Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 07:01, курсовая работа
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
Период активного становления таможенного дела в России (ХУ11-Х1Х в.в.) характеризовался противоречивостью интересов внутренней и внешней политики России, когда повышение таможенных тарифов сменялись существенным их снижением. С зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государство окончательно берет на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Принятый в 1724 г. Петром I явно выраженный протекционистский тариф в интересах отечественной промышленности устанавливал высокие таможенные пошлины на товары, производство которых в Росси или уже было освоено, или находилось в стадии зарождения. Ставки таможенных пошлин, взимаемых с цены товара, находились на следующих уровнях:
75% - при ввозе железа, парусины, шелковой ткани, а также на воск, сухие кожи, пергамент и т.п.
50% - на полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро;
25% - шерстяные ткани, железное оружие;
4-10% - на товары, не производимые в стране.
Тариф 1782 года вообще освободил большинство импортируемых в Россию товаров от пошлин, а с попадавших под его действие сравнительно небольшого количества товаров взимался сбор в размере 10% их стоимости.
Следующее очередное введение повышенного импортного таможенного тарифа произошло в 1822г., сменившееся периодом либерализации внешней торговли в начале 2-й половины XIX в.
И, наконец, в 1893г. принимается закон о двойном таможенном тарифе, по которому товары из стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто, выражаясь современным языком, представил российским товарам режим наибольшего благоприятствования. Этот закон был по существу направлен против Германии, которая в ответ повысила пошлины на товары из России на 50%. Реакцией российского правительства стало увеличение ставок пошлин на германские товары до 100%, что привело к русско-германской войне, которая завершилась заключением в 1894 году десятилетнего торгового договора.
Таким образом, формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.
В послереволюционный период с 1918 по 1924гг. таможенные институты последовательно переподчиняются Наркомфину, Наркомату торговли и промышленности. Наркомату внешней торговли, что отрицательно сказалось на таможенной политике в целом. В течение 30-х и 60-х гг. нынешнего столетия в России проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенным учреждениям по существу была вменена функция регистратора факта прохождения через государственную границу страны внешнеторговых грузов, отправленных специально на то уполномоченными внешнеторговыми объединениями, поскольку даже расчет по таможенным пошлинам за эти товары осуществлялся централизованно практически без участия таможен.
А в это время таможенная политика европейских стран и США продолжала совершенствоваться проведением следующих мероприятий:
Новые подходы во внешней и внутренней политике России в последующие годы предопределили и соответствующие меры в таможенной политике. В 1961 и 1981 гг. появляются новые таможенные тарифы, а в 1986г. происходит преобразование Главного таможенного управления (ГТУ) Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.
С 1991г. маятник торговой и таможенной политики России вновь качнулся от жесткого протекционизма в сторону крайне либеральной свободной торговли. В этот период таможенная служба России делала все возможное, чтобы уравновесить "недостаточно взвешенную политику открытия товарных и финансовых рынков, приведшую к тому, что негативные тенденции продолжают иметь место и в настоящее время.
В 1992г.
создается Государственный Таможенный
Комитет РФ (ГТК РФ). А в 1993г. принимаются
новый Таможенный кодекс и Закон "О
таможенном тарифе", способствовавшие
реализации намеченной таможенной политики.
III. Основная часть
1.Цели и функции.
Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.
2. Таможенные платежи
В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.
Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России.
Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.
Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).
По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.
В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов; протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары; преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.
Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения, связанные с формированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации.
3. Таможенный тариф Российской Федерации
Основными целями таможенного тарифа (ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе») являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.
Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной территорией Российской Федерации.
Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (ст. 18, пункт 19 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории.
Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом (ст. 3, пункт 2).
Так например, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, предельные ставки ввозных таможенных пошлин определялись Верховным Советом РФ. В соответствии с этим Постановлением ВС РФ No 5005-1 от 21 мая 1993 г. (в этот день Президентом РФ был подписан Закон РФ «О таможенном тарифе») предельные ставки ввозных таможенных пошлин для указанной категории стран были установлены в размере 100% от таможенной стоимости товара.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое (ст.3, пункт 2), за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона (ст. 34-37).