Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 07:01, курсовая работа
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
К мерам валютного и финансового характера относят:
Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера, которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.
Наибольшее распространение получили квоты, или количественное ограничение объема иностранной (отечественной) продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну (или к вывозу из страны). Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает нелицензированный импорт (экспорт).
Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные. Распространены следующие виды лицензий:
В группу технических и других специальных требований включают: национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товара.
В современных условиях все без исключения государства регулируют свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные ограничения. Покажем это на примере США. Характиристика конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования дана по состоянию на 1992 г.
С точки зрения абсолютных объемов внешнеторгового оборота США самая крупная торговая держава мира.
Основным средством регулирования импорта США является обложение товаров при ввозе таможенными пошлинами. Размер такого обложения определен Таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложены установлены Законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.
Американский таможенный тариф - трехколончатый. Первая колонка - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые США распространяют режим наибольшего благоприятствования. Вторая колонка таможенного тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые к товарам развивающихся стран, на которые США распространяют действие системы преференций. Как правило, это нулевые ставки, допускающие беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих стран. Третья колонка - основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Ставки пошлин основного тарифа были установлены еще в 1930 г., когда США проводили политику агрессивного протекционизма, и они подчас в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного обложения в рамках ГАТТ.
Особенностью таможенного обложения импортных товаров в США является его рост по мере повышения степени обработки товара, размера вложенного в него капитала и труда. Сырьевые товары, особенно те, которыми США не могут обеспечить себя за счет собственных ресурсов, ввозятся в США беспошлинно; уровень пошлин на полуфабрикаты, даже при их обложении по основным ставкам, относительно невысок. Самые высокие ставки тарифа применяются к готовым промышленным изделиям. Уровень таможенного обложения машин и оборудования, например по льготному тарифу составляет от 3 до 8%, по основному же - 25-35% (исключение сделано для американских фермеров: в 30-х г. Конгресс США принял специальный закон, предоставивший фермерам возможность беспошлинного ввоза сельскохозяйственных машин и химикатов).
По мере постепенного снижения ставок таможенного тарифа США все большую роль для сдерживания конкуренции на американском рынке со стороны иностранных поставщиков играют нетарифные барьеры. Наиболее характерной формой нетарифных ограничений ввоза в США являются количественные ограничения. Законом определены два вида квот; абсолютные н тарифные. Абсолютная квота - установленное количество товаров, разрешенных к ввозу. Такие квоты ограничивают ввоз в США сыра, сахара, шоколада, сгущенного молока, некоторых сортов хлопка, хлопковой пряжи, земляных орехов, кофе, отдельных видов стального проката. Законом предусмотрена возможность введения прокламацией Президента США абсолютной квоты на ввоз мяса. Тарифные квоты разрешают ввоз того или иного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке. Тарифными квотами ограничивается ввоз в страну цельного молока, рыбы, картофеля, мотоциклов определенной мощности.
Со стороны правительства США не требуется разрешения на импорт в страну большинства товаров. Однако ввоз некоторых категорий товаров контролируется различными ведомствами США, и в случае импорта таких товаров необходимо получение лицензии соответствующего ведомства. Так, ввоз нефтепродуктов осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством энергетики, беспошлинный ввоз часов и часовых механизмов с островных территорий США - по лицензиям Министерства внутренних дел и Министерства торговли, ввоз некоторых сельскохозяйственных товаров - по лицензиям Министерства сельского хозяйства. Опасные виды диких животных и некоторые виды животных и птиц, ввоз которых в США запрещен, могут импортироваться только по лицензиям, выдаваемым Бюро спортивной рыбной ловли и охоты на животных и птиц Министерства внутренних дел. Разрешение этого министерства требуется также для ввоза перьев некоторых птиц, предназначенных для изготовления искусственных нашивок и дамских шляп. Живые птицы, находящиеся под защитой Закона о миграции птиц, могут импортироваться в США для научных целей и размножения на основании разрешения, выданного упомянутым Бюро. Импорт наркотиков запрещен, за исключением тех случаев, когда они импортируются на основании распоряжения, виданного Министерством юстиции. Запрещен также импорт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и орудий войны, исключая те случаи, когда соответствующая лицензия выдана начальником Управления алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия Министерства финансов.
Особенностью импортной процедуры в США является предъявление властями жестких требований к маркировке импортируемых товаров. Так, особые требования предъявляются в отношении маркировки текстильных товаров, мехов, контейнеров, содержащих алкогольные напитки, и таких товаров, как стальные трубы, ножевые изделия, бритвы, микроскопы, хирургические инструменты, часы, лабораторный инструмент, весы, термосы и т.д.
В соответствии с Законом о регулировании экспорта 1979 г. правительственный контроль за экспортом осуществляется на основании трех критериев: национальной безопасности США, соображений внешней политики страны и дефицитности товара на внутреннем рынке.
По соображениям национальной безопасности контролируется экспорт из США товаров, которые могут быть использованы для укрепления военного потенциала возможного противника. Для экспорта этих товаров во все страны, кроме Канады, требуется получение индивидуальной лицензии в каждом отдельном случае.
Помимо обычных индивидуальных лицензий, выдаваемых на поставку товара по одному контракту, применяются три вида целевых индивидуальных лицензий:
проектная - выдается на срок до семи лет компаниям, осуществляющей поставки большого числа наименований товаров, входящих в упомянутый «список контролируемых товаров», если они предназначены для строительства и оборудования предприятий за рубежом, а также материалов и компонентов, необходимых для их эксплуатации;
распределительная - дает возможность экспортерам осуществлять по нескольким адресам в капиталистических странах многократные поставки утвержденных заранее товаров в рамках долгосрочной программы внешней торговли; фактически на получение таких лицензий могут претендовать только крупные корпорации, имеющие широкие внешнеторговые связи;
квалифицированная генеральная - разрешает многократный экспорт маловажных товаров покупателю, операции с которым одобрены.
Что касается генеральных экспортных лицензий, то их также насчитывается несколько, причем каждая из них определяет, какие товары и в какие страны подлежат экспорту на их основании. Генеральная лицензия, действующая в отношении группы стран, куда входил СССР, распространяется на минимальный перечень товаров, разрешенных к свободному экспорту из США.
Степень либерализации таможенных тарифов и распространенность нетарифных ограничений зависит от многих факторов:
Многие
государства, имеющие хорошие перспективы
в международной торговле, потратили не
одно десятилетие на выработку и развитие
своей внешнеэкономической политики.
России же, с учетом ее незначительного
удельного веса в мировой торговле и наличия
мощных промышленных и торговых конкурентов,
предстоит многотрудная и длительная
по времени работа для того, чтобы имеющиеся
в вашем государстве потенциальные возможности
(сырьевые ресурсы, научно-технические
разработки, огромный потенциал для туризма,
квалифицированные кадры и др.) превратить
в активно действующие рычаги во внешнеэкономической
сфере. Весомую роль в этом должны сыграть
таможенные органы Российской Федерации.
4. Валютный контроль в таможенных органах
Одним из звеньев организационной системы, обеспечивающих экономическую связь России с другими странами, являются таможенные органы. Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов. Действительно, никто иной как сотрудник таможни первым получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через границу на основании условий, заложенных во внешнеторговых договорах, и именно в момент таможенного оформления было бы наиболее целесообразно выполнять отдельные процедуры валютного контроля. Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного законодательства, в т.ч. валютного.
Понимание этого послужило основанием для определения функций и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации:
- таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Таким образом, одновременно с наделением таможенных органов правом осуществления валютного контроля впервые на уровне законодательного акта была конкретизирована компетенция одного из органов валютного контроля. Причем, если функцию контроля за перемещением через границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ можно условно назвать традиционной (с точки зрения формального контроля за соблюдением установленного порядка оформления вывоза и ввоза указанных ценностей), то валютные операции, т.е. операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности, никогда не были объектом внимания таможенных органов РФ.
С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы.