое описание

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие и сущность государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….4
1.1. Механизмы государственного регулирования экономики региона………5
1.2. Методы государственного регулирования экономики региона…………...6
Глава 2. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана…………………………………………………...7
2.1. Цель региональной политики РК…………………………………………....8
2.2. Принципы, цели и задачи государственного регулирования экономики регионов…………………………………………………………………………....9
Глава 3. Дифференциация регионов Республики Казахстан…………………10
Глава 4. Специальные экономические зоны……………………...……………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

CHC.doc

— 120.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Понятие и сущность государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….4

1.1. Механизмы государственного регулирования экономики региона………5

1.2. Методы государственного регулирования экономики региона…………...6

Глава 2. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана…………………………………………………...7

2.1. Цель региональной политики РК…………………………………………....8

2.2. Принципы, цели и задачи государственного регулирования экономики регионов…………………………………………………………………………....9

Глава 3. Дифференциация регионов Республики Казахстан…………………10

Глава 4. Специальные экономические зоны……………………...……………13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

В современных условиях необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства и экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием.

Государство в условиях рыночной экономики призвано играть иную роль, нежели в условиях командно-административной системы. Не меньшую, а именно иную, может быть, даже большую. Усиление роли государства видится в том, что оно, разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение. Именно в этом залог процветания и могущества демократического государства.

На этой основе государство может осуществлять самую разнообразную, полезную для общества деятельность, используя для этого различные свои функции, среди которых можно выделить законотворческую, предпринимательскую и международную.

Поэтому очень важно и актуально, изучив отечественный и зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влияния на экономику, который обеспечил бы первостепенное развитие частного сектора экономики, превратив его в основу процветания нации и обеспечения экономического роста в стране. Кроме того, умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать проблемы функционирования рыночной экономики, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном можно сказать: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование – одна из подсистем, действующего в рыночной экономике, механизма регулирования, куда, кроме того, входят — рыночно конкретная подсистема (механизм саморегулирования рынка), подсистема монополистического регулирования (антимонопольное регулирование) и подсистема наднационального регулирования.

Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.

Объектом государственного регулирования регионального развития является хозяйство республики, как определённая территориально-структуризованная система экономики её отдельных регионов (муниципальных образований).

Предметом регулирующего воздействия со стороны государства являются процессы пространственного размещения и развития производительных сил в пределах территории республики, региональные аспекты формирования рыночных отношений, а также экономические, социальные и иные аспекты её отдельных регионов.

Субъектом государственного регулирования регионального развития выступают республиканские и территориальные экономические органы.

Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование.

Административно-правовое регулирование имеет своей целью организацию, с помощью норм права, различных видов деятельности людей, их социальных общностей; определение компетенции, объёма полномочий и обязанностей государственных и региональных органов управления, коммерческих организаций. Механизм правового регулирования составляют различные источники права — нормативные акты, законы, указы, подзаконные акты.

Важным структурным элементом системы государственного регулирования рыночной экономики являются бюджетно-налоговые рычаги. Основные элементы этой подсистемы – налоговая политика, государственный (республиканский) бюджет, амортизационная политика. Налоговая политика используется для стимулирования экономического роста, научно-технического процесса, осуществления структурных преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаров.

Существует две группы методов:

а) изменение в системе налогов и уровне налоговых ставок;

б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности.

С помощью государственного бюджета может осуществляться:

—                 финансирование государственных инвестиций, направляемых на финансирование приоритетных  научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, формирование и реализацию программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны;

—                 финансовое поощрение модернизации основного капитала и роста его производительности;

—                 финансирование мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию;

—                 финансирование отраслей социальной инфраструктуры и обеспечения функционирования системы социального обеспечения;

—                 закупка государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов, других общегосударственных нужд.

 

1.1. Механизмы государственного регулирования экономики региона

 

Важнейшими механизмами государственного регулирования экономики региона  являются:

1. комплексный прогноз социально-экономического развития регионов и размещения производительных сил РК на долгосрочную перспективу, обеспечивающий взаимосвязь и согласование общегосударственных и региональных интересов, укрепление и рациональное использование имеющихся в регионах производственно-экономического, интеллектуального и экспортного потенциалов;

2. система стратегических планов на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;

разработка и осуществление общегосударственных программ по решению крупномасштабных межрегиональных проблем;

3. реализация целевых программ по решению наиболее острых проблем развития конкретных регионов, в том числе, специальных программ государственной поддержки экологически бедствующих районов, депрессивных малых и средних городов, развития отдалённых сельских районов;

4. создание CЭЗ с соответствующими законодательным, институциональным и методологическим обеспечением в целях ускорения развития соответствующего региона, более полного использования его потенциала, привлечение иностранных инвестиций, современных технологий и т.д.

5. финансово-кредитные и налоговые рычаги.

 

1.2. Методы государственного регулирования экономики региона

 

Методы ГРЭ регионов делятся на две группы:

—           прямые (административные)

—           косвенные (экономические).

Прямые методы регулирования экономики адресны и направлены на вмешательство в экономическую деятельность определённого объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определённого объёма конкретного товара (услуги) и т.д.

Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйственных субъектов рынка. К ним можно отнести: налоговые регулирования, финансово – кредитная, денежная и т.д.

Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.

Для регионов, обладающих стратегически важными видами минеральных ресурсов, специализирующихся на переработке продукции базовых отраслей промышленности, а также для регионов с высоким научно-производственным потенциалом, где получили развитие предприятия военно-промышленного комплекса, методы государственного регулирования должны быть ориентированы, в первую очередь, на содействие и создание условий структурной перестройки экономики региона, в том числе техническое перевооружение предприятий, с целью увеличения выпуска экспортоориентированой продукции и товаров народного потребления в конверсируемых отраслях. Для этих регионов существенное значение имеют вопросы государственного регулирования в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций, определение условий приватизации крупных предприятий; государственного содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций. Фактором, стимулирующим структурную перестройку в этих регионах, может быть создание амортизационных льгот по приоритетным отраслям, дифференцированный инвестиционный и налоговый кредит. Существенную роль может сыграть привлечение в эти районы, с помощью системы налоговых льгот, иностранных инвестиций, прежде всего в те отрасли, которые могут в короткие сроки выйти на мировой уровень и активно участвовать в техническом перевооружении всего хозяйства, в т.ч. общерегиональную инфраструктуру.

Для группы регионов, формирующих продовольственный фонд страны, экономические рычаги и стимулы должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения, расширению видов и способов переработки сельскохозяйственной продукции, организации центров технического обслуживания, оптово-производственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых эффективных форм агропромышленной интеграции предприятий и организаций различных форм собственности.

Методы государственного регулирования для экологически бедствующих и отсталых регионов, а также депрессивных малых и средних городов, отдалённых районов должны быть направлены, в первую очередь, на оказание им необходимой помощи для активизации экономики и социальной поддержки населения, реализации определённых проектов и целевых комплексных программ по улучшению экологии и социально-экономическому развитию, а также содействию в привлечении зарубежной технической и гуманитарной помощи.

 

Глава 2. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана.

 

В условиях командно-административной системы управления экономика любой территории управлялась союзными, республиканскими, отраслевыми органами, а целостного управления экономикой не было.

С трансформационными процессами и новыми условиями хозяйствования возникли дополнительные проблемы, связанные с территориальными особенностями формирования рыночных отношений. Это вызывает необходимость разработки и реализации обоснованной региональной политики государства на новом этапе его развития.

Формирование такой региональной политики должно исходить из следующих принципиальных требований:

1.                  Обеспечение единого общереспубликанского рынка, как интегрированной системы региональных рынков Казахстана.

2.            Обоснование важнейших территориальных приоритетов, оптимизация размещения производительных сил, исходя из общих стратегических положений макроэкономической политики государства.

3.            Обеспечение приоритета общереспубликанских интересов при формировании межгосударственных и межрегиональных связей

4.            Рациональное использование многообразных экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

5.            Ориентация на собственные ресурсы и резервы регионального развития, дополненные системой государственной поддержки приоритетных, отстающих и неблагополучных регионов.

Информация о работе Роль государственного регулирования экономики в регионах Казахстана