Государственное регулирование экономики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:04, реферат

Краткое описание

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Н

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики Казахстана.docx

— 24.53 Кб (Скачать)

Государственное регулирование экономики Казахстана.

Свои регулирующие функции  государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания  по объему и  ассортименту производимой продукции или централизованно  установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного  регулирования в плановой экономике  – лишают предприятие альтернативного  использования ресурсов. В отличие  от этого, экономические и косвенные  методы государственного регулирования  не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов  на бизнес или, скажем, понижение учетной  ставки процента являются типичными  методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают  капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного  выхода. Они полностью свободны в  выборе производственной программы  и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и  инвестиций более выгодными, чем  прежде.

Разграничение между административными  и экономическими методами регулирования  до некоторой степени условно. Для  того чтобы задействовать любой  косвенный регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих  государственных органов, например решение об изменении налоговых  ставок, о предоставлении налоговых  льгот при продаже Центральным  банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические  регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие  субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное  косвенное воздействие на целый  ряд сопряженных экономических  процессов. Например, административное повышение цен не только прямо  определит их новый уровень, но через  цены косвенно окажет влияние на состояние  спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые  административные методы регулирования  несут в себе черты, характерные  для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без  особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально  важно с точки зрения природы  экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют  действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать  на изменение рыночной конъюнктуры  путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера  действия административных методов  регулирования, тем уже сфера  распространения и ниже эффективность  реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через  нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики  к рыночной сопровождается кардинальными  изменениями в системе методов  государственного регулирования, разрушением  прежней системы административных методов и созданием новой  системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно  – командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое  условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой  начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования  административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить  масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического  падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и  реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного  и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью  сокращает сферу использования  административных рычагов, не отказываясь  в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях  перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики  административные методы регулирования  имеют немаловажное значение. Они  используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные  органы директивно определяют цены, объем  и ассортимент продукции или  предоставляемых услуг для так  называемых естественных монополий, устанавливают  систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации  рынка. Административное регулирование  активно используется с целью  защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных  отходов производства, прямые запреты  на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу  вредной для здоровья людей продукции  и т. п. ограничивают свободу предпринимательства  и относятся к административным методам регулирования. Нередко  используются методы регулирования  внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей государства  на переходном этапе является создание целостной системы экономических  методов регулирования. С этой целью  все страны, осуществляющие переход  к рыночной экономике, проводят радикальные  реформы кредитной и налоговой  системы.

Создается традиционная для  стран с рыночной экономикой двухуровневая  банковская система, в рамках которой  Центральный банк посредством экономических  нормативов осуществляет регулирование  деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой  процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные  для коммерческих банков, осуществляя  операции с ценными бумагами. Центральный  банк получает возможность проводить  активную кредитно – денежную политику.

Однако было бы ошибкой  полагать, что государственное регулирование  заключено в рамки лишь командной  или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все  более необходима. В условиях рынка  перед государством встает трудная  задача: с одной стороны, оно с  помощью экономических рычагов  должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно.

В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким  был  переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую  политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться  по порядку. Любые действия целесообразно  оценивать с точки зрения задач  и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми.

Итак, активизация роли государства  в управлении экономикой в условиях современного Казахстана приобретает  ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего  общественного кризиса, судьба социально  – экономических реформ, перспективы  создания экономической системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики и достойный уровень  благосостояния народа. Важно принять  во внимание как общие тенденции  мирового развития, связанные с существенными  изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности  нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия.

Национальные экономические  интересы Казахстана, сложные проблемы переживаемого ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз  социальной и экономической безопасности – все это предопределяет приоритетное значение разрабатываемой стратегии  социально – экономического развития, а также необходимость настройки  системы государственного управления экономикой регулирования и ее реализацию.

Суть новой социально  – экономической стратегии и  стержень концепции реформирования – в постепенном, поэтапном движении Казахстана к собственному варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной регулирующей роли государства.

В условиях тоталитарного  государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются  и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия  рыночных связей. Например, вместо рынка  средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство  с помощью экономических методов  призвано оказывать регулирующее воздействие  на сам рынок в интересах всего  населения.

Парадоксом переходной экономики  является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность  в государственном вмешательстве  сохраняется на высоком уровне и  даже возрастает в связи с общим  кризисным состоянием экономики  и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к  рынку отрасли), поэтому, чтобы не говорили роль государства в управлении экономикой остается одной из приоритетных.

Государственное регулирование  экономики ставит своей главной  целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало  особым экономическим субъектом, так  или иначе, участвуя в экономической  жизни общества. Оценка меры и последствий  такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической  науки.

Роль государства в  экономике конкретизируется в его  функциях. Все функции государства  в переходной экономике связаны  со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера  этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для  развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется  рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение  правовой базы функционирования экономики  реализуется в основном путем  контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и  внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное  законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и  т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя  и социальному обеспечению, и  т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как  приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и  существенные изменения в хозяйственном  законодательстве оказывают дестабилизирующее  воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство  неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже  в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это  несовершенство становится все более  очевидным, возникает необходимость  существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное  противоречие между требованием  стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования  становится в переходной экономике  необычайно острым. Это осложняет  реализацию функции правового обеспечения  экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы  хозяйствования, необходимо каждый раз  соизмерять предполагаемый положительный  эффект вносимых изменений с ущербом  от нарушения правовой стабильности.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Казахстана