Роль государственного регулирования экономики в регионах Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:05, реферат

Краткое описание

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие и сущность государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….4
1.1. Механизмы государственного регулирования экономики региона………5
1.2. Методы государственного регулирования экономики региона…………...6
Глава 2. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана…………………………………………………...7
2.1. Цель региональной политики РК…………………………………………....8
2.2. Принципы, цели и задачи государственного регулирования экономики регионов…………………………………………………………………………....9
Глава 3. Дифференциация регионов Республики Казахстан…………………10
Глава 4. Специальные экономические зоны……………………...……………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

CHC.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

6.            Преодоление чрезмерных региональных контрастов в социальных условиях за счёт поддержки отстающих и депрессивных районов. Обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных шансов для всех граждан независимо от места проживания.

7.            Необходимость государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение.

8.            Обеспечение, мерами государственного воздействия, реализации территориального принципа социальной справедливости при проведении рыночных преобразований в регионах, объективно различающихся по своим параметрам.

Региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.

 

2.1. Цель региональной политики РК

 

Цель региональной политики РК заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления.

Достижение цели региональной политики требует поэтапного решения следующих задач:

- Разработка комплекса мер политического, экономического, экологического и правового характера, обеспечивающих хозяйственную самостоятельность регионов;

- Определение территориальных приоритетов в соответствии с общими стратегическими положениями макроэкономической политики государства;

- Сочетание селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности;

- Становление и развитие региональных и общереспубликанских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

- Поддержание и реструктуризация малых и средних хозяйств с целью вывода их экономики из кризиса и ускорения социально-экономического развития;

- Создание материальной основы для возрождения отсталых аулов и сёл;

- Формирование рациональной пространственной структуры экономики, совершенствование территориальной организации производства;

- Обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности производственного комплекса, восстановление эколого-экономических, научно-технических, природных ресурсов территорий;

- Выравнивание различный в уровне и качестве жизни населения по регионам, преодоление депрессивного состояния экономики и социальной сферы в регионах, особенно, в слаборазвитых.

 

2.2. Принципы, цели и задачи государственного регулирования экономики регионов

  

Практическая реализация региональной политики основывается на следующих принципах:

—           рациональное сочетание интересов государства в целом и отдельных его регионов;

—           согласованность действий регионов с основными принципами внешней политики и внешнеэкономической деятельности государства;

—           взаимодействие хозяйствующих субъектов на основе эффективного межрегионального  разделения труда и интеграции производства;

—           экономическая самостоятельность регионов в решении задач социально-экономического развития территорий, смягчение социальных последствий реформирования экономики и мобилизация необходимых для этих целей финансовых и производственных ресурсов;

—           обеспечение социальных нормативов и гарантий населению регионов;

—           ответственность региональных органов за уровень и качество жизни населения, рациональное использование минерально-сырьевых, земельных, водных и других ресурсов, воспроизводство растительного и животного мира.

В соответствии с целями и задачами региональной политики выделяются следующие её основные направления:

- поддержание производства и увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынках, наращивание экспортного потенциала регионов;

- постепенное свёртывание экономически бесперспективных производств с усилением экологического контроля;

- формирование новых (межрегиональных) организационных структур, технологически взаимосвязанных производств в целях концентрации капитала и оживления производственной деятельности на крупных предприятиях базовых отраслей промышленности;

- поддержка развития местного предпринимательства, особенно, малого и среднего бизнеса в целях сохранения занятости населения и создания новых рабочих мест, увеличения предложения товаров и услуг на местном рынке;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе, прямых иностранных инвестиций, прежде всего, в сферу материального производства и региональную инфраструктуру;

- формирование финансовых ресурсов региона, системы институциональных инвесторов, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции.

В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает функция развития национальной экономики. Её значение обусловлено необходимостью преодоления таких недостатков рыночной системы, как:

  во-первых, отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;

  во-вторых, отсутствие интереса хозяйствующих субъектов реагировать на результаты своей производственной деятельности;

   в-третьих, отсутствие гарантии на труд тем, кто хочет и может работать;

   в-четвёртых, не гарантированность права граждан на стандартное благосостояние;

   в-пятых, неспособность, на стабильной основе, содействовать развитию фундаментальных исследований в науке;

   в-шестых,  нестабильность развития, подверженность инфляционным процессам.

Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования различных форм вмешательства в социально-экономические процессы, происходящие в обществе.

 

Глава 3. Дифференциация регионов Республики Казахстан

 

Становление Республики Казахстан как независимого государства ставит перед Правительством различные задачи, тем или иным образом связанные с эффективным государственным управлением. Одной из таких актуальных задач является выстраивание продуманной и перспективной региональной политики, направленной на стабильное развитие казахстанских регионов.

Обширная территория Казахстана: 2 города республиканского значения и 14 областей, имеющих разные природно-климатические, социальные, демографические и экономические условия, - создают необходимость в управлении региональным развитием. Кроме того, разрыв между регионами усугубили экономические реформы, проводимые за годы независимости страны.

В 2001 году казахстанским Правительством была одобрена Концепция региональной политики Республики Казахстан (далее – Концепция).

Под региональной политикой в Концепции понимается комплекс экономических, правовых, социальных и других мер, применяемых государством для эффективного и гармоничного развития регионов, предоставление проблемным регионам равных возможностей с остальными для достижения равноценных условий жизни.

Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально-экономического развития путем осуществления инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов.

Авторы Концепции дифференцировали регионы по схожим проблемам и экономическим показателям в зависимости от имеющегося экономического потенциала и структуры экономики. Данная дифференциация представлена в таблице 1.

Данная типология разработана авторами Концепции для выявления локальных проблем регионов, для устранения которых были названы следующие механизмы: административно-правовые (принятие и реализация законов, установление межбюджетных отношений) и экономические механизмы поддержки и стимулирования отсталых регионов (инвестирование проектов и инноваций, финансирование государственных, отраслевых и региональных программ). Отметим, что механизмы в Концепции прописаны недостаточно четко и представляют собой скорее намерения или направления регионального развития, а не конкретные пути достижения цели региональной политики. Учитывая, что данная Концепция не нашла впоследствии свое отражение в реализации какой-либо программы или плана, она носит скорее декларативный, нежели нормативный характер.

 

Таблица 1. Дифференциация регионов Республики Казахстан

 

Название группы регионов

Описание группы

Основные проблемы группы

1

Регионы с наиболее высоким уровнем среднедушевых доходов

Города республиканского значения Астана и Алматы, которые обладают диверсифицированной промышлен ностью (в основном машинострое нием), развитым финансовым сектором и высоким научно-техничес ким потенциалом.На 1 октября 2001
года доля этих городов составила: в численности населения республики 10,9 %, в валовом региональном продукте - 19,7 %, в объеме промышленного производства - 5 %.

Слабая оснащенность инфраструктурой, на промышленных предприя тиях города Астаны устаревшие техника и технологии, в городе Алматы имеются
проблемы в снабжении газом, а также высокий уровень загрязнения
атмосферного воздуха.

2

Регионы, богатые
углеводородными
минеральными ресурсами

Атырауская и Мангистауская области,
в которых развита нефтедобыча.На 1 октября 2001 года доля этой группы областей в численности населения республики составила 5,2 %, в валовом региональном продукте - 17,4 %, в объеме промышленного производства - 33,4 %, в валовой продукции сельского хозяйства - 1,3 %. Среднедушевые доходы населения выше, чем в других областях.

Сырьевая направленно сть и специализация промышленного произво дства в основном на добыче нефти, почти недиверсифицированная промышленность и неразвитое с/х (низкие доходы, высокая безрабо тица, отсталая инфраст руктура, отдаленность районных центров).

3

Промышленные регионы,
богатые природными
минерально-сырьевыми
ресурсами

Регионы с природными минерально-сырьевыми ресурсами, на базе которых были построены и работают крупные добывающие и перерабаты
вающие предприятия, функционируют также использующие местное сырье,производства обрабатывающей промышленности (машино строение, легкая и пищевая промышленность): Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области. Области в этой группе имеют высокие среднедушевые доходы, которые по отношению к среднереспубликанс кому уровню составляют 117,4, 133,5 и 111,4 % соответственно. Доля этой группы областей в численности населения республики на 1 октября 2001 года составила 24,2 %, в валовом региональном продукте - 26,6 %, в объеме промышленного производства - 31,2 %, сельского хозяйства - 18,5 %

Сырьевая направленность, некоторая степень истощения сырьевой базы, недиверсифицированная промышленность

4

Регионы, богатые природными
ресурсами и значительными
сельскохозяйственными угодьями

Актюбинская, Костанайская, Жамбылская и Южно-Казахстанская области.При этом в Актюбинской и Костанайской областях среднедушевые доходы населения незначитель но превышают среднереспуб ликанский уровень,а в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях – ниже среднереспубликанского уровня. В то же время все они имеют примерно
одинаковую экономическую базу,равнонаправл енную структуру. Вместе с тем Жамбылская и Южно-Казахстанская области имеют достаточ ные резервы к повышению среднедушевых доходов за счет развития как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, приграничной торговли.Доля четвертой группы областей в численности населения республики на 1 октября 2001 года составила 31,2%; в валовом региональном продукте - 17,2 %;в объеме промышленного производства - 15,5 %; в валовой продукции сельского хозяйства - 35,2%.

Недостаточная развитость производств, обслуживающих сельское хозяйство, в
Жамбылской и Южно-Казахстанской областях имеются перебои в снабжении газом, электроэнергией, поливной водой

5

Регионы, с преимущественным
развитием машиностроения

Развитое машиностроение, в том числе оборонного направления, и значительные размеры сельскохозяйственных угодий, определивших их промышленно-аграрную направленность: Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области. Кроме того, в Западно-Казахстанской области получи ла развитие нефтегазодобывающая промышлен ность, занимающая в структуре промышленного
производства более 80 %.Доходы населения этих областей ниже среднереспубликанского уровня.Доля пятой группы в численности населения республики на 1 октября 2001 года составила 8,7 %; в валовом региональном продукте - 8,3 %; в объеме промышленного производства - 4,4 %; в валовой продукции сельского хозяйства - 16,6 %.

Сложное положение на машиностроительных
предприятиях, в первую очередь, оборонных,
необходимость утилизации попутных газов,
рисковое земледелие, острый дефицит
питьевой воды, экологические последствия
развития нефтегазовой отрасли и деятельности
военных полигонов.

6

Аграрные регионы

Акмолинская, Алматинская и Кызылординская области, экономическая деятельность которых в основном представлена сельскохозяйственным производством, если не считать нефтедобычу на Кумколе в Кызылординской области. Доходы населения очень низкие в Акмолинской и Алматинской областях. В Кызылординской они выше среднереспубликанского за счет доходов г. Кызылорды от Кумколя. Доля шестой группы в численности населения республики на 1 октября 2001 года составила 19,4 %; в валовом региональном продукте - 10,8 %;в объеме промышленного производства - 9 %; в валовой продукции сельского хозяйства - 27,8 %.Среднедушевые доходы населения значительно ниже среднереслубликанских.

Низкий уровень жизни, высокая доля занятости в сельском хозяйстве, слабая
инфраструктура, большая территория, слабая связь населенных пунктов с
рынками сбыта, необходимость утилизации
попутных газов, отдаленность многих
районов от центров, высокая нагрузка на
окружающую среду, проблема Арала, острый дефицит питьевой воды

 

Глава 4. Специальные экономические зоны

В РК формируются новые хозяйственно-административные образования – специальные экономические зоны (СЭЗ), основная цель которых заключается в ускоренном развитии регионов республики – для активизации вложений Казахстана в систему мировых хозяйственных связей в целях:

—                 создания новейших прогрессивных технологий;

—                 освоения новых видов продукции;

—                 привлечения иностранных инвестиций;

—                 освоения современных методов управления.

Специальные экономические зоны – одна из разновидностей организационно-экономических территориальных образований, различающихся:

—                 направлениями;

—                 уровнем специализации;

—                 степенью свободы, т.е. широтой прав и полномочий в решении стоящих перед ними задач.

Создание СЭЗ является одной из наиболее распространённых форм развития предпринимательской деятельности и международных связей.

СЭЗ, какорганизационно-правовая форма, представляют собой отдельные территории страны с определённой целевой направленностью  и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим экономическим механизмом функционирования, закреплённых специальными нормативными актами.

СЭЗ – это форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватная рыночной экономике, основанной на сочетании государственной, кооперативной, акционерной и совместной форм собственности резидентов, равноправно участвующих во  всех сферах деятельности и внешнеэкономических связей.

Существенной определённой нормативно-правовой базы для осуществления хозяйственной деятельности на территории СЭЗ определяет проведение особой политики регулирования экономических процессов по активизации предпринимательской деятельности. Введение в действие Указов Президента РК, имеющих силу закона «О СЭЗ в РК», «Об иностранных инвестициях» позволяет иностранным инвесторам пользоваться льготным налоговым и таможенным режимом, упрощённым порядком осуществления экспортно-импортных операций  правовой защиты.
Не допускается дискриминация предприятий с иностранными инвестициями и не основанные на законе, меры по принудительному изъятию иностранных инвестиций, также как национализация, конфискация и иные меры, аналогичные по своим последствиям.

Информация о работе Роль государственного регулирования экономики в регионах Казахстана